Очерк. Открытка на праздник

На нескольких страницах воспоминаний гражданской жены А.В. Колчака А.В. Книпер, посвящённых, в основном, верховному правителю и лагерным мытарствам Анны Васильевны после расстрела адмирала в Иркутске, нашлось место и для пары абзацев о её детстве в доме отца – известного пианиста В.И. Сафонова. Там есть фраза: «Подарки получали мы только на Рождество и Пасху все и лично каждый в дни рождения и именин».
Вот уж воистину всенародные и любимые праздники, если нашлось место для упоминания о них в такой ситуации.
Яркие воспоминания о Рождестве связаны не только с подарками, получаемыми и даримыми каждым с раннего детства и до глубокой старости, были ещё и торжественная церковная служба, и катание с гор на санках, и таинство гаданий, как отголосок дохристианского язычества, и, имеющие те же истоки, колядование и хождение ряженых. Не последнюю роль в создании праздничного настроения играли и поздравительные открытки, которые православие безоговорочно приняло в действующий арсенал своих средств.
Выпускались открытки, по тем временам, весьма большими тиражами, но поражает, прежде всего, не это, а разнообразие сюжетов: осмотр нескольких коллекций общим числом около тысячи единиц хранения, позволил выявить не более десятка открыток с сюжетами, повторяющимися в моей тысячной подборке.
Здесь и рисованные, и фотооткрытки, и комбинированные из тех и других, и с блёстками из зеркального стекла и фольги, и с фрагментами из бархата и шёлка, металла, перьев. Цветов, волос и других материалов.
По сюжету их можно разделить на художественные, урбанистические, праздничную принадлежность которых определяла только надпечатка типа: «С Рождеством Христовым!» или «Рождественский привет из Петербурга!». А также с бытовыми мотивами, библейскими, с романтизированным пейзажем и, наконец, самые многочисленные – с элементами растительного мира.
Порой изменения политической жизни вносили свои коррективы в этот список. Так цензурные послабления добавили сатирические сюжеты в поздравительную открытку, а первая мировая война милитаризировала её, дополнив довольно однообразную атрибутику классической «поздравишки» оружием и мундирами, благородными сёстрами милосердия и печальными ранеными бойцами.
Последние ещё более углубили тему милосердия и сострадания чужому горю, которые всегда были отличительной чертой Рождества. Не случайно самые трогательные рассказы о внезапной бескорыстной помощи страждущим, погибающим, неожиданном спасении их заполняли страницы именно декабрьских журналов.
В Рождественскую ночь ходили люди по домам славить Христа. И хозяева благодарили славильщиков разными подношениями от куска пирога до денег, исходя из достатка.
Про Алексея Михайловича Тишайшего говорят, что снимал он царские одежды в эту ночь, надевал простенький тулупчик, шёл на окраину Москвы и выбирал, Христа пославить, самую убогую хибарку.
Вот как описал это И. Епифанов:
- …пропета «Дево днесь Пресущественного рождает», и незнакомец с поклоном говорит:
- С праздником, хозяйка!
- С праздником, родимый! – слёзно моргая глазами, отвечает старуха и суёт славильщику сухой крендель, - Не обессудь, родной!
- Э, полно! Спасибо и на том!
Бережно спрятав дар в карман, незнакомец сел на лавку около иконы и пристально оглядел неказистую обстановку избы.
- А что, бабушка, неужели ты одна здесь живёшь?
- Нет, родной… дочка у меня… больная… вот всё за ней ухаживаю…
- А что за хворость у ней?
- Попритчилось ей, надорвалась за работишкой.
…За печкой, на соломе, разбросанной на полу, лежала девушка. Высоко-высоко поднималась её грудь, порывистое дыхание тяжело вылетало у неё из раскрытых губ, руки были раскинуты и конвульсивно то сжимались, то расправлялись.
- Бедная! – шепчут губы незнакомца; низко-низко склоняется он над больной и незаметным движением подбрасывает под солому туго набитый кошель…
С IY века все христиане восточные и западные празднуют Рождество по взаимной договорённости в один день – 25 декабря. Этому предшествовала весьма серьёзная полемика. И хотя нет твёрдых исторических оснований утверждать, что воплощение Бога-Слова последовало именно 25 декабря, на решение в пользу этого дня Кирилла (Патриарх Иерусалимский – 350-387 гг) и Юлия (Папа Римский – 337-352 гг) могло повлиять и то, что на этот день приходится равноденствие и происходит как бы нарождение солнца. Иные предполагают, что 25 декабря избрано ещё и потому, что язычники в этот день праздновали свои Сатурналии – ежегодные торжества в Древнем Риме с карнавалами, пиршествами, во время которых не соблюдались сословные различия, когда бедным раздавали деньги и делали друг другу подарки. Подобные факты отцы церкви всегда учитывали.
И тут компромиссы. В канун Рождества стоит поучиться им у наших мудрых и незлобивых предков.
Использованы открытки из коллекции автора.

Газета «Зеленогорский вестник» № 2, декабрь 1990.


Рецензии