В ожидании сказки

               
На смену снежному морозному ноябрю пришел влажный и теплый декабрь.  Пропитанный влагой снег пожух и опал, словно кто-то взял и смял его, упав сверху на снежную взбитую постель. И капель, несмотря на ночь, все также оголтело тарахтела, будто торопилась сообщить, что задумала все пласты снега, оставшиеся на крышах превратить в безопасные весенние ручьи. По тротуарам можно было двигаться смело, не опасаясь коварных наледей, на которых скользит прохожий, машет руками, пытаясь хоть как-то удержаться на ногах.
Радуясь такому обстоятельству, по черной стреле тротуара быстро шла женщина, успевая при этом разглядеть преображенный, украшенный, готовый к празднику город Алматы.
С самого начала месяца баннеры с новогодней рекламой, серебряные олени, елки с бегущими огнями и гирляндами, снеговики и Деды Морозы несли  свой почетный караул у дверей аптек, магазинов, больниц и кафе, не взирая ни на слякоть, ни на туман, ни на падающие с капризных непредсказуемых небес дождевые капли.
А у внучек Алины Петровны,  начиная со  Дня Независимости, то есть с  16 декабря,  стояла в квартире искусственная елка.  Девочки, попрыгав около нее и повизжав от радости, успели уже привыкнуть и к разноцветной мишуре, и к  стеклянным шарам,  и потому не слишком обращали на нее внимание. Сидели рядышком, как обычно, на большом разлапистом кресле, уткнувшись  в любимые бесконечные мультики на плоском экране, висящем на стене. И говорили о елке только тогда, когда вспоминали, что ждала их еще одна, большая и нарядная, в театре имени Лермонтова, куда родители уже купили девочкам билеты.
 И Алина Петровна не знала, было ли у них то ожидание  чуда, с которым она всегда встречала Новый год, то предвкушение сказки, идущее из далекого-далекого детства…


Выпростав руку из теплоты одеяла, перевернувшись на спину, девочка открыла глаза. Льющий в окошко неяркий зимний свет, отражаясь  от  стен и потолка, окутывал комнату  молочной белизной. С минуту  Лелька еще лежала, выпутываясь из липких пут сна, но вдруг встрепенулась и села. Горячая волна захлестнула ее, изумленно забилось сердце, и радость, наполнив его до краев, свернулась в груди ласковым и теплым комочком. Лёлька торопливо вылезла из кровати, побежала, распахнула  дверь во вторую комнату, служившую также и кухней…
А елки нет!

Бабушка хлопочет у плиты. Сквозь кружки на печи просвечивает оранжевое  пламя, играет золотыми  драконами на  кастрюлях и чайнике.
-Ты куда босиком? Заболеешь!
Бабушка берет Лелькину руку и  ведет обратно.
- А елка где? – спрашивает Лелька.
- Елку еще не принесли.
- А кто принесет?
- Мама. Или, может быть, Дед Мороз...  Стой, не вертись, заплету тебе косы!
Но Лелька не может стоять на одном месте, у нее вопросы.
- Когда придет мама? Где сейчас Дед Мороз? Как он найдет наш дом?
У бабушки голова другим занята - ей не до расспросов, а потому отвечает она коротко и неохотно. Но грустнеет внучкино лицо: щеки надуты, пухлые губы подались вперед, а с ресниц больших серых глаз готовы сорваться слезы. Тогда бабушка  подводит внучку к столу, на котором стоит швейная машинка.
- Смотри-ка!
Берет со стола, встряхивает и распрямляет яркий с рисунками конверт.  Лелька ахает. Вот оно, ее платьице! Еще вчера она стояла сбоку от бабушки, умоляя дать ей покрутить ручку черной машинки. А бабушка  старательно отделывала кромку ворота и кармашки и отрицательно качала головой.  Ярко-красная ткань змеилась под «лапкой», разноцветные зайчики в костюмах и платьях, с мячами и скакалками, прыгали тут и там, то появляясь, то прячась в складки недошитого платья. И только в самом конце Лелька все-таки покрутила машинку, когда бабушка подшивала у платья подол.  И вот теперь оно совсем готово!
 Мягкая фланель скользит по детскому тельцу, обволакивая его приятной теплотой. Платье колокольчиком расходится к низу. Зайки, почуяв свободу, прыгают по нему, уже нигде не скрываясь.  Бабушка застегивает сзади воротничок -  Лелька находит кармашек.
- И сразу руку в карман! – смеется бабушка.
 
Мир восстановлен - она ведет внучку завтракать. А после завтрака снимает клеенку, столешницу присыпает мукой и несет, вываливает из кастрюли на стол большой кусок теста.
- Для пряников? Человечков будем делать? Праздник, праздник! – скачет на одной ноге Лелька.
В гости придут ребята… Будем водить хоровод, песни петь про елочку и каравай. Мама будет в красивом платье и  станет играть  с ними в «Фантики» и «Воздушный пузырь», в «Горячо-холодно»...  Дети прочитают стихи, а в самом конце бабушка и мама раздадут всем подарки, где в каждом кулечке будут печеньки и конфеты, орехи и яблоко, а  самое главное – пряничные человечки!
Лелька помнит, как делали их в прошлом году. У бабушки в руках - колесико на ручке. Мчится оно по раскатанному тесту, как мчался на одноколесном велосипеде мишка в цирке шапито, куда недавно возили  их детский сад.  Вьется-тянется за колесиком резной изогнутый  след, вырисовывая фигурки то мальчиков, то девочек… Фигурки - на лист, лист - в печку. И уже румяные, потолстевшие, душистые вынимаются человечки из печи, остужаются, покрываются белой глазурью – и снова, еще раз,  в печь.  А потом, когда  остынут, начинается самое главное:  за дело берется мама и цветными карандашами рисует им лица -  человечки перестают быть одинаковыми.   Лелька выбирает, кто из  них самый красивый и гадает, какая девочка попадет к ней в пакет, потому что мальчики попадут только мальчикам.
По количеству фигурок можно сосчитать, сколько гостей придет на Лелькин праздник. В прошлом году она считала их с бабушкой, а в этом году сосчитает  сама…
- Человечков пряничных завтра испечем. Елка для тебя будет послезавтра. А сегодня мы просто встречаем  Новый год.    Сделаем только пирожки и колечки, - прерывает ее мечты  бабушка.
 Новый год?..  А елки нет!

Девочка помогает раскатывать тесто, катает жгутики для колечек, попутно отправляя кусочки в рот.
- Ты опять! – сердится бабушка. – Сколько можно говорить, нельзя есть кислое тесто!
- Оно не кислое, сладкое! – мотает головой  Лелька, снова отщипывая мягкий   комок.
 -  Забыла, как в прошлый раз у тебя вздуло живот?  Иди-ка ты лучше поиграй! А то и платье замараешь…
Но Лелька идет к окну.  Может, и вправду придет Дед Мороз? Он уже был у них в детском саду. Дети ждали его, усевшись на скамеечку в ряд. Но, когда он зашел,  Валя из младшей группы вдруг заревела, а за ней  - другие малыши. Лелька  сидела рядом и тоже засопела. Тут нянечки прибежали, рёвушек похватали, понесли в группу успокаивать.  Лелька сообразила, что так можно прозевать самое интересное, плакать перестала, скатилась со скамеечки назад, перебежала за спинами ребят к другому концу  и стала толкать белобрысого Вовку, чтобы отвоевать место с краю.  Вовка сердился-сердился, но все же подвинулся:  Наталия Ивановна шикнула на него, она уже читала загадки «Подскажи словечко».
- Снег на улице идет. Скоро праздник…
- Новый год! –  вразнобой подхватили ребята выученную загадку.
А потом среди накрахмаленных «белых снежиночек» кружилась и Лелька, пела, водила хоровод.  И Дед Мороз танцевал у елки, слушал детские стихи, раздавал конфеты,  яблоки, а потом вручил всем подарки – разрисованные кульки с конфетами и солнечными мячиками - мандаринами…
И все же лучше, если Дед Мороз придет с мамой!

После обеда Лелька играла, а бабушка лежала. Спать Лелька наотрез отказалась:
- Хоть в праздник я могу от сна отдохнуть? – риторически спросила она.
Бабушка засмеялась, оставила внучку в покое и велела только не шуметь.
А когда встала, то сказала:
- Тебе мы обновку справили, а теперь и елочке надо!
Достала из шкафа цветную бумагу, клей, ножницы, фольгу - и закипела работа! Бабушка рисует и собирает гирлянды, внучка вырезает серебряные звезды,  склеивает пары разноцветных флажков - ими уже завален весь стол.
А елки нет…

 Лелька посмотрела на окно – оно уже начало сереть. Когда работу закончили, окно  стало сиреневым. 
Лелька снова прилипает к стеклу, сплющив о него курносый нос. Разглядывает пустынную улицу, где фиолетовыми чернилами все гуще красит село зимний вечер. И вдруг… 
- Ма-а-ма! 
Тянет  мама за веревку  алюминиевые санки. Привязанная к ним за середину, волочась макушкой по земле, едет прямо к Лельке  красавица-елка!
С ликующим визгом девочка бросается к двери. 
Пахнуло в лицо морозным арбузным воздухом из сенок.  Показался толстый, с лохматыми, загнутыми назад ветками, ствол ели. Цепляясь за дверную раму, наконец, влезла середина.  И без всяких усилий вплыла в комнату, смяв половики, остроконечная верхушка.
- Что так долго? – спрашивает бабушка.
- Только недавно елка у старшеклассников закончилась. Пока  игрушки сняли... да еще в клубе спорили, кому елку забирать. Хорошо, что  первая подала заявку в профсоюз, а то бы пришлось ехать за елкой в город.
- А Дед Мороз где?- не терпится Лельке.
Мама удивленно смотрит на нее, бабушка отвечает:
- Придет, придет Дед Мороз, занят пока на школьных праздниках.  А уж ночью придет елку наряжать и подарок тебе принесет…
- Какой? – перебивает девочка.
- А вот увидишь!
Стол в кухне задвинут к окну, табуретки - к стенам, в центре комнаты -  деревянный крест с дырочкой посередине, в него вставляется елка.
Поплыл по комнате еще один, новый, аромат, смешиваясь с запахом испеченных пирожков.
Бабушка считает, что  елка пахнет смолой, но Лелька точно знает:
- Елка пахнет Новым годом!
Жаль, только, что дедушка Мороз так поздно придет: она уже спать будет.

 Так и случилось.
Бабушка снова возится у печи. Мама пошла в магазин и дочку с собой взяла, чтобы та погуляла. А на обратном пути  Лелька остается на горке: там собралось много ребят. Горку за калиткой в прошлые выходные сделала мама. А теперь детвора облепила ее, забираясь на верх по ступенькам и съезжая на картонках и санках вниз.
Когда Лелька вернулась  домой, белая пудра снежка на ветках ели уже растаяла. Зато появился у стены на табурете большой  коричневый  чемодан. А в нем, как сокровища  Али-Бабы, поблескивают и переливаются игрушки!
Лелька стоит у чемодана, гладит  пальчиком шары, берет в руки те игрушки, что на самом верху и даже парочку вешает на елку. Но дальше ей делать это не позволяют: игрушки стеклянные, бумагой переложены, ну, как не за то потянешь да разобьешь!
- А Дед Мороз не уронит?
Мама с бабушкой хохочут и говорят, что нет.
День закончился. Лелька пьет чай с вареньем и пирожками, затем ее отправляют спать.  А что же Дед Мороз?

 Лелька лежит и  прислушивается: вдруг хлопнет уличная дверь? Но она не хлопает, а мама с бабушкой за комнатной дверью  о чем-то шепчутся, чем-то шумят, чем-то стучат, чем-то шуршат …
Не выдержала Лелька: прокралась, приоткрыла щелку и просунула в нее  любопытный нос. Елку украшали мама и  бабушка.
- А  дедушка где?
-Запаздывает, - поворачивается мама. – Сами пока справляемся. А ты иди, иди спать, а то и вообще не придет, если не будешь слушаться! Носит подарки Дед Мороз только послушным детям...
Лелька вернулась в кровать, повздыхала, поворочалась, и, наконец, задремала. 
А когда открыла глаза, в комнате царил полумрак, на кроватях посапывали мама и бабушка, и только одни бессонные часы ритмично стучали: «тик-так, тик-так»…  Дверь в соседнюю комнату была приоткрыта. Лелька  сначала не решалась  встать, но любопытство оказалось сильнее. Нашарила тапочки, двинулась на цыпочках, тихо скользнула за дверь.
-Трак, трак! – громко раздалось вдруг. – Трак!
Девочка вздрогнула, взглянула на печь: после треска  ярко и весело заплясал в ней огонь, заиграл языкастыми отблесками на порозовевшей стене. Раскаленными обручами светились кружки на пустой  печной поверхности, треск  сменился ровным гулом:
-У-у…  Ууу…
- Это уголь! – догадалась девочка и обернулась к ели.
 От вспыхнувшего пламени сразу стало светлее. Пробивался  над оконными занавесками серебряный  отсвет снега. А посреди комнаты, упираясь блестящей пикой в потолок, вспыхивающими искрами серебра подмигивала наряженная елка!
Теплый воздух, двигаясь  от печи, слегка колыхал бумажных зверей, и даже шарики от этого теплого ветра слегка качнулись, стукнулись друг о дружку и  пропели испуганно: «Дзы-ынь!»
 Перебарывая страх темноты, Лелька шагнула к елочке: вблизи можно было даже разглядеть игрушки. Вот знакомая лисичка из сказки «Колобок» несет узелок на палочке через плечо… Вот клубника на петельке и пара темных вишен...  Лелька двинулась вокруг елки, касаясь иглистых веточек, пытаясь разглядеть и вспомнить старых друзей, как вдруг чуть-чуть не упала: длинная картонная коробка стояла у ее ног! 
Девочка присела, приподняла крышку и уже догадалась, что там.  Конечно же, кукла! Но невозможно ничего рассмотреть! Пришлось закрыть поплотнее дверь. Сбросив со стула новый перекидной календарь, на котором даже в темноте можно было  рассмотреть четыре крупные цифры: 1, 9, 6, 0 - подтащила Лелька к выключателю табурет и включила свет.

 А кукла-то была не простая! Это была кукла-мальчик.
 Как-то Леля спросила у мамы:
-А почему все куклы только девочки?
- Бывают и мальчики, - возразила мама.
- Что-то не видела! Ты мне такую купишь?
Ничего маме покупать не пришлось: отгадал, выполнил ее желание Дед Мороз!
 А мальчик какой чудесный – совсем малыш! На голове -  вязаный чепчик. Шерстяная красная кофта с белыми полосками под штанишками короткими на лямочках. Приподняла Лелька вверх кофту и увидела белое тонкое белье. И носочки белоснежные, и шнурки белые на коричневых туфельках. А глаза у мальчика во все стороны бегают: как бы она его не крутила, они к ней поворачиваются и, конечно, закрываются, если куклу на спину кладешь.
Прижала девочка малыша к себе, а он вдруг пропищал тоненьким  голоском:
- Ма-ма!
Лелька пришла в полный восторг! Ей тут же захотелось показать мальчику елку, которая теперь сияла, сверкала, горела  разноцветными игрушками, блестела мишурой.  Лелька подняла его за голые твердые ножки и прошептала: «Смотри, как красиво, смотри!». Но кукла была тяжелой. Лелька попыталась перехватить ее за туловище, однако не удержала, и  новая роскошная игрушка,  накренившись,  полетела вниз!
 Мальчик упал боком – на свою детскую ручку, сделанную так искусно, что видны на ней были каждая складочка, каждый пальчик и каждый ноготок!  И вот  один, самый большой палец, который  торчал немного в сторону, у него оказался отбит…  Лелька обнаружила это, когда подняла куклу. Она очень расстроилась. Вот, не успела получить игрушку … Что скажет завтра мама? Ни за что не поверит, что принес  Дед Мороз сломанную куклу!
Лелька шмыгнула носом. Потом села, положила малыша в картонную кроватку,  накрыла крышкой, наклонилась и обняла коробку, из которой сладковато тянуло запахом, похожим на тот, что стоит в конфетном  отделе  городского магазина...
 Как жалко мальчика! 

Она не слышала, как хлопнула входная дверь, не заметила, как он вошел, но когда  подняла голову, взгляд уперся в огромные валенки, расшитые по бокам снежными узорами. А когда взглянула наверх, увидела красную шубу и посох, и носатое  бородатое лицо…
Лелька очень испугалась! Рядом не было ни мамы, ни  бабушки, ни даже воспитательницы, и она подвинулась поближе к елке.
- Кто  у нас тут не спит? – грозно спросил  Дед Мороз. – А,  это непослушная девочка, которая испортила мой подарок!  Хочешь, я  заберу его обратно?
- Нет-нет, пожалуйста, не надо!..  Я больше не бу-у-уду! –  заревела Лелька.
- Не будешь?  Ну, ладно... Подарок,  оставлю я, так уж и быть, но ты  береги его и впредь не роняй!  Обещаешь?
- Обещаю, - закивала обрадованно Лелька, глядя в подобревшие глаза Деда Мороза.
- Ну, раз так, отправляйся спать!  Надо слушаться старших. А играть с куклой завтра будешь... Нет уж, лучше  сам  я тебя отнесу!
Тут он подхватил ее, и щекоча колючей кудрявой бородой, легко донес до кровати.
- Спи!  - приказал он.- И не вздумай больше вставать, Леля.  Спокойной тебе ночи!
- Вам тоже спокойной… – пробормотала  Лелька, чувствуя, что в самом деле ужасно хочется спать.
Как он вышел, она уже не слыхала, потому что моментально  уснула…

Выпростав руку из-под теплоты одеяла, Лелька перевернулась на спину и открыла глаза. Белый молочный свет заливал комнату. Первый солнечный  луч наступившего нового года уже пытался заглянуть в окно…
Ощущение какой-то радости вдруг охватило девочку. Что-то очень хорошее должно было произойти.  Или… уже произошло!
Она вскочила, вылезла из кровати. Подбежала к двери, ведущей в соседнюю  комнату, и распахнула ее…
Ёлка!


Алина Петровна стояла у прилавка магазина, стараясь ничего не забыть. Так, сахар, яйца, имбирь, сахарная пудра… Что там нужно еще для пряничных человечков?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.