Дипломатические этюды

— Напишите, пожалуйста, статью в газету,— сказал князь Горчаков Тютчеву.
— К сожалению, не могу.
— Почему?
— Вам бы хотелось, чтобы я написал ее как дипломат. А мне бы хотелось, чтобы я написал ее как писатель.
— Напишите ее как писатель.
— Тогда вы пожалеете, что попросили меня ее написать.
— Но если вы ее не напишете, то я тоже пожалею.
— И в том, и в другом случае вы пожалеете. И чтобы этого не было, возьмите назад свою просьбу. Считайте, что вы меня не просили. И что я вам не отказывал.
— Но в этом случае я пожалею, что не попросил вас написать статью,— сказал, улыбнувшись, Горчаков.
— Уверяю вас, что это будет самая малая ваша жалость из всех ваших жалостей,— отвечал Тютчев.
— Дебил, ****ь! В глаза мне смотри! – воскликнул великий дипломат.

— Есть поэты, которые после первой своей книги пишут всё лучше и лучше. А есть поэты, которые после первой своей книги пишут всё хуже и хуже,— сказал Горчаков Тютчеву.
— Вы меня к каким относите?
— К первым, разумеется.
— Вот и ошибаетесь.
— Почему?
— Потому что ни к первому, ни ко второму типу меня отнести нельзя.
— Почему же?
— Потому что никаких книг до сих пор, хотя мне пошел уже шестой десяток лет, я не издавал.
— Дебил, ****ь! В глаза мне смотри! – резюмировал великий дипломат.

Однажды великому дипломату Горчакову удалось предотвратить австрийское вмешательство. Летом 1854 года союзники штурмовали Севастополь. Придя на прием к императору Францу-Иосифу и заметив в его лице некоторое замешательство, Горчаков мгновенно понял, что императором только что принято важное решение, в правильности которого он, однако, все еще сомневается. Горчаков перешел в атаку. Он сообщил Францу-Иосифу, что пришел проститься, ибо получил достоверную информацию о том, что Австрия начинает войну против России. «Нет, уверяю Вас, это неправда», — пролепетал смущенный австрийский император. Во время горчаковского демарша сомнения Франца-Иосифа только усилились, и он изменил свое решение.
— Дебил, ****ь! В глаза мне смотри! – подытожил великий дипломат.


Рецензии