Социологические типы философов и поэтов
В это же самое время существует лишь несколько формальных и неформальных групп философствующих субъектов.
Хотелось бы подробнее остановиться именно на философах, а не на поэтах, хотя многое в анализе можно перенести на поэтов и тем более на писателей и другие творческие группы.
Философы в современном мире существуют в том обществе, которое их окружает. Если это демократическое общество, то и способ существования, действия и способ философствования оказывается демократическим, то есть направленным на размышления о народе и для народного блага.Проще говоря, философы растворяются в народной стихии, она их захватывает и несет , не давая задуматься о своем месте и смысле существования.
Есть и социологический взгляд на общественное и индивидуальное существование. Раньше преобладала марксистская теория общества, по которой в обществе существуют противоречия и борьба классов. Философ и группы философов также участвуют в этой борьбе. В Советском Союзе все философы были на стороне пролетариата. Они должны были создавать духовную, методологическую и научную базу для победы рабочего класса. Советские философы этим всю свою жизнь и карьеру занимались.
Другой социологической моделью является теория М. Вебера, по которой философы, как и другие члены общественного организма, подчиняются общественным воздействиям , вызванным целерациональными причинам и ценностнорациональным или традиционным взаимодействиям. Будем считать, что четвертое аффективное воздействие на философов не влияют. В зависимости от того, выбирает философ цель для своего философствования или находит высшую ценность чем-либо, от этого зависит его философия, образ жизни и т.д.
В традиционном обществе все действия и способ философствования подчинены традиционным ценностям и цели.
Кроме целеполагания и влияния ценностных ориентиров , как полагает немарксистская социологическая наука, на философа очень большое давление оказывает власть. Не та внутренняя власть, о которой говорил Ницше. Это не власть, исходящая изнутри как некая воля к власти, когда любой человек хочет господствовать над близкими или над животными( как тот кучер, что избивал лошадь на глазах у Ницше). На философа воздействуюет и внешнее господство, что пронизывает общественные отношения. Отчего формируется три основных типа философствующего субъекта: 1. рациональный тип философа-бюрократа, который замыкается в академической среде, получает деньги от государства как служащий образовательного заведения, ведет соответсвующий образ жизни, заводит семью и т.п. Примерами таких философ-бюрократов являются преподаватели университетов, различных учебных заведений и школ. Их образ жизни отличается лишь уровнем дохода, что дает государство и подработка. Самыми яркими представителями такого типа философствования являются немецкие классические философы. Особенно выделяется среди них Гегель со своими бюрократическими отчетами, учебными речами, лекциями и т.п.
2. Другим идеальным типом философствования является традиционный или исходящий из под монархического типа правления. Философы такого типа вынуждены обслуживать царственные дворы, чтобы их признавали, печатали, чтобы к ним прислушивались и уважали. Обычно философы этого типа, как и другие ученые люди вынуждены свои теории и взгляды подстраивать под так называемую традиционную идеологию. Тридиции, ритуалы, символы власти и т.д. играют важную роль во всех обоснованиях и взглядах таких философов. И не только философов, но и поэтов, а главное многочисленных придворных историков. История и бытие мира переписывается под правителей. Если первый тип философов вынужден соблюдать этикет, связанный с режимом заведений, то второй - с режимом двора и его представителей.
3.Третьим типом философствования и образа жизни философа является харизматический. Как и образ харизматика-правителя этот тип философа очень красочен и своеобразен. Он полностью подчинен тому, чтобы понравиться многим, а лучше всем сразу и навсегда. Харизматические философы не служат ни в заведениях, ни при дворах, если их туда не приглашают специально и к тому же они могут всегда проигнорировать любое приглашение. Такой тип поведения накладывает заметное влияние на внешний вид философа и образ его мысли. Самые интересные теории можно узнать именно у такого типа философов. Такого же типа поэты считаются гениальными, ибо только они могут достучаться до самых потаенных уголков души и потревожить самые тонкие струны человеческих сердец.
Каждый из писателей, поэтов, историков, философов может определить свой тип на основе научного метода, рассудительного и наблюдательного способа.
Свидетельство о публикации №216122701304