Из записок пилота - Предчувствие

  А сегодня, 6 августа 2016 года, мы наконец-то полетели тренироваться на воду. В этом году до водных процедур всё как-то руки не доходили. Наконец терпение кончилось, и мы полетели. Погода подходящая - без осадков, нормальная видимость. Вот только ветер довольно плотный - метров 10 в секунду. Впрочем, для взлёта с воды так даже лучше. У Корвета, когда он плывёт, всегда опущен на воду кончик крыла с поплавком. Если моторы двухтактные Ротаксы, как у нас, то надо левое крыло опускать. Это связано с направлением вращения винтов - в нашем случае легче поднять из воды именно левое крыло. Ведь для взлёта с воды сначала надо выровнять по горизонту крылья. Чем сильнее ветер, тем легче оторвать от поверхности воды законцовку крыла.
  Обычно наши водные тренировки проходили под Серпуховом, на Цимлянском карьере. У этого места есть одна особенность - карьер немного утоплен относительно окружающей местности, и ветер у поверхности воды может часто меняться и иметь какое угодно направление, но только не такое как в округе.
  Путь от Малино до Цимлянки стандартный у нас - на запад, мимо полосы в Торбеево и мимо аэродрома в Новинках, до Симферопольской трассы, и далее на юг до Оки. Топлива в баках было маловато - часа на полтора-два полёта. Поскольку топливомер просто показывает наличие топлива, точное его количество мы держим в голове на основе измерения уровня в баках и на основе того, что известно, сколько литров заливали.
  Шли по ветру, довольно быстро. Болтало не сильно. А вот и Серпухов с карьером. Снизились и приступили к тренировке. Обычно в процессе занятий мы делали 10 посадок и взлётов на акватории, после чего отправлялись домой. Но в этот раз всё как-то по-другому было. На душе у меня неспокойно. Сначала сделали по одному конвейеру - амфибия касается воды, после чего, без остановки, приступаем к взлёту. Затем мы начали делать посадки с полной остановкой на воде. Обороты минимальные, касание, постукивание волн о фюзеляж и приятное шуршание воды, пробег, падение скорости, нас качает в момент остановки - классно. Левый поплавок коснулся воды, мы плывём на холостых оборотах до точки разворота против ветра. Затем разворот, оторвать от воды крыло, взлёт. Первая посадка Сергея, следующая моя. Всё получается, всё хорошо. И сильный ветер нам только помогает в самом сложном - в отрыве от воды поплавка. Правда во время первого взлёта мы обнаружили, что на разбеге винты не развивают максимальных оборотов. Это неприятно, но не страшно - взлёт и так происходит в штатном режиме. С тех пор как мы крайний раз регулировали винты, температура воздуха немного опустилась. Воздух стал плотнее, и в результате, при текущем угле установки лопастей, мы не можем достичь максимальных оборотов. Придётся заняться на аэродроме. Скорее всего, в момент взлёта, поменял своё направление ветер, что характерно для этого карьера. В результате мы взлетали не со встречным, а с попутным, что ещё больше усилило эффект недобора оборотов винтами. На встревоженное замечание Сергея касательно оборотов, я ответил "Продолжаем взлёт", взвесив все детали ситуации.
  На душе моей по-прежнему неспокойно. Выполняю коробочку над акваторией, заход, касание, остановка. После разворота легко отрываю от воды крыло и взлетаю. Впереди ещё примерно 6 заходов. Но тут меня прорвало:"Полетели домой, Серёга." - сказал я. Видимых веских причин для такого решения не было. "Полетели" - согласился Сергей.
  Путь домой у нас тоже стандартный - на восток вдоль Оки, мимо Пущино и мимо аэродрома Большое Грызлово. Далее над трассой М4 на север до кольцевой дороги А108 и немного на восток до аэродрома. Но у Сергея, видимо, тоже неспокойно на душе. Правда у него есть причина. Он почему-то боится, что топлива не хватит, хотя топлива, по моим расчётам, ещё на час полёта. Дорога домой вся против ветра, и скорость небольшая у нас. Но топлива, всё равно, более чем достаточно, с запасом. Когда мы были над Окой и до трассы М4 километров 10 оставалось, Сергей сказал:"Давай срежем, напрямик лети." Управлял в этот момент я. Спорить не стал, так как по-прежнему было мне неспокойно. Пошёл напрямик над сплошным лесом.
  Замаячили впереди посадочные полосы в Малино, бетонная и грунтовая. Подошли, заход. Серёга посадил Корвет на грунтовку... После касания, на пробеге, неожиданно остановился левый двигатель. Остановился как-то резко, без затухания. Просто раз, и винт неподвижен. "Вот оно твоё топливо" - сказал Сергей. "Да не могло оно кончиться" - ответил я. Дорулили до стоянки на одном моторе. Припарковали аппарат.
  Если бы движок встал в воздухе, то ничего страшного. Просто это очень неприятно. Дошли бы на одном. Хотя - сильный встречный ветер мог помешать. Оставшийся мотор мог перегреться, и тогда пришлось бы идти на вынужденную. Ведь такой случай уже был - встал левый Ротакс далеко от дома, правый начал греться из-за того, что мы переборщили с защищающими от переохлаждения ленточками на радиаторе (было холодно), пошли на вынужденную посадку на кривое поле в Калужской области.
  Подошёл начальник аэроклуба. "Это вы так топливо экономите?" - спросил он. "Нет, произошёл отказ двигателя уже на пробеге" - ответили мы.
Стали ковыряться с мотором. Долго экспериментировали с запуском, пока не пришли к выводу, что мотор и бензонасос в порядке, но проблема с карбюратором. Сняли его для промывки. Потом, дома, выяснилось, что засорился один из жиклёров. После промывки всё было как и прежде - можно лететь.
  Но предчувствие... Оно стойко держалось у меня в этом полёте. Да и у Сергея тоже. И не зря. Почаще надо прислушиваться лётчикам к таким вещам...

25.12.2016


Рецензии