О почине комсомольцев нашего класса

      Каждое лето, когда поспевала ягода,  я ходила с подругами в согру. Но ещё и бродили через протоку на Акутихинский остров.  Лазили по деревьям – рвали черёмуху. А потом наступала очередь смородины. Бывало, нарвём по ведру и несём в «Сельпо». Вырученных денег хватало нам на походы в кино. Наши заработки были невелики, но хоть на кино денег в это время у матерей не просили.
   
В десятом классе стали уже задумываться о том, как будем зарабатывать деньги на жизнь после окончания школы. В апреле 1959 года из Быстроистокского райкома комсомола приехали функционеры в Акутихинскую среднюю школу. На комсомольском собрании они агитировали нас, будущих выпускников,  ехать после окончания десятого класса на работу на центральную ферму Быстрого Истока.  В те годы были у комсомольцев нашей страны разные почины. То на стройки звали, то на работу в совхозы. «Всем классом – на центральную ферму!» – таков был призыв райкомовских работников. Обещали: «Мы вам работу дадим, квартирами обеспечим, захотите учиться в институте заочно, так поможем…».

Присутствовали все родители, в основном, это были мамы. Отцы у большинства одноклассников погибли на фронте. Родители много дискутировали, а те, чьи дети учились хорошо, были категорически против этого призыва. Несмотря ни на что, все комсомольцы нашего класса проголосовали за то, чтобы ехать на ферму работать скотниками и доярками. В районной газете о нашем почине написали большую хвалебную статью.

Вскоре к нам домой пришёл мой дядя. Андриан Михайлович Черепанов – брат мамы имел богатый жизненный опыт. Прошёл путь от рядового красноармейца, был сотрудником НКВД в Алтайском крае. В годы репрессий его отправили работать с заключёнными в Бодайбо. Он был начальником в Исправительно-трудовой колонии.  Когда началась Великая Отечественная война, подал рапорт в Управление НКВД, просил добровольно отправить его на фронт. Но эту просьбу отклонили.  Он просился на фронт несколько раз, чтобы  бить врага, но его оставили работать с заключёнными в Бодайбо. После смерти И. В. Сталина перевели его  в Барнаул на должность Начальника Управления УВД Алтайского края, но Андриан Михайлович  работал здесь очень короткое время. Подросли новые молодые кадры. Пришли люди с высшим образованием, поэтому его отправили на пенсию.
 
 Понимая то, что высшее образование имеет решающий фактор в получении профессии, он пришёл направить меня на путь истинный. Дядя пришёл к нам, чтобы дать мне совет, и уже с порога заявил:
 – Я читал в газете о том, что вы классом едете после школы работать в Быстрый Исток, на центральную ферму. Я тебе и твоим одноклассникам не советую этого делать. Ничего для вас райком комсомола из всего обещанного не сделает. Если поедете, то только загубите свою жизнь.

– Как Вы можете говорить такое!? Вы же – коммунист! – возмутилась я.
– Вот оттого что я – коммунист, поэтому всё и знаю. Потом посмотришь. Убедишься, что я был прав. Я тебе всё сказал.
После собрания о нашем почине никто уже не говорил. Сдали экзамены. После выпускного вечера встречались одноклассники очень редко. Ещё и потому что я уехала работать на центральную ферму. Оказалась, что из всего класса я одна поддержала почин.

Приехала летом на центральную ферму. Там моя тётя работала дояркой уже много лет.
 – Да какая из тебя доярка будет?! Ты же коров боишься, – сказала мне тётя. Управляющий поставил меня работать воспитательницей в детском саду. Пообещал поставить заведующей, когда наберусь опыта. Жила в семье тёти, в доме на два хозяина. Чтобы дать квартиру или какое-то жильё, как обещали райкомовские работники, никто и не заикнулся.

В первую же неделю моей работы я решила провести с детишками профориентацию – показать, где и как работают их мамы. А мамы работали доярками, поэтому повела я их к месту дойки. Уже с горки, которая была за детским садом, они были видны. Доярки вручную доили коров. Вот и остановиться бы мне было на том месте. Однако я повела детей ближе.

Коровы увидели малых деток, замычали, замотали головой, заволновались, задвигали ногами. Бык заревел. Доярки начали успокаивать коров матом. Вдруг я увидела чёрную гадюку. Это Бог послал её предупредить меня об опасности. Змея появилась внезапно, ползла в нашу сторону, угрожающе двигая языком. Я повернула детей назад, пошли быстро в детский сад.  Интересно, что и гадюка свернула и поползла в другую сторону.

В этом детском саду я работала недолго. Получилось так. Управляющий совхозом приехал в детский сад, когда меня назначал работать воспитателем, сказал мне:  "Вот поработаешь здесь, наберёшься опыта, потом поставлю тебя заведующей детского сада". А заведующая стояла рядом и всё слышала. В конце недели она вытащила целый ворох грязных вещей, как будто год их не стирали, и сказала мне:  - Постирай это всё! А мы работали неделю с ней вдвоём. Стирать я вообще не умела. Мама этим занималась дома. Отказалась я и здесь стирать. Уехала в Акутиху и больше не приезжала на центральную ферму - это посёлок Приобский сейчас.

 Приехав домой, узнала о том, что большая часть одноклассников сдали экзамены в институты, поступили все, и уже их нет в посёлке Акутиха. Помчалась и я следом, только не в институт – время для поступления было упущено. Сдала документы в Бийское техническое училище № 3. Сюда принимали без экзаменов. До начала занятий было ещё много времени, поэтому я поехала на уборку урожая в верхануйский совхоз им. Молотова. Опять работала в четвёртой бригаде.
 


Рецензии
Замечательный ностальгический рассказ. Вернуться бы сейчас в то далекое прекрасное время хоть на мгновение.

Петр Панасейко   04.12.2021 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Пётр, за прочтение моих мемуаров. Вы порадовали меня своими откликами. Чувствуется родство души. Моя девичья фамилия - Ненчук, наверное, поэтому. Алифтина.

Алифтина Павловна Попова   05.12.2021 07:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.