Женщины Севера

    Север не прощает беспечности, слабости и изнеженности. Так сложилось исторически: на берегах Белого моря, и на Кольской земле, и в  Поморье, рождались люди, способные противостоять суровой природе Севера. Они не только противостояли, но и напитывались этой суровостью и  силой.  Женщины северянки вбирали силу Севера, а от того обретали стойкость,  терпение, самостоятельность и прямоту.
     Образ умелой,  смысловатой, в меру ироничной, но и мудрой Северянки просматривается в  поморских  сказах,  былинах  и  легендах.   Земные, не божественные, но загадочно-мифические  женщины  Поморья отличались независимым характером, решительностью, умением постоять за себя.  Северная женщина не знала рабства и пренебрежения. Она могла быть хозяйкой и большухой, жонкой, рыбачкой, а ещё ведуньей, знахаркой и  чародейкой.  Но никогда она не была рабыней или наложницей.
       По укладу в поморской семье "вольготку"  не давали,  строгость родительская  была разумна и мудра. «В семье ещё девоньками безослушны-то были. Тато, како скажет – тако безослушно делали».  Послушность не делала женщин излишне  покорными  и  бессловесными. За себя-то поморки  завсегда стояли, да и наперекор, своё веское, мудрёное слово не боялись превозгласить.
       Ждать мужчин с моря или промысла — такова была доля поморских жонок.  И она ждала как все женщины с тревогой и надеей. При этом  она ждала не бездельно. В отсутствие мужчин женщина в  "уборе" держала хозяйство:  "В дому обрежАцце нать, да робить  лИхо" – так учили большухи молодых жонок.
      Для жонок навычно было: содержать в чистоте дом, "поломытьё то на весь дом кажную неделю делали, шоркали всё до бела".  Беломойками называли чистоплотных женщин. А во дворе ещё "нать вспахать поле, огород, заготовить сено, вырастить и убрать урожай, запасти на зиму ягод и грибов, приготовить запас веников, лекарственных трав". «Наломать губок" - собрать грибов, "насечь дрофф" - для северянки было привычным делом. «У нас никогда вдруг не отдыхают» - говорили они. Кроме того, жонки успевали «ловить и рУить – чистить рыбу,  прясть,  шить, вязать не только носки, там, одёжу каку,  дак и сети тож».  Многочисленные хлопоты, заботы называли «вертня либо битва», а работящую, усердную жонку прозывали «битисливой».
      В речи почти не употреблялось слово ходить – заменялось словом бегать. «Фчера грабить бегала» - говорит поморка о работе на сенокосе. Слово жить заменялось словом бежать. О хлопотливой жизни говорили «По смерть бежу». Часто употреблялось словосочетание «пешком бежала». Если приходилось ходить далеко, то говорили «верстую». «Куды верстуешь?» - спрашивали встречного, по виду умыслив, что он собрался в дальнюю дорогу.
     При жонках во всех делах ещё и дети, которых поморки воспитывали по заветам да по чести. "Робят воспелёнывали, ростили и в жизнь вываживали.
А ещё успевали в кадрель сходить,  в каравод".  Зимой собирались на супрЯлки - посиделки, где за ручной работой беседовали и песни пели. Вышивали по-разному: в размёт, вгладь. Пели то с выводом, то  «врастяшку», проголосно.  Красоту красотой сопровождали. «Жонки – то песни проголОсны волЫнят» - так с уважением говорили поморы.  А ещё зимой беленьём занимались, отбеливали домотканые холсты на снегу, на солнце.
      По режиму дня жонки поморские зачастую жаворонки. «Она рано жить – то поцинАет – така раностАйка» - говорят на Севере.  Северянка владели грамотой и никогда «не беднились, не жалилась на жизнь», не принято это было. Однако беседливы были, говоркие. Умели выслушать, насоветовать, а то и поучить. Умели жонки и посмеяться, без раззуды, над собой и над другими, так в поддевку, да для поучения. Много знали баек и басенок, поддевали со смехом друг друга выкрючками – присловьями да поговорками.
       Жену, супругу поморы уважительно, с любовью называли Любеюшка, Милеюшка, Сугрева, Семеюшка, а невесту Богусужена, крёстную мать Божаткою. А ещё словом ласковым одаривал мужчина говоря: "Замилушечка, голубеюшка". Не в любви признавались, когда сватались, а объявляли торжественно «Ты надобна мне! Однодумно жить хочу с тобой».
      В поморской среде не употреблялось слово «баба» в отношении к женщине. Это слово считалось верхом оскорбления. Женщин поморы называли «жОнками». «Мы не бабы, мы Жонки, а бабами – то сваи бьют» - поговаривали они. 
      Она  была хозяйкой  дома - "большУха" с мужчиной на равных, а иной раз и верх брала. Оценивая «большуху» – «жонки» спрашивали «Она большИну – то в доме удержит?»  Поморки умели бабить – оказывать родовспоможение, лечили детей своими из поколения в поколение передаваемыми способами. Знахарку уважительно называли «Бабушка-знатушка».
      А и про красоту свою северянка не забывала, старались одеться к лицу, без чванства и броскости. Женские головные уборы поморок традиционно украшались местным беломорким жемчугом.  На праздник вывески делали, сарафаны вешали. Она если без ленности, долго сохраняла статность и видность.  «В бАйны-то нать  хвОстацце, веницком, вот тело то и не оплывёт, да ходко бегать нать, да скоренько дела делать». 
      Были среди поморок и  которы в море ходили, ГрумалАньским хОдом бегАли в артели рыбаков.  На Поморье в легендах да сказах жонки поморские кормщиками были, на вёслах славно ходили, на ветер ворожили и хозяйство в уборе держали.


Рецензии