Ворона-Настя

Ворону, кто-то подстрел из охотников,видимо, упражняясь в меткости стрельбы из ружья. Она упала прямо  на тропинку, по которой мы с Витькой шли к реке, в местечко Мартын, на рыбалку. Выстрела мы не слышали, но ворона с подбитым крылом вдруг запрыгала на одной ножке, прямо перед  нами. Витька изловчился и, сняв кепку с головы, ловко накинул на ворону. Остальное было делом техники. Витька упал на четвереньки  и схватил ворону вместе с кепкой.
- Толян, попалась! - встав с колен, вместе с пойманной вороной, Витька торжественно подал ее мне в руки. – На, смотри, что с ней. Ты же наш доктор-айболит. Всех жалеешь... – сказал Витька.
Я аккуратно взял кепку с птицей и стал рассматривать пойманную ворону.
- Витек, а это же вороненок! Молодой еще. Клюв на половинку почернел, а снизу желтый, да и сам еще маленький,до вороны ему далеко...
Прижав к себе вороненка, который и не пытался особенно сопротивляться,  я внимательно посмотрел, что с ним случилось.  - Крыло оказалось перебитым в двух местах, даже дробь застряла. Стреляли издалека, иначе бы прошили насквозь и  не было бы вороненка в живых. Левая ножка была перебита, скорее он её сломал, когда падал с высоты – делал я одно заключение за другим.
- Ну, что с ним делать будем? – спросил я Витьку.
- Отпустим, пусть его подбирают свои-вороны, может вылечат... Они всегда  защищаю своих, соберутся стаей и отбивают, даже раненных. Я много раз видел, как мой кот Борька пытался вороненка поймать,  и каждый раз его вороны  атаковали, словно пикирующие бомбардировщики. Один раз коту по морде так наклевали, что он тут же отпустил добычу, а сам прятался в сарае. Того вороненка куда-то с собой увели, не подпуская к нему никого, даже нашего Шарика и того клевать стали...
- Тут, Витька, другое дело.  Стаю ворон ,видимо, перестреляли или сильно распугали, видишь, нет никого. Иначе бы они давно сюда слетелись. Так, что один он уцелел. Давай возьмем его с собой.  У тебя дома клетка из сетки из под кроликов пустует. Посадим туда, когда оклемается, мы его выпустим.
Витька охотно согласился.
- Идет, пусть посидит в клетке и подразнит Бориску. Котяра слюньки попускает: съел бы, да никак – сказал Витька, явно представляя себе своего кота Бориса, которого он недолюбливал.
Сказано, сделано.  Мы снова завернули вороненка в кепку и отнесли его в Витькину клетку, что стояла пустая после кроликов, которых когда-то держала семья Витьки.  Но старший брат Колька, ушел  служить в армию, а сестра Нинка, уехала  учиться в Ленинград в ФЗО при Кировском заводе, поэтому крольчатина никому теперь не нужна была, а тем более Витька не любил кроличье мясо.  Он больше предпочитал вегетарианскую пищу: салаты, морковку, огурцы,  в общем любую зелень, а зимой щи из квашенной капусты,  заправленные сметаной. Молоко, молочные продукты, творог и сметану, особенно добавив туда ягодного варенья,да с блинами. Так и говорил: - Где блины, там и мы, а где  сметана, творог, да варенье – просто загляденье!
Перевязал аккуратно сломанную лапку, и промыв ранки  зеленкой на крыле вороненка, мы поместили его в клетку. Поставили туда чашечку с водой, насыпали пшеничной крупы, и раскрошили пол-яичка. Сверху набросали   старый домотканый половичок, чтобы не привлекать внимания других птиц и особенно кота Бориску.
Так у нас с Витькой появился вороненок-подранок, мы даже решили подобрать ему имя.
- Давай, назовем его «хромой», потому что он хромает на одну ножку – предложил Витька.
- Да! А может его сразу «инвалидом» кликать? – возразил я другу.
Мы долго спорили, но так и не нашли подходящего имени. Стали просто звать между собой «вороненком». Со временем вороненок окреп, у него зажило крыло, и он стал пытаться летать из одного конца клетки в другой, ножка заросла, но хромота осталась. Кот Борис, глаз не сводил с вороненка. Он мог часами сидеть рядом с клеткой в тени сарая, с прикрытыми глазами, будто бы спит. Несколько раз он пытался заскочить на крышку клетки, а оттуда  просунуть лапу через щели в решетке, сцапать вороненка. Но, сетка была с мелкой ячейкой и лапа кота не влезала внутрь клетки.
Витька, заметив неуёмное желание Бориса схапать вороненка, раза два сильно отшлепал кота веником, приговаривая: - Не тронь! Не тронь! Лови своих ворон сам! Кот стал опасаться своего строгого хозяина и уже меньше проявлял интереса к вороненку.
Как-то вечером, когда Витька решил накормить вороненка и подходил к клетке ,он явственно услышал какой-то голос. Витька прислушался.
- То...ляннн, То...ляннн! Да это же вороненок говорит. Вороненок заговорил – крикнул еще  издали  мне Витька, увидев меня.
- Как заговорил? – не поверил я.
- А так, пойдем, сам услышишь!
И вот мы у клетки. Тихо крадемся, чтобы не испугать птицу. А вороненок, словно, нас и дожидается.
- То...ляннн, То...ляннн, То...ляннн,кррр – кричал вороненок.
Тут уж я чуть не выпал в осадок.
- Во дает! Он что, может говорить все, что захочет? – спросил я Витьку, глупо улыбаясь. 
-Может! Только научить его надо -  ответил важно Витька, явно довольный  произведенным эффектом.
И мы стали учить вороненка говорить. Но, кроме слов" Толян", "кот" и словосочетания  "дай воды", он ничему новому не выучился. Но, Витька не унывал: - Не все сразу. Его нужно учить по системе, сегодня мы ему говорим слово,например- "собака". Сто раз ему говорил это слово, вороненок, наверняка, его запомнит.
И вот мы с Витькой по  очереди говорим ему полдня одно и тоже слово: "собака" У меня уже язык отсох от произношения слова " собака". Витька вошел в раж, встал на четвереньки и стал говорить: - Гав, Гав, собак,собака,собака... Но, вороненок вертел головой, и никак не реагировал на наше обучение.
Устав тренировать вороненка, мы ушли по своим мальчишечьим делам. Наше место занял Витькин пес Шарик. Вылез из конуры, он сел в тени будки, недалеко от клетки с вороненком  и несколько раз лениво гавкнул.
Через несколько дней, когда мы с Витькой пришли навестить вороненка, он отчетливо кричал, хлопая крыльями – Гаф, гаф.
- Он же говорит – гав, гав – догадался Витька.
И мы, снова, ринулись учить вороненка.Со временем, в клетке вороненку стало совсем тесно.
- Витька, - сказал я своему другу. – Ему нужно где-то научиться летать, а потом его можно и выпустить на свободу.
- Ты чего, Толян!? А разговаривать, кто будет учить? Улетит неучем. Да и потом, представляешь, мы входим на школьный вечер с говорящей вороной !Ну,до настоящей вороны ему ещё далеко-возразил я.
- Еще месяц и он станет вороной. Вот увидишь, он же не человек, чтобы расти восенадцать лет, а птичка, вылупилась из яйца, и полетела в дальние края...
- Вороны не летают в дальние страны, они же зимы не боятся – возразил я Витьке.
- Кто улетает, кто остается –не согласился со мной Витька. Так училка говорила, это называется- миграция. Корм ищут, если корм есть, то не улетают, зимуют, где родились, а если нет, летят, где можно прокормиться.
Но,посоветовавшись,мы все же решили пространство для вороненка расширить. В сарае, где отец Витьки хранил дрова было пусто: за зиму сожгли, а новых еще не заготовили.
- Давай в сарае окно засетим и будем выпускать, пусть учится летать-преложил я Витьке. Так и сделали. Вскоре вороненок переселился из тесной кроличьей клетки в  просторный сарай. Сперва робко, а потом все смелее и смелее  начал летать, перелетая из одного конца в другой, садясь на жердочки, торчащие из стен сарая. Вороненок быстро превратился в ворону и вскоре мы уже поняли, держать ее взаперти больше нельзя. Разобьется о стены, так ей хочется выбраться на свободу.
- Ну, вот вырос наш вороненок, теперь два выхода: подрезать крылья, чтобы не улетел или второе, выпустить его на волю – сказал я Витьке.
- А кто будет говорящую ворону в клубе и школе показывать? Мы же для этого его учили. Хочешь все насмарку пустить? Все наши усилия коту под хвост - возмутился Витька. – Не ожила от тебя ,Толян, такого подвоха.
- Вороненка – будем учить говорить – напомнил мне Витька. – А вырос в ворону – зачем учить, пусть летает. Так? - распекался Витька все больше и больше.
Я не стал возражать: - Ворона твоя, делай с ней, что хочешь!
Витька крикнул: - Чуть что твоя, а ты зачем ее спасал? Сам перевязку делал, лапку лечил...
- А давай бросим жребий, - неожиданно предложил я.
Витька, как азартный игрок среагировал мгновенно.
- Давай. Только чур, выбирать жребий буду я.
Мне ничего не оставалось делать, как согласится.  И вот кидок монеты в воздух, выпадает «орел», по условиям жребия условия диктует Витька.
Витька походил из угла в угол по комнате, потом подошел ко мне.
- Значит так! Обрежем крылья, и ворону будем еще учить разговаривать. Если не научиться говорить, отпустим на волю. Пусть куда хочет, летит.
- Да, а как она с подстриженными крыльями полетит? – возразил я.
- Но, мы отрежем немного, чуть-чуть, чтобы быстро отрасли. Нам до школы еще две недели осталось, вот за это время она у нас еще научится и крылья отрастут.
- Слушай Витек, а давай  все же ее как-нибудь назовем. А то ворона, да ворона, - предложил я.
- Давай. Придумай! Ты мастак на такие дела, - согласился Витька.
- Я слышал от кого-то рассказ про Наталку-воровку, будто бы женщина превратилась в воровку, летала и все воровала. С высоты-то все видно, где что лежит, - предложил я, как вариант название.
Витька согласился.
- А что, хорошо! Только не Наталка,  а давай Настей, наша ворона вовсе не воровка.
Я не стал возражать: - Пусть будет Настя.
Так у нас ворона получила, наконец-то, свое имя. Правда на слово Настя, она никак не реагировала, зато с подрезанными крыльями она больше стала сидеть на жердочке и слушать наши с Витькой разговоры. В один прекрасный день, ворона вдруг заговорила совершенно новые слова, которые ранее не знала: - Закрой ворота, Борька – дурак и еще каких-то совсем непонятных, то ли  дай в рожу, то ли дай в руки…
- Вот, видишь Толян, дело пошло, скоро Настя будет совсем разговаривать, как настоящий человек.
Но, не суждено было сбыться  нашим надеждам. У Насти не заметно от нас отрасли крылья, и когда Витька оставил дверь сарая чуть приоткрытой, ворона вышла через узкую щель, постояла, потом разбежалась, взмахнула крыльями и взлетела наверх сарая.  Уж, как мы не манили Настю, но она, сидя на верхушке сарая, лишь смотрела на нас, будто хотела запомнить своих спасителей. Потом она взмахнула крыльями и резко полетела в сторону леса. Мы бросились за ней, но кто же догонит летящую птицу.
Споткнувшись, упал Витька, я следом за ним, мы лежали на мокрой земле и смотрели, как наша Настя, набрав высоту, полетела к своим сородичам, которые невесть откуда-то взялись целой стаей..
- Эх, пропали наши труды – вздохнул Витька, вставая с коленок.
Я ничего не ответил
Но, однажды, когда осенние дожди  зачастили, чуть ли не каждый день, деревья оголились, только ярко-красные грозди рябины остались гореть под окном нашего класса, прилетели птицы, целая стая  сели и стали клевать ягоды рябины. Вдруг одна из птиц подлетела близко к окну, села на форточку и стала стучать клювом по стеклу. Витька, сидевший рядом с окном,  толкнул меня локтем.
- Это же Настя!
Класс замер, учитель то же на какое-то время перестал объяснять задание.
- То...ляннн, То...ляннн! – выкрикнула вдруг ворона, и снова стала стучать клювом по стеклу.
- Это же она тебя зовет – вскрикнул Витька,снова толкнув меня в плечо, и бросился к окну. – Настя, Настя, мы здесь! – крикнул Витька. Это наша ворона, мы ее выходили, она умеет говорить. Она к нам в гости прилетела, - кричал на весь класс Витька.
Все вскочили, бросились к окну посмотреть на говорящую ворону. Но, она еще раз клюнула по стеклу, видимо, узнав Витьку и меня, и как бы попрощавшись, взмахнув крыльями вспорхнула и улетела вслед за другими птицами.
Класс долго шумел, не веря случившемуся. Только мудрый учитель, Василий Степанович, улыбался про себя, давая ребятам выразить свои эмоции. Он хорошо помнил пословицу, которая бытовала на фронте, когда война  ушла из освобожденной страны, во вражеские страны и города, где шли ожесточенные бои:  На чужой сторуношке, рад родной   воронушке!
- А тут она сама прилетела, попрощаться,видимо, захотела. Хорошие у меня ребята и Ершов и Кириллов. Их даже птицы любят, и Василий Степанович незаметно вышел из класса. Он не хотел, чтобы ребята видели выступившие на его глазах слезы.

P.S. Настя весной вернулась в наши края, свила свое гнездо, и у нее появились собственные воронята. Изредка она залетала во двор к Витьке Жбану, садилась на крышу клетки из под кроликов и,  щелкала клювом по крышке клетки и снова улетала.
Витька полез посмотреть , для чего Настя залетает к нему на клетку и был удивлен. На кусочке тряпочки лежали, принесенные вороной кусочки стекляшек, среди них обручальное кольцо и еще какие-то бусинки.
- Это она нам отплачивает добром за добро, - сказал я Витьке.-Зря мы её отпустили,сейчас бы она нас знаменитыми сделала...А так,какие-то побрякушки собирает,- отозвался Витька. А я был рад:-Настя жива и воронят родила-жизнь продолжаеся!-Только что,- отозвался Витька и расплылся в своей неповторимой  мальчишечьей  улыбке.


Рецензии