Преодоление себя

              Эссе по  рассказу А.Костюнина «Вальс под гитару»


      Современный писатель Александр Костюнин
продолжает традицию реализма в русской литературе, которая сформировалась в конце XIX века и сохраняется  в  XX,  XXI веках.
 
    В творчестве писателя можно отметить удивительную способность
показать внутренний мир человека, его психологические состояния, развитие чувств, эмоций. Перед читателями раскрывается духовный мир современника, прослеживается связь людей и природы.

    Человек – часть
природы, у которой свои законы. Надо научиться их уважать.  Человек возьми у природы  столько, сколько тебе нужно для жизни, тогда она поможет тебе как другу.

   В рассказе «Вальс под гитару» читатель имеет возможность узнать духовный мир подростка.   Автор представляет читателям героя рассказа. Обычный мальчишка в не слишком модной одежде с необычной поклажей: гитарой без струн.  У него непокорные неухоженные волосы и ясные глаза.

    Подросток поведал  о своем нелегком пути освоения музыкального инструмента незнакомому мужчине, попутчику в автобусе. Интуицией ребенка он угадывает во взрослом доброго человека, который не будет смеяться над его страхами и неудачами.  Детство и отроческие годы подростка  омрачены большим горем, смертью отца. Объявления о войне нет, однако отцы многих русских мальчишек погибают на неизвестных войнах.

    Мальчику подростку нужна родительская любовь, наставничество отца, верная дружба со сверстниками.  У героя рассказа  этого нет. Он  один на один со своими проблемами.

    Трудности в учебе должен преодолеть сам. Никто не протянет ему руку, не поможет разобраться в нотах, в школьной премудрости по учебным предметам. К тому же учеба в музыкальной школе является предметом насмешек со стороны сверстников.

     Подросток размышляет о своем душевном состоянии:
«Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я плохо, очень плохо учился. Не понимал учебного материала.
Принимался учить тексты параграфов учебника наизусть без понимания смысла.  Не помогало.

    То же самое по баяну: ну, орёт на меня училка — хоть ты что. Дома мать исходит на крик — и за двойки, и за баян».

    В отрочестве и ранней юности человек одинок. Он ушел из детства, взрослым еще не стал. Ему нужно заботиться о своем будущем. Индивидуальный опыт приобретает методом проб и ошибок.  Учителя и мать стараются по-своему помочь ему.  По их мнению,  он недобросовестно относится к учебе в общеобразовательной и музыкальной школе.  Они не в состоянии  понять причин незнания и неумения.

     Жизнь   юного музыканта становится ежедневным кошмаром. Этот кошмар
 невыносим. Подросток решает уйти во мрак тьмы, где надеется обрести покой и свободу от злого мира. У него не получается освоить ремесло, чтобы стать нужным человеком.
-Чем такой "свет" — лучше всегда "тьма", - объяснение подростком решения уйти из жизни, от бессилия порожденного  неумением  выполнять учебный труд.
 
    Обращение подростка к природе помогает  ему обрести уверенность в своих способностях и возможностях.
Тополя и березы, молчаливые стражи на его пути в школу и обратно,  не равнодушны к подростку, тянутся вверх и приглашают его подняться ввысь.

    «Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу. Я поднял голову, и мне бросилась в глаза не одна, не две, а сразу четыре берёзы. "Ага, — думаю, — хорошо!" Не то, чтобы я был уверен в такой оценке, просто стал сильно желать её».

    Желание и надежда раскрепостили подсознание. В подсознании  подростка возникает  картина суеты муравьев, которую он любил  наблюдать семилетним ребенком.

   Сравнив бег своих пальцев по клавишам с бегом муравьев,  юный музыкант обретает уверенность и свободу в перемещении пальцев по клавиатуре  баяна.
«Мне представился бег муравья: "Ты-ды-ды-ды-ды! Ты-ды-ды-ды-ды. Ты-дыд-тын-ты". Он сюда забежал: "Ты-дыды-дын! Тырылим-тым-тым!" Опять бежит, бежит, бежит. Взял соломинку, повернулся и назад в муравейник. Мои пальцы — будто его лапки. Они с такой же скоростью бегают, как у него. Если он быстрее бежит, и ты быстрее пальцами перебираешь: "Ты-ды-ды-ды-ды". Это не тарантул какой-то, который еле ползёт: "Тууу-туууу.
Елена Степановна глядит на меня, молча, только головой одобрительно кивает. Прямо волшебство какое-то.

-Молодец!
 -похвалила.
Красивую четвёрку в дневник и в музыкальный журнал поставила!»
 
     В рассказе показаны незримые нити связей между детьми и родителями.
Отца нет,  погиб.  Но подросток помнит счастливые дни, когда отец отдыхал с сыном и женой, лучше всех на селе играл на гитаре.  За музыку отца любила мать. Память о счастливых днях, когда семья была полной, помогает юному музыканту преодолеть страх перед зрителями, страх сделать ошибки в исполнении  вальса.  Ведь он поднялся на ступеньку выше: выступает на концерте в клубе. Нужно показать односельчанам, что не зря  учился в музыкальной школе.

    Образ отца из прошлого проектируется в настоящее. Отец незримо присутствует на концерте, постаревший, седой. Он уже не сержант, а генерал.  Генерал слушает, как уверенно и красиво играет на баяне вальс "На сопках Маньчжурии" его повзрослевший сын. Восприятие своего отца в роли зрителя, для которого играет юный музыкант, возрождает силу духа:

    «Играю для папы, а сам представляю: он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки — он. Встаёт, ищет себе пару. Нашёл! Выбирает мою маму. Значит, нужно с этого места громче играть».

    Любовь юного музыканта к родителям, которой он лишился не по их вине, является истоком его мужества в преодолении себя. В память об отце он проявил упорство и стал музыкантом, приобрел одобрение односельчан на радость матери и вечно недовольной им учительницы музыки. Да и в общеобразовательной школе дела пошли на лад.

    Подросток готов целовать березки за их помощь. Он определил свое будущее: станет музыкантом. Хочется  ему научиться играть на гитаре как отец. Да вот беда: денег на хорошую гитару у матери нет, а старую гитару отца невозможно восстановить.  Мать старается, работает, ведет домашнее хозяйство, но заработка едва хватает на ежедневные расходы.

    По сюжету рассказа попутчик воспользовался приглашением юного музыканта на концерт в сельский клуб. Это был день Светлого Христова Воскресения.

     Одним из запоминающихся номеров концерта была пьеса.
 Исполнял ее на баяне парнишка, который рассказал  о себе попутчику по дороге домой. Молодой мужчина оставил исполнителю подарок, новую акустическую гитару. По нынешним временам это было маленькое чудо.

   Мастерство автора,  Костюнина Александра, дает нужное направление смыслу и форме произведения.

    Сюжет рассказа одновременно простой и сложный. Простота в обыденности ситуации: люди охотно рассказывают попутчикам в дороге о том, что у них наболело.
    Сложность психологического плана. В нехитром повествовании подростка сконцентрирована трагедия разочарования в жизни и  духовное возрождение через преодоление  себя. 

     Форма рассказа – диалог подростка и взрослого молодого мужчины, попутчиков в запоздавшем автобусе. Талантливое художественное произведение – всегда игра, в которой читатель может принять участие и примерить ее на свою судьбу.
   
    Игра незаметно обучает человека нравственности.  Правила игры задает писатель. В их  основе лежат глубинные творческие установки, своя система координат. Эта система соответствует бытию в любой точке пространственно-временного существования.

     Элементы мифологии проявляются в существовании прошлого в настоящем и настоящего в будущем. Миф, характерная особенность художественных произведений. По мнению Барта Р.: «… миф ничего не скрывает и ничего не афиширует, он только деформирует; миф не есть ни ложь, ни искреннее признание, он есть искажение… Он превращает историю в природу.»

    Мифическое искажение-превращение истории в  природу делает творчество писателя Костюнина Александра нужным и интересным для читателя, который старается понять соединение темного и светлого начал в себе самом.

    Добро и зло, истина и заблуждение, страх и доверие, любовь и ненависть живут в душе человека, порождают события в окружающем мире.  Этот мир читатель может принять либо не принять.

    Писатель ненавязчиво стремится помочь читателю в трудной житейской ситуации:
- Ты не одинок! Если пал духом, то помощи ищи у природы, людей, в любви.  Но усилия по преодолению себя  за тобой. Выбор читатель   делай сам.


февраль 2010
Санкт-Петербург
©Преодоление себя
Автор Ершова Екатерина Алексеевна, псевдоним Екатерина  Ершова-Киреева.
Знаков и пробелов - 8748



























































































































































































































































































































































































































































































































































Рецензии