Мои детские рыбалки

   - А не написать ли тебе новый рассказик или очерк? – прервал мою зимнюю хандру Александр Токарев.
   Правда, а почему нет? Всё равно болею. Не помогла осенняя прививка против гриппа. Да и настроение поднять не мешает. В последнее время чем ближе Новый год, тем тоскливей на душе…
    Совсем по-другому было в детстве: ощущение праздника, подарки под ёлкой, шоколадные наборы в пластиковых футлярах в виде Кремля, запах мандаринов. Помню, сторожил Деда Мороза в засаде. Отец мой, офицер милиции, говорил, что Дед Мороз приходит поздно ночью и открывает дверь отмычкой. К сожалению, на посту я всегда засыпал, а, проснувшись, понимал, что всё пропало – подарок уже лежал под ёлочкой.   
   Давно нет  бати моего, Станислава Павловича, как нет и двоюродного брата Лёхи, с которым неразлучны были в деревенских проказах в гостях у бабушки. Приезжали к ней на летние каникулы в посёлок Холм-Жирковский, что в Смоленской области. Через дорогу от дома было два больших пруда, на которых мы дневали, порой и  ночевали. Удочка – ореховый прут, лодка – надутая камера от зиловского колеса, улов – золотые карасики с пятак размером. Но однажды обловили мы взрослых рыбаков, и обловили серьёзно.
    В то время входила в моду ловля на «резинку» (донку с резиновым амортизатором). Увидели мы с Лёхой, как рыбаки раскинули такую снасть в углу пруда и ловят себе карасей с ладонь. Всеми правдами и неправдами добыли мы резинку, попробовали, было, встать под боком у  взрослых, но те нас прогнали. Ну что же, отошли подальше и встали у мостков. Завезли на своей камере груз-кирпич, насадили десяток крючков тестом, щедро сдобренным анисовыми каплями, купленными в аптеке.  Уселись на бережке, даже не надеясь на поклёвку. Ведь, как мы думали, самое уловистое место уже было занять. Но тут  пошли клевать караси, да какие! Серебряные красавцы из тех, которых нужно пару-тройку на сковородку. Уже взрослые с завистью поглядывали на наше ведёрко.
   Клевали караси и ночью, вываживаемые из темной воды под тусклым светом керосиновой лампы. Клевали беспрестанно до тех пор, пока не лопнула резинка-амортизатор. А новую взять было негде. Надо ли говорить, что вскоре наше место было уже занято?
    В детстве я рыбалкой буквально болел. И лечиться, конечно, не собирался. Вырезал из газет «Сельская жизнь» и «Советский спорт» статьи на рыболовную тематику. Особенно любил про самоделки. Были у меня и медные блёсны-ложки, посеребрённые в отработанном фиксаже. Были и самодельные мормышки из оргстекла, и деревянные воблеры. Альманахи «Рыболов-спортсмен» зачитывались до дыр, скопил денег и купил ледобур и ящик для зимней рыбалки.
    В последнее время очень популярна ловля на безмотылку, а я открыл её для себя ещё классе в девятом или десятом. Помню,  ловил зимой, наживляя мормышки  или толстым рубиновым мотылём, купленным в магазине «Московского общества охотников и рыболовов», или личинками чернобыльника, добытыми из засохших стеблей острым перочинным ножиком.
    В ту рыбалку наживки у меня не было, зато были прекрасные новые мормышки, купленные на «Птичьем рынке». Разноцветные миниатюрные «капельки» с бусинками на крючках, они так и просились в лунку. Привязываю серебристую с чёрным бисером,  опускаю до дна и начинаю изгаляться в попытке привлечь рыбу к мормышке без насадки. Сейчас уже и не помню, как там я её тряс, но несколько плотвичек, к своему удивлению, всё-таки изловил. Дело было на реке Десне, что пересекает Калужское шоссе недалеко от Троицка.  Тогда совсем безлюдные,  сейчас эти места активно застраиваются.
   Безлюдьем, однако, Десна совсем не страдала в период половодья. Только сходил лёд, толпы рыболовов выстраивались по берегам, чтоб открыть сезон ловлей в проводку. Ловили на мотыля, вытаскивая мелкую уклейку, плотвичку, ершей и окунишек. Открывал сезон и я, стоя целый день у воды со своей бамбуковой удочкой за 1 рубль 50 копеек. «Телескоп» тогда был пределом мечтаний!
   Солнечное утро сменилось моросящим дождём, но я стойко ловил рыбу. На мне был тёплый армейский ватник, но не было шапки. И вот мокрый, с удочкой и пакетиком рыбы возвращаюсь домой в автобусе. Кондуктор, увидев такое дело, принялась растирать меня водкой. Снаружи, конечно. Внутрь мне никто выпить не дал – мал ещё. В СССР люди просто так не проходили мимо мокрых замёрзших подростков.
   С этой же бамбуковой удочкой ловил я ротанов на Пахорских прудах. Ротан - рыба вкусная, но больно уж неприглядная. Как по мне, то звать его надо не ротан, а голован – голова составляет треть тела этой рыбки. Вкусен он и вяленый, и жаренный на сковородке, и в котлетах. Клевал этот деликатес на червя, причём предпочитал, чтобы червя на крючке постоянно поддёргивали. Ловили по пакету ротанов, но вот беда – всё мелочь. А мне хотелось ловить больших. Пытливый детский ум подсказал решение. Я взял кусок «клинской» лески, привязал гайку вместо грузила, на здоровенный крючок насадил выползка и закинул эту снасть в траву, оставив на ночь. Украдут – не жалко.
   Эксперимент прошёл удачно: на следующий день вместе с пучком травы я выволок ротана размером больше ладони. Он жадно заглотил выползка, пришлось вырезать крючок ножом. Каждую ночь в течение недели я вылавливал по крупному ротану, нанизывал его на веточку и шёл через поле на автобусную остановку. Во время одного из таких переходов чуть не наступил на зайца, спрятавшегося в траве. Ушастый косил на меня испуганным глазом и, поняв, что обнаружен, задал стрекоча, только трава зашуршала.
    Вот такие они были, первые  рыбалки, открывшие путь к одному из главных увлечений в моей жизни. Путь, на который встал в раннем детстве и с которого не сворачиваю по сей день. 
                Андрей Рыбаков, г. Москва, г. Троицк.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.