Очерк. А Новый Год всё торопится

При жизни своей английский лорд Ротшильд славился не только своим богатством и влиянием на политическую и экономическую жизнь в стране и в мире, но и тем, что ежегодно накануне Рождества, в сочельник, а именно 24 декабря, дарил каждому водителю лондонского омнибуса и кучеру кэба фазана, куропатку или какую-нибудь другую дичь. А так как приятная эта акция происходила с утра, так и ездил общественный транспорт британской столицы конца прошлого – начала нынешнего века с притороченными к козлам пернатыми подарками щедрого и богатого на выдумки миллиардера, как бы напоминая окружающим, что самый главный и самый радостный праздник у порога, и надо вспомнить о близких. Ведь это тот день, который у каждого связан с лучшими воспоминаниями: приятными подарками, радостными встречами, тёплыми поздравлениями и пожеланиями, несущими всегда, таков уж этот праздник, элемент таинственности и неожиданности.
Скажем, мог ли ожидать принц Олаф Норвежский, что получит в подарок целый остров с морским портом, лугами, фермами и рощами в одном из скандинавских фиордов – Гардангере? А ведь получил же его на Рождество в 1907 году, будучи четырёхлетним ребёнком, от совершенно незнакомой ему датчанки мисс Мерген из Христиании.
Вот и мы под Рождество ждём приятного и неожиданного. Ну, пусть не остров с лугами и фермами и даже не фазана, а хотя бы добрый знак внимания в виде открытки с тёплым праздничным пожеланием в канун зимних праздников от человека, которого ты глубоко уважаешь, а, может быть, втайне любишь, не имея возможности открыться.
Конечно же, читателям нашей газеты интересно знать, использовалась ли автомобильная тематика авторами поздравительной открытки. Моя почти пятнадцатитысячная коллекция «поздравишек» позволяет мне совершенно ответственно заявить, что не успевал человеческий гений изобрести очередную техническую новинку, как её тут же начинали эксплуатировать композиторы поздравительных карточек. Более того, ни одно мало-мальски значимое мировое событие не избежало их внимания, будь то покорение полюса или космоса, война или революция или появление на европейском подиуме новой моды или заметной манекенщицы.
Живо откликаясь на политическую, экономическую, техническую и культурную жизнь планеты авторы и дизайнеры поздравительной открытки до революции тем самым разнообразили достаточно скудную каноническую символику рождественской и новогодней почтовой карточки. Стоило, например, появиться дирижаблю, как Николай Угодник, трансформировавшийся ныне в такого знакомого нам Деда Мороза, для скорости передвижения пересел на него и начал разбрасывать свои подарки с лёта, чтобы они, видимо, достались большему количеству послушных и непослушных детей (для последних в давешние времена он всегда носил с собой розги).
Со временем и Новый Год стал то ли поздно просыпаться, то ли испытывать недомогание от предновогодних застолий. Думается, именно поэтому на поздравительных открытках он сначала сел на сани, затем пересел на паровоз и дирижабль и, наконец, на самолёт и автомобиль, преодолевая свой вечный путь по земному шару всё с большей и большей скоростью. К слову, на современных открытках он уже, совершенно не имея времени, приспосабливает иногда для передвижения ракету.
Но вернёмся к автомобилю, которым на открытках пользовались и простые смертные, чтобы довести до дома ёлки или многочисленные подарки, или, наконец, чтобы не опоздать к встрече Рождества или Нового Года. Революцию, которую совершил двигатель внутреннего сгорания на дорогах, совпадала с превращением почтовой карточки в активное средство массовой коммуникации. Люди не только поздравляли с помощью открытых писем друг друга и сообщали новости, но и сделали их предметом коллекционирования, накопления и передачи с помощью изображений на открытках различной информации. Потому-то и выпускалось их до 1917 года, в частности, поздравительных карточек, такое великое множество разновидностей, что первая повторная «поздравишка» мне попалась лишь тогда, когда моя коллекция перевалила за тысячу единиц. А до этого ни одна из найденных мною праздничных открыток не повторилась. В том числе и те, на которых в числе прочей рождественской или новогодней атрибутики художники изобразили вполне реальные или совершенно фантастические автомобили.
Посмотрите, дорогой читатель, на них, окунитесь в атмосферу рубежа веков – двух рубежей (!) – и ощутите это время через разницу в скорости и дизайна такого любимого нами автомобиля, который, признаемся, не так уж сильно и изменился: четыре колеса, двигатель и салон. И который, задумайтесь, уже больше века помогает нам встречать Рождество Христово и Новый Год.
С праздником вас, дорогие автомобилисты!
В качестве иллюстраций использованы открытки из коллекции автора.

Автомобильная газета «5 колесо», Санкт-Петербург, № 48, 29 декабря-18 января 1997-98 гг.


Рецензии