Грустный Новый год

(отрывок из книги воспоминаний "Искры северного костра")

Праздники в нашем детстве, в чукотском детском саду образца 1964-1965 года, были красивые, весёлые, с подарками. Готовились к ним серьёзно, в каждой группе был свой сценарий, все в костюмах и все заняты обязательно! Я всегда что-то учила, стихи всякие читала, в сценках участвовала, хороводы водила. Не только драчунья я была, но и артистка.

Однажды я за час с воспитателем выучила песню «Москва майская». Наверное, она тогда только появилась и к первому мая воспитатели решили порадовать  родителей новинкой. Выучила и спела через день на утреннике! Кто запомнил, подпевал отдельные строчки.

Ещё помню, что наизусть выучила стих Михалкова «Дело было вечером». Его мы читали в Международный женский день по ролям для наших мам. Я была ведущей-автором. Выучила всё подряд, и если кто-то забывал слова, вместо воспитателя подсказывала. Когда сама стала мамой, я купила книжку с этой «детской поэмой» - неужели маленький ребёнок может столько выучить наизусть??? Мдя…

Ни разу в детстве мне не удалось заполучить одну желанную роль – Снегурочка! Всё время Снегурочка была настоящая и приходила с Дедом Морозом. А стать ещё одной Снегурочкой мне не разрешали! Вдруг настоящая обидится?! Наивная чукотская девочка, я очень долго верила в чудеса новогодней ночи. Уже и внучка появилась, а я всё просила Деда Мороза о мире во всём мире, счастье детям и всем вокруг…

К чему это я новый год вспомнила? Был один незабываемый случай в саду. Всю жизнь помню это утро. Понятно, что на Чукотке ёлки не растут. Искусственных тогда, кажется, не было ещё. У нас точно не было. На какой-то каркас наматывали распушённую паклю, выкрашенную зелёнкой. А сверху вешали игрушки. Красивые, блестящие, которые нельзя было трогать, стеклянные - они сразу разбивались! Но и разбитые стёклышки шли в дело, их клали в тряпочку и стучали молотком, а потом эту цветную блестящую пыль клеили на новогодние короны и платья снежинок.
 
Короны картонные с наклеенной ватой, платья из обыкновенной медицинской марли, отороченные той же ватой. Сверху колючие кусочки разбитых игрушек, о которые можно даже порезаться. Но каким же это казалось красивым! И бумажные игрушки, и бусы из бумажных колечек, которые мы всей группой клеили – просто декоративный шедевр был! Я маму к нашей ёлке тащила и показывала – вот эти колечки, красные, я сама клеила!!! Красиво, правда???

Как я теперь понимаю, дирекция строительной компании «Бухтугольстрой» (в просторечии – БУС) в тот раз разорилась и купила нам кучу подарков – машинки, кубики, куклы. Никогда не любившая играть в куклы, я обнаружила среди подарков настоящую красавицу с чёрными волосами и голубыми глазами. Не знаю как, но этой куклой я точно буду играть первой, она будет моя, решила я.
 
Напоминать про полярную ночь я не буду, в декабре на Чукотке, естественно, полярная ночь. Во время завтрака в группе  горит свет. На шкафчике с игрушками лежит ватный снег, а на нём сидят наши новенькие куклы, наряженные в карнавальные костюмы. Моя любимая - конечно, Снегурочка!

 Ёлка посреди группы выросла за ночь… Сейчас покушаем, повторим хороводы и стихи и будем ждать Деда Мороза.Только сели за столы - погас свет. Зимой в посёлке частенько гас свет – пурга, штормовой ветер… Зажгли свечи, большие стеариновые, желтоватые на фоне снежной ваты. Нянечка зашла из кухни с ведром чая, наступила на скрипучую половицу, шкаф с игрушками качнулся и... свечка упала на вату. Вспышка была какой-то голубоватой, огонь пошёл не вверх, как у костра, а потёк по вате - сразу по всему шкафу.

Паники большой не было. Нас быстро вывели в коридор, велели одеваться и бежать в ясли, что находились рядом с садиком. А в группе продолжали бороться с огнём. Телефона в саду что ли не было? Я первой выскочила на улицу,прибежала в детские ясли, не в группу, а на кухню. Прокричала, что у нас пожар и побежала назад. Повара, нянечки, дворники, все побежали на помощь.

Общими усилиями удалось отстоять детский сад. Пострадал только шкаф с игрушками. Новыми игрушками!!! Сгорела моя уже любимая кукла – у неё расплавился нос, глаза, сгорели волосы… Я провожала её в последний путь, шла за воспитателем и спрашивала - может, можно как-то починить?! А она грустно отвечала «нет» и, открыв туалетную дырку, выбросила бедную раненую Снегурочку в выгребную яму. Вот такой получился грустный праздник. Я плакала…

***
Накануне первого школьного Нового года, в декабре 1967 года, меня назначили первой мышкой в сказке «Колосок». Не помню уже, кто были мои собратья по театру. Нет, помню, что трудолюбивым петушком был Вовка Кручинин, тихий правильный отличник и никакой актёр. А мы, две ленивые мышки, не желающие зерно сажать, полоть и жать, на его фоне просто великими талантами смотрелись.

Костюмы сшиты, роли выучены, утренник назначен. Успешно написаны полугодовые контрольная и диктант. А утром в день праздника я не смогла встать с постели – температура - 39 градусов.

Мама с тревогой смотрела на меня, щупала лоб, кормила таблетками. Об утреннике и речи не было. Но когда в двери постучались одноклассники, я сказала, что не могу подвести класс, ведь сценка не просто номер, а конкурс с другими классами начальной школы.

Идти не могла, голова кружилась и глаза закрывались. Меня принесли в спортзал, где было шумно и весело, стояла огромная ёлка из крашеной пеньки, бегали дети в костюмах. Я сидела на лавке у батареи, прислонившись к маме и закрыв глаза. На мне был очаровательный костюмчик, сшитый мамиными руками, с аккуратной шапочкой с мышиным носом и ушками, почему-то круглыми. В нужную минуту мама меня разбудила и я – полудохлая мышь – вдруг весело запрыгала вокруг Вовки-Петушка, размахивала своим хвостиком, играла в чехарду со вторым мышонком и нагло отказывалась трудиться! И реально пыталась откусить от его трудового каравая (настоящего, испечённого родителями).

За эту роль я получила свою первую школьную премию. Но оценить не смогла, потому что впала в забытьё и все новогодние праздники и каникулы провалялась в койке...


Рецензии
Замечательные воспоминания, на миг вернувшие меня в детство...

Галина Польняк   27.12.2016 11:20     Заявить о нарушении
Мы, наверное, все родом из одного детства... Спасибо!

Ирина Семерова-Малахова   27.12.2016 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.