О бессмертии растений и людей

О БЕССМЕРТИИ РАСТЕНИЙ И ЛЮДЕЙ
По этой дороге я постоянно хожу на дачу. Летом день длинный, часа два-три поработать можно. Да и  просто приятно побыть среди растений, которые посадил своими руками. Они растут, а тебе – радость.

Я часто думал в то время о бессмертии растений, о краткосрочной жизни животных и человека. И всё из-за пастуха, который пас на обочине дороги своих коз.
У меня на подоконнике стоит растение алоэ.  Мясистые колючие листья. Стебель, пока молодой - гибкий, как трава. А потом он начинает деревенеть! В народе зовут это растение столетником. Не сомневаюсь, проживет он и сто, и больше лет. Если уже не прожил. Мне отросток дала соседка от взрослого растения. Ей тоже. Я же несколько раз обновлял алоэ, оставляя по инерции старый. 

Вот где родилась и выросла та первая ветка, которую мы, люди, оторвали, чтобы посадить это целебное растение себе на подоконник? В каком это было веке, у какого народа? Есть сведения, что и триста лет назад люди лечились сочными стеблями алоэ.

Название этого  растения есть в древних языках - греческом, арабском, иврите.
И что же навевало мне эти мысли? Даже трудно увязать одно с другим.
На обочине дороги каждый раз сидел пастух и стерег десяток коз. А потом его не стало. Это был взрослый мужчина, молодой пенсионер. Стояла летняя жара, но он постоянно носил шапку-ушанку, завязанную под подбородком на тесемки. Иногда он был без шапки. Тогда голова его была наискось повязана платком, завязанным под подбородком. Горько выглядела эта прискорбная повязка. А однажды я видел, как пастух плакал и кулаком смахивал слезы.

Мне почему-то стыдно было пройти мимо. Я подсел к нему, стал расспрашивать. Спросил, могу ли чем помочь. Но пастух не был расположен к разговору. Так ничего и не поняв, я отправился к себе на дачу.

Следующий раз он был более приветлив, и мы разговорились. Говорил больше он, так как понимал, что у меня есть и свои дела.

- Понимаешь, с этой перестройкой мы начали хорошо жить. Сыну повезло, ему досталась хорошая работа – перегонять легковые автомобили из таможен в наш город. Само собой, не обошлось без друзей. Они нашли ему такую прибыльную работу.

- Стали заходить в гости по два, по три человека. Мы, как родители, приветствовали такую дружбу. Невестка повеселела, ребенок стал лучше спать. Так от выходного до выходного, от поездки к поездке и бывали в нашем доме праздники.

Потом стали приходить другие люди. Закроются они с сыном в отдельной комнате, бумаги какие-то изучают. Смотрю, а после каждой такой беседы сын всё грустнее становится. Тот же стол, те же угощения, а веселость куда-то улетучилась. А однажды так на душе мне было плохо, что не знал, куда деваться. Вижу, что дела у сына пошатнулись и что эти, вторые ребята, всё больше его расстраивают. Зашел я случайно в сарай, а сын там в петле из веревки висит.

Подхватил я его на руки, помощь позвал. Вынули мы его из петли. А после этого, лежа в постели, он мне рассказал под большим секретом, что задолжал он большую сумму и что ее придется отдавать. Пожили, говорит, погуляли, теперь расплата настала. Эти вторые ребята поставили его на счетчик: чем дольше он не отдает деньги, тем больше становится долг. И только смерть избавит его от долга. Но и это не гарантия: они могут заставить меня, отца, продать дом и расплатиться.

- Вот так мы хорошо пожили. Да недолго. Пробовал я расспросить сына: не чужие ли деньги мы проедаем? А он постоянно твердил: всё в порядке, батя! Скоро свою машину иметь будем.

- А расплачиваться-то с этим народом мне нечем! Десять лет строил я дом, по кирпичику собирал. Теперь его продавать? А с другой стороны – сына-то я из петли своими руками вынул! Вот и сижу, размышляю: либо дом, либо сын. Эти, которые после появились, они на всё способны. Могут и сына порешить, и заставить меня дом продать.

Недели две маячила с тех пор фигура пастуха, перевязанная женским платком. А потом не стало на пастбище ни его самого, ни его коз. Так я и не узнал, какое же решение приняли мужчины. А для себя решил: продали, по-видимому, дом и коз и отдали свой дом за долги. А сами уехали в другую местность.

И начнут там жизнь с нуля. Сначала, как отросток алоэ, пустят робкие корни. Потом срастутся с землей и станут новым, крепким  растением. Гибкий их стебель постепенно окрепнет и одеревенеет. Жизнь наладится. Не переведется народ, как бы его ни крутила жизнь! Если алоэ бессмертно, то человек в этом смысле и подавно! Он выживет, несмотря ни на что! Мне в это хочется верить.   


Рецензии
Если алоэ бессмертно, то человек в этом смысле и подавно! Он выживет, несмотря ни на что! Мне в это хочется верить.*
с плюсом и теплом.

Юлия Иоаннова   31.03.2017 23:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия Иоаннова! Да здравствует бессмертный человек! Василий.

Василий Храмцов   01.04.2017 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.