Святитель Филипп и патриарх Никон

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, декабрь 2016.


Ведущий: 16 июля (по «новому стилю») наша церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Слушайте беседу к этому дню историка Владимира Махнача. Но речь пойдет не о житии святителя.

Махнач: Напомню вам, что мирское имя Филиппа — Федор. Родом он был из старинной московской боярской фамилии Колычевых. Огорченный и удрученный междоусобицами придворными, сей светильник Русской земли покидает Москву, уходит на Север, год крестьянствует на погосте Кижи. Признайтесь, что многие в Кижах были, но не знаете, что это место связано с именем Филиппа. И наконец уходит еще дальше и принимает пострижение в знаменитом Соловецком монастыре. При игуменстве Филиппа возведены первые каменные здания монастыря, которыми сейчас любуются те, кто бывает в этой обители. И с именем игумена Филиппа связано хозяйственное могущество, а не только дальнейший рост духовного авторитета монастыря.

Затем, в 1568 году его призвали на освободившееся место митрополита Московского. То было в опричнину. И святитель Филипп возвысил свой голос не только против зверств первого тирана в нашей истории — царя Ивана IV, но также против самой опричнины как учреждения тиранического и тоталитарного. То было первое выступление Русской церкви против тоталитаризма.

Святитель Филипп погиб, по распоряжению царя его убил прихвостень и палач Ивана Малюта Скуратов, но Филипп был прославлен монахами Соловецкого монастыря еще при жизни тирана.

В следующее царствование добродетельного Федора Иоанновича мощи будут возвращены монастырю. Пройдет еще полвека, и в 1652 году мощи Филиппа переносятся на его митрополичье место в Успенский собор Московского кремля. С кем и с чем это связано? А связано это с жизнью и деятельностью другого светильника Русской церкви — патриарха Никона. Родом он был мордвин, нижегородский крестьянин, стремившийся к просвещению и ставший священником. Затем он стал монахом строгого Спасского скита на Соловках при основателе этого скита, преподобном Елеазаре Анзерском. Затем по монастырским делам он был в Москве. И сам юный царь Алексей Михайлович, встретившись с отцом Никоном, был так потрясен впечатлением от этого монаха, что упросил монастырь (в те времена цари о таком просили) отдать ему отца Никона. В Москве он был архимандритом Новоспасского монастыря. При Никоне в этом монастыре собирается кружок ревнителей благочестия — тех, кто кует тогда основы будущего нравственного и культурного подъема Русской земли. Затем он митрополит Новгородский, прославившийся не только тем, что утихомирил взбунтовавшихся новгородцев, но также добился того, чтобы к бунтовщикам не были применены никакие репрессии. Он закономерный кандидат на патриаршество в 1652 году. Но Никон троекратно отклоняет избрание. Почему же? Ну, один раз этика требовала. Когда кого-то избирают епископом, а тем более патриархом, многолетняя традиция требует сперва смиренно отказаться. Так поступали все. Но только один раз! А зачем же три раза отказываться? Несомненно, велись какие-то переговоры.

Судя по тому, что Никон все же принял патриаршество, у него были условия занятий кафедры первоиерарха Всероссийского. Мы не знаем, какие переговоры он вел с государем. Но мы видим последствия. Став патриархом, Никон сам отправляется за мощами святителя Филиппа и сопровождает их в Москву. При въезде в город, святые мощи встречает сам государь Алексей Михайлович и при народе просит убиенного Филиппа простить прегрешения своего предшественника. А ведь Иван IV не был родственником Алексей Михайловича, династия же сменилась. Значит, речь идет не о грехе рода, а о грехе власти. Тем самым царь отрекается от тирании! А Никон тем самым, вслед за Филиппом становится в ряду борцов с тоталитарными ухищрениями государства, с тоталитарными посягательствами государства на свободу церкви. Ну, конечно, с посягательствами того времени, а не нашего. Те посягательства даже смешны по сравнению с тем, что мы пережили в нашей новейшей истории. Но ведь все в истории имеет свое начало. Нет, патриарх Никон не стремился подмять под себя, подчинить себе молодого, талантливого и добродушного царя Алексея. Он лишь стремился восстановить традиционную христианскую симфонию  властей. Он лишь восстанавливал то, что церковь разработала еще в IV-V веках по Рождеству Христову.

Христианское государство, но только христианское, может пребывать с церковью в симфонии. Тогда церковь вручает христианскому государю светскую власть, не вмешивается в государственные дела, но полностью сохраняет за собой власть духовную, сохраняя тем самым право нравственного суждения по любому шагу государя, государства, правительства, властей. Все подлежит нравственному суждению, а в экстремальных ситуациях и осуждению церкви.

Вот к восстановлению чего стремился убиенный святитель Филипп, вот что восстанавливал выдающийся деятель и просветитель нашей истории патриарх Никон. И нам, наверное, полезно знать такие страницы истории.


Рецензии