Зеркало Павловой
Земная бесконечно и вся в небесах, за облаком. Странное сочетание. Как это можно, говорить о любви так предметно, материально, что каждый вздох, вздрагивание, стон слышен другому – и всё оставить в себе, сохранить, ничего не потерять? Это же невозможно!
Ничего в поэзии не понимаю – ямбы, стопы, хореи – техника на полях листа. С кругозором тоже проблема. Как определить стиль, указать сильное и слабое, вторичное и оригинальное, не знаю. Павлова говорит языком поэзии – и я переживаю, не понимая, как это происходит, оказываясь за пределами слова.
Поставят когда-нибудь после даты её рождения чёрточку и ещё одну дату, а всё равно она будет жить, любить, петь. Как аккуратно относится Вера к тому, что будет после неё!
Река. Многострунная ива.
Кузнечики. Влажный гранит.
На нем – полужирным курсивом:
«Здесь Павлова Вера лежит,
которая, братья-славяне,
сказала о чувствах своих
такими простыми словами,
что, кажется, вовсе без них».
Сущая правда. Ей во всём можно верить. Во всяком случае в том, что относится к личной жизни частного человека, а не к субъекту морального кодекса или к члену общего собрания кооператива.
Между прочим, про влажный гранит – это 2007 год. Сейчас она на исходе шестого десятка, не девочка уже, но была ведь девочкой, и осталась вопреки календарю и поперёк течения времени. И женщиной была и осталась. Попробуйте остаться в полном сознании своего естества когда вам за пятьдесят, я посмотрю, как вам это удастся.
Ладно, верю, удаётся. А вот сказать, что остаётся и в душе, и в телесности вашей – сможете?
Стоим на пороге вечности и думаем каждый о своём…
Вечность – скатертью дорога.
Скатерть вечности бела.
Белизну ее не могут
запятнать ничьи дела.
Ни награды, ни расплаты,
ни в блаженстве, ни в огне,
только версты полосаты
попадаются одне.
Да уж, с полосатыми вёрстами всё в порядке – череда белого и чёрного.
Павлову мне открыл журнал STORY. В номер за ноябрь 2016-го, стр. 30, в разделе " Линия отрыва" собраны фрагменты написанного Верой в разные эпохи. Тема зеркала образовала общую линию. Зеркала, в которые смотрит женщина, а я подсматриваю и переживаю с ней и за неё. Выборочно:
У зеркала
В письменном столе моей памяти – не на самом видном месте, но всегда под рукой – хранится заветная шкатулка. Небольшая, изящная, старинная. Я складываю в неё комплименты. <…>
У меня сногсшибательные ноги,
и головокружительная шея,
и лёгкое, удобное в носке,
не сковывающее движенья
тело, и вольный, проточный
голос, и Золушкина ножка,
и кажется достаточно
прочной
эта одёжка.
Отдельно, в непрозрачном пакете, хранятся женские комплименты. <…>
И только в гостиничном
зеркале
увидишь, что – постарела.
Дома зеркало не замечает
маленьких изменений,
дома зеркало привыкло
заискивать, угождать,
унижаться,
ослеплённое любовью.
А в гостинице зеркало
равнодушно
и надменно. Его не подкупишь
жалкими чаевыми.
Но зачем нужны зеркала, если есть мужчины? Сокровище моей коллекции: "Вы прекрасны, как Баба-яга в молодости!" Впрочем, всегда есть вероятность, что мужчина называет тебя самой красивой женщиной на земле, потому что забыл, как тебя зовут. <…>
Зеркало по природе правдиво,
поэтому оно легковерно,
поэтому ничего не стоит
ввести его в заблужденье:
поворот головы, пары прядок
размещенье, прищур и улыбка,
и уже верещит, простофиля:
– Всех милее, румяней, белее!..
<…>
Не скрою: сорок девять.
Утешусь прибауткой:
была Царевной Лебедь, а стану Гадкой Уткой.
Но – осторожней, старость,
ври, да не завирайся! –
я всё равно останусь
самой красивой в классе.
<…> Стишок устарел, мне пятьдесят три.
Шкатулочка моя наполняется потихоньку. Заглядывать в неё приятно. Пока. Потом она, наверное, не понадобится. Что я с ней сделаю? Завещаю моим красавицам-дочкам.
Попою и попляшу,
тело белое сношу
и состарюсь в свой черёд.
А потом и смерть придёт –
выпьет зеркало до дна,
и сделается видна
тонколица, хороша
красна девица душа.
Свидетельство о публикации №216122602117