Святитель Иоанн Златоуст

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, декабрь 2016.


Ведущий: 13 ноября (26 по «новому стилю») празднуется память святителя Иоанна Златоуста. Предлагаем вашему вниманию беседу историка Владимира Махнача.

Махнач: В наших передачах мы уже касались важнейшей темы воспитания. И вот сегодня нам хочется обратиться к забытому эпизоду из истории церкви.

В крупнейшем городе христианского востока — Антиохии Сирийской жила молодая вдова. Город был знаменит своими школами, знаменит своей торговлей, город был более чем многолюден. Тогда, в IV веке нашей эры в Антиохии жило не менее трехсот тысяч жителей. На западе таких городов просто не бывало. Она овдовела рано, осталась с единственным ребенком, была богата, красива, молода и могла безо всякого сомнения рассчитывать на самую блистательную партию. Но, не усомнившись ни на мгновенье, она посвятила всю свою оставшуюся жизнь воспитанию малолетнего сына, и не вышла замуж. Тихий, скромный, женский подвиг. Ее второе замужество ни у кого не вызвало бы ни малейшего нарекания, в том числе у церкви. Все поняли бы совершенно естественное стремление молодой христианки быть замужем, но она того не сделала и воспитала одного из величайших святых вселенского христианства — святого Иоанна Златоуста. Он был сыном молодой антиохийской вдовы.

Казалось бы, того совсем немного. Но жития ведь есть, безусловно, деятельный пример для нашей жизни. Вот один из таких примеров, смотрите сами. Златоуст — один из основоположников монашества, видный антиохийский проповедник, архиепископ Константинополя — царского города, великий проповедник и поэт. Более того, трех величайших церковных учителей, трех величайших отцов церкви мы объединяем вместе как «Трех святителей». Именно потому у нас большая редкость церковь Иоанна Златоуста, как и Василия Великого или Григория Богослова, но видимо-невидимо церквей Трехсвятительских. Он святитель, который обличал пороки, но также заступался за гонимых, за каждого гонимого, будь то опальный вельможа или простой житель его кафедрального Константинополя. Он сталкивался даже с соборным противоречием мало достойных епископов, ибо и в те времена не все епископы были достойны. Он сталкивался с императорским двором, и двор боялся низложить и сослать его. И в конечном итоге он был сослан и закончил дни свои в пределах нашего Отечества, близ нынешнего Новоафонского монастыря в Абхазии, но и в ссылке руководил своей паствой.

О Златоусте невозможно сделать радиопередачу: о нем написаны сотни томов. И, несомненно, будут еще написаны. Знать Златоуста необходимо. Конечно, для нас драгоценно все святоотеческое наследие, все написанное христианскими авторитетами, что впоследствии читалось в церкви. Некоторые из авторитетов даже не канонизованы, даже не святые, не прославлены церковью.

В каждую эпоху есть свои святые отцы. Не потому, что другие утрачивают свое значение, а потому что кто-то особенно важен для данной эпохи. Для XIX века, когда в России просвещенная публика увлекалась социальными нововведениями, совершенствованием общества, а трезвые люди говорили о необходимости совершенствовать самого себя, такими были, наверное, в наибольшей степени отцы-аскеты, те, кто писал о жизни христианина, о христианине и общине, христианине и обществе, церкви и государстве. Это Афанасий Великий, Максим Исповедник, Федор Студит, Василий Великий. Но есть один святой отец, чье значение никакая эпоха не поколебала нисколько. Его читали всегда. Всегда читали Иоанна Златоуста.

И мы сейчас имеем исключительные возможности. Обращаю ваше внимание, что, наконец, выходит житийная литература. В томе Житий, составленных по Великим четьям-минеям Димитрия Ростовского, можно прочесть большое Златоустово житие. Вышла прекрасная книга историка Курбатова «Ранневизантийские портреты». Там есть великолепная глава о Златоусте. И наконец мы получаем издание творений самого Златоуста. Два тома уже вышли. И на что же жаловаться христианам! Мы, наконец-то, можем читать Златоуста! Так что при всех тяготах, при всех разрушениях нашей эпохи она открывает для нас возможности, недавно еще закрытые. И мы можем обратиться к драгоценному наследию выдающегося учителя, чьей жизнью, чьим даром, чьим благочестием, учительским талантом мы в огромной степени обязаны скромному и тихому подвигу молодой антиохийской вдовы.


Рецензии