Преодоление себя
Современный писатель Александр Костюнин
продолжает традицию реализма в русской литературе, которая сформировалась в конце XIX века и сохраняется в XX, XXI веках.
В творчестве писателя можно отметить удивительную способность
показать внутренний мир человека, его психологические состояния, развитие чувств, эмоций. Перед читателями раскрывается духовный мир современника, прослеживается связь людей и природы.
Человек – часть
природы, у которой свои законы. Надо научиться их уважать. Человек возьми у природы столько, сколько тебе нужно для жизни, тогда она поможет тебе как другу.
В рассказе «Вальс под гитару» читатель имеет возможность узнать духовный мир подростка. Автор представляет читателям героя рассказа. Обычный мальчишка в не слишком модной одежде с необычной поклажей: гитарой без струн. У него непокорные неухоженные волосы и ясные глаза.
Подросток поведал о своем нелегком пути освоения музыкального инструмента незнакомому мужчине, попутчику в автобусе. Интуицией ребенка он угадывает во взрослом доброго человека, который не будет смеяться над его страхами и неудачами. Детство и отроческие годы подростка омрачены большим горем, смертью отца. Объявления о войне нет, однако отцы многих русских мальчишек погибают на неизвестных войнах.
Мальчику подростку нужна родительская любовь, наставничество отца, верная дружба со сверстниками. У героя рассказа этого нет. Он один на один со своими проблемами.
Трудности в учебе должен преодолеть сам. Никто не протянет ему руку, не поможет разобраться в нотах, в школьной премудрости по учебным предметам. К тому же учеба в музыкальной школе является предметом насмешек со стороны сверстников.
Подросток размышляет о своем душевном состоянии:
«Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я плохо, очень плохо учился. Не понимал учебного материала.
Принимался учить тексты параграфов учебника наизусть без понимания смысла. Не помогало.
То же самое по баяну: ну, орёт на меня училка — хоть ты что. Дома мать исходит на крик — и за двойки, и за баян».
В отрочестве и ранней юности человек одинок. Он ушел из детства, взрослым еще не стал. Ему нужно заботиться о своем будущем. Индивидуальный опыт приобретает методом проб и ошибок. Учителя и мать стараются по-своему помочь ему. По их мнению, он недобросовестно относится к учебе в общеобразовательной и музыкальной школе. Они не в состоянии понять причин незнания и неумения.
Жизнь юного музыканта становится ежедневным кошмаром. Этот кошмар
невыносим. Подросток решает уйти во мрак тьмы, где надеется обрести покой и свободу от злого мира. У него не получается освоить ремесло, чтобы стать нужным человеком.
-Чем такой "свет" — лучше всегда "тьма", - объяснение подростком решения уйти из жизни, от бессилия порожденного неумением выполнять учебный труд.
Обращение подростка к природе помогает ему обрести уверенность в своих способностях и возможностях.
Тополя и березы, молчаливые стражи на его пути в школу и обратно, не равнодушны к подростку, тянутся вверх и приглашают его подняться ввысь.
«Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу. Я поднял голову, и мне бросилась в глаза не одна, не две, а сразу четыре берёзы. "Ага, — думаю, — хорошо!" Не то, чтобы я был уверен в такой оценке, просто стал сильно желать её».
Желание и надежда раскрепостили подсознание. В подсознании подростка возникает картина суеты муравьев, которую он любил наблюдать семилетним ребенком.
Сравнив бег своих пальцев по клавишам с бегом муравьев, юный музыкант обретает уверенность и свободу в перемещении пальцев по клавиатуре баяна.
«Мне представился бег муравья: "Ты-ды-ды-ды-ды! Ты-ды-ды-ды-ды. Ты-дыд-тын-ты". Он сюда забежал: "Ты-дыды-дын! Тырылим-тым-тым!" Опять бежит, бежит, бежит. Взял соломинку, повернулся и назад в муравейник. Мои пальцы — будто его лапки. Они с такой же скоростью бегают, как у него. Если он быстрее бежит, и ты быстрее пальцами перебираешь: "Ты-ды-ды-ды-ды". Это не тарантул какой-то, который еле ползёт: "Тууу-туууу.
Елена Степановна глядит на меня, молча, только головой одобрительно кивает. Прямо волшебство какое-то.
-Молодец!
-похвалила.
Красивую четвёрку в дневник и в музыкальный журнал поставила!»
В рассказе показаны незримые нити связей между детьми и родителями.
Отца нет, погиб. Но подросток помнит счастливые дни, когда отец отдыхал с сыном и женой, лучше всех на селе играл на гитаре. За музыку отца любила мать. Память о счастливых днях, когда семья была полной, помогает юному музыканту преодолеть страх перед зрителями, страх сделать ошибки в исполнении вальса. Ведь он поднялся на ступеньку выше: выступает на концерте в клубе. Нужно показать односельчанам, что не зря учился в музыкальной школе.
Образ отца из прошлого проектируется в настоящее. Отец незримо присутствует на концерте, постаревший, седой. Он уже не сержант, а генерал. Генерал слушает, как уверенно и красиво играет на баяне вальс "На сопках Маньчжурии" его повзрослевший сын. Восприятие своего отца в роли зрителя, для которого играет юный музыкант, возрождает силу духа:
«Играю для папы, а сам представляю: он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки — он. Встаёт, ищет себе пару. Нашёл! Выбирает мою маму. Значит, нужно с этого места громче играть».
Любовь юного музыканта к родителям, которой он лишился не по их вине, является истоком его мужества в преодолении себя. В память об отце он проявил упорство и стал музыкантом, приобрел одобрение односельчан на радость матери и вечно недовольной им учительницы музыки. Да и в общеобразовательной школе дела пошли на лад.
Подросток готов целовать березки за их помощь. Он определил свое будущее: станет музыкантом. Хочется ему научиться играть на гитаре как отец. Да вот беда: денег на хорошую гитару у матери нет, а старую гитару отца невозможно восстановить. Мать старается, работает, ведет домашнее хозяйство, но заработка едва хватает на ежедневные расходы.
По сюжету рассказа попутчик воспользовался приглашением юного музыканта на концерт в сельский клуб. Это был день Светлого Христова Воскресения.
Одним из запоминающихся номеров концерта была пьеса.
Исполнял ее на баяне парнишка, который рассказал о себе попутчику по дороге домой. Молодой мужчина оставил исполнителю подарок, новую акустическую гитару. По нынешним временам это было маленькое чудо.
Мастерство автора, Костюнина Александра, дает нужное направление смыслу и форме произведения.
Сюжет рассказа одновременно простой и сложный. Простота в обыденности ситуации: люди охотно рассказывают попутчикам в дороге о том, что у них наболело.
Сложность психологического плана. В нехитром повествовании подростка сконцентрирована трагедия разочарования в жизни и духовное возрождение через преодоление себя.
Форма рассказа – диалог подростка и взрослого молодого мужчины, попутчиков в запоздавшем автобусе. Талантливое художественное произведение – всегда игра, в которой читатель может принять участие и примерить ее на свою судьбу.
Игра незаметно обучает человека нравственности. Правила игры задает писатель. В их основе лежат глубинные творческие установки, своя система координат. Эта система соответствует бытию в любой точке пространственно-временного существования.
Элементы мифологии проявляются в существовании прошлого в настоящем и настоящего в будущем. Миф, характерная особенность художественных произведений. По мнению Барта Р.: «… миф ничего не скрывает и ничего не афиширует, он только деформирует; миф не есть ни ложь, ни искреннее признание, он есть искажение… Он превращает историю в природу.»
Мифическое искажение-превращение истории в природу делает творчество писателя Костюнина Александра нужным и интересным для читателя, который старается понять соединение темного и светлого начал в себе самом.
Добро и зло, истина и заблуждение, страх и доверие, любовь и ненависть живут в душе человека, порождают события в окружающем мире. Этот мир читатель может принять либо не принять.
Писатель ненавязчиво стремится помочь читателю в трудной житейской ситуации:
- Ты не одинок! Если пал духом, то помощи ищи у природы, людей, в любви. Но усилия по преодолению себя за тобой. Выбор читатель делай сам.
февраль 2010
Санкт-Петербург
©Преодоление себя
Автор Ершова Екатерина Алексеевна, псевдоним Екатерина Ершова-Киреева.
Знаков и пробелов - 8748
Свидетельство о публикации №216122702147