Магнитофон

                «Береги честь смолоду»               
                (Пословица)
         Александр Сергеевич Пушкин взял это народное высказывание эпиграфом к своей повести"Капитанская дочка".  Береги честь смолоду?   Действительно, а когда же и беречь-то её, если не смолоду?  Если, конечно, она у тебя есть! 

Вспоминаю себя молодой учительницей русского языка и литературы, которая по воле случая оказалась на Крайнем Севере.  Я окончила Казанский Государственный Университет имени В.И. Ульянова – Ленина по специальности преподаватель, филолог.  Окончить высшее учебное заведение - это одно, а вот работать – это совсем другое! Судьба приготовила мне этот великолепный подарок.  Работать с детьми – это настоящее счастье, как бы ни было трудно! А трудно было, было очень трудно. Ко мне на урок приходила директор школы, которая по своему долгу должна была учить начинающего учителя. Но после своих визитов она всегда говорила мне:
          -Плохо! Пока плохо.

     И директор уходила.   Я старалась, я очень старалась, но никакого одобрения от неё я не заслуживала.  Однажды я не выдержала и сказала:            -Извините, а Вы что, хотите у меня диплом отнять?  -Нет, как я могу это сделать?  После моего такого смелого ответа директор перестала приходить. А мне стало легче. Я продолжала работать и учиться  учить  детей.

 
 Мне, как молодому специалисту давали самые плохие классы, которые назывались трудными.  Ведь не бывает плохих детей. Дети действительно не бывают плохими. Бывают плохими родители и педагоги.  Наша завуч всегда говорила нам на всех педсоветах, что всё в нашей учительской работе зависит от учителя.

          Всё?  А вот и не всё!  Я не соглашалась с ней, но пока не спорила. А как же родители, а как же среда, а как же гены, наконец?  Разве только учитель во всём виноват, если ребёнок не желает учиться?  Нет, конечно! От учителя зависит многое, но не всё.  Конечно, учитель должен многое – учить  ученика,  развивать ученика, уважать ученика  и даже любить.  Стоп! Должен  ли  учитель  любить ученика?  Пусть его любят родители, братья и сёстры, дедушки и бабушки. 

         Но всё-таки работа учителя настолько сложная и интересная, которая забирает все его силы и душу,  что подчас сам учитель забывает о своей семье, а помнит всё о своих учениках. Вот и получается, что без любви к своим ученикам учителю не обойтись.

       Вот это была преамбула, где я рассказывала о детях. А вот как складываются отношения между коллегами. Казалось бы, высокое призвание учителя  - это сеять разумное, доброе, вечное. Но, оказывается, это всё забывается, когда речь идёт о каких-то материальных вещах.  Время было такое, когда существовало слово «дефицит».
       Я тогда ещё и не знала, как выглядит видеомагнитофон. На школу выделили один такой «заморский» прибор. Но кому его отдать? Многие хотели бы его получить. Но чтобы никому не было обидно, конечно, решили его разыграть. Нарезали маленькие листочки по количеству учителей. На одном таком   листочке  был нарисован плюс, который был предназначен счастливому обладателю видика.

Ну вот, мы вытаскивали эти бумажечки с какой-то надеждой. Но оказалось, что этот плюсик никому не достался. Как это произошло, никто и не понял. Может быть, его и не было? Ну что ж, мы все благополучно уехали в отпуск. А когда приехали, узнали, что видик каким –то чудесным образом достался профоргу. Как, каким образом он достался ей? Это было весьма загадочно. Но по коллективу поползло недовольство. Завуч по воспитательной работе предложила оставить видемагнитофон  детям, чтобы они могли пользоваться им на дискотеке. 

         А учитель истории сказала, что им нужен человек из народа, чтобы решить эту проблему. Вот я и решила стать этим человеком из народа. Во мне всегда жило чувство справедливости, я всегда старалась помочь людям.

А в школе речь шла о детях – как же им не помочь? Ведь сказал же  А.Некрасов: « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»  И что тут у нас в школе началось! Школа разделилась на два враждебных лагеря – одни ратовали  за то, чтобы оставить магнитофон школе, другие – профоргу. На всех педсоветах и собраниях мы голосовали, чтобы решить этот вопрос. Но он почему-то не решался. Казалось бы, в школе уже не было никаких других проблем, кроме магнитофона.

  Самое смешное,  что, когда мы голосовали, директор поднимала руку за школу. По-другому она не могла, хотя профорг была её правой рукой. Завуч – за школу.  Те учителя, которые были не совсем в ладу со своей совестью, голосовали за профорга. Другие, для которых честь не была пустым звуком, голосовали за детей.  Дело дошло до того, что социальный  педагог  сказала  однажды:
            -Товарищи, надо что-то с Жанной Ивановной делать!

Скажите,  как интересно? И это говорит соцпедагог, который должен больше всех радеть за детей?  Я борюсь за то, чтобы оставить магнитофон детям, а профорг хочет оставить магнитофон себе!  А делать что-то, оказывается,  надо со мной, а не с ней!
       Дорогие мои учителя, наверное, вы забыли,  где вы работаете и с кем.  Да, вы забыли!  И  тогда  я решила позвонить в редакцию газеты. Я назвала свою фамилию и обрисовала ситуацию. 

          После этого я попросила помощи, потому что дело принимало дурной оборот. Корреспондент приехал, беседовал с директором, со мной, с другими учителями. Должна была выйти статья о нашей школе. Я понимаю, директору, наверное, стало  стыдно  за свою репутацию,  и она упросила корреспондента не называть номер школы. Директор понимала, что она делает  неправильно, но, видимо, не хотела портить тёплые отношения с профоргом. Вот ситуация и вышла из-под контроля.

Статью напечатали,  и начиналась она так: « В некотором городе №, в некоторой школе произошло нечто странное…». Прямо как у  Н.Гоголя. Только к нам приехал не ревизор, а корреспондент.  Далее излагалась суть проблемы. Меня в этой статье  назвали  учительницей-правдоискательницей,  а профорга – аферисткой.
 
         Слово  правдоискательница  мне не очень понравилось, ведь я боролась за правду. Я боролась за детей. Ну что ж,  правдоискательница  всё-таки лучше, чем аферистка.   После выхода статьи всё успокоилось, магнитофон остался детям.  Дети мне спасибо не сказали, они и не знали ничего о «борьбе» в учительской среде.

А что я? Я продолжала также честно работать в своей школе.  Со мной ничего не смогли сделать. И уволить меня тоже не смогли.  Честь свою я не уронила. Правда,  нажила врагов из сторонников профорга.  Но многие, особенно мои друзья,  просто сказали мне спасибо.

     Я в своей первой школе прошла очень хорошую суровую школу. Но выдержала,  выстояла. И даже сейчас через годы не обижаюсь на своих обидчиков, ведь если они и придирались, не всегда заслуженно, ведь они учили меня жить и  работать,  и с честью выходить из трудных ситуаций.

        Ведь жизнь – это не просто прекрасная тропинка в рай, не просто прогулки при Луне. Жизнь состоит из подъёмов и падений.  И чем сильнее упадёшь, тем ценнее и труднее подъём. Нужно только найти эти силы, чтобы подняться! Обязательно найти!


      Иногда  я  думаю, а стоило ли мне тогда бороться за этот видемагнитофон?  Стоило ли тратить свои силы и нервы? Ведь можно же было тихонько отсидеться в сторонке, как делают многие? 

        И отвечаю сама себе:
               
         -Нет! Нельзя было тихо сидеть в сторонке в позиции «моя хата с краю -ничего не знаю»!

         За правое дело бороться надо всегда!!!    


Рецензии
Тот, кто молча отсиживается в стороне предаёт себя, ведь не случайно утверждение, что Бог говорит с нами через нашу совесть. Вы, Жанна, не предали себя и не предали Бога в себе, потому и чувствуете удовлетворение, не смотря на все пережитые обиды. С Новым годом! Пусть он будет удачным!

Татьяна Антипина   28.12.2016 22:14     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Татьяна! Огромное спасибо за хорошие слова!!!

Жанна Дарк   13.07.2018 21:19   Заявить о нарушении