Встречи с музыкой. Антон Рубинштейн

Антон Григорьевич Рубинштейн – ревнивый отец-покровитель молодой русской музыки.

Как на стихах Василия Жуковского вырастает Пушкин, точно так же на музыке Антона Рубинштейна – Чайковский. Учителя открывают дорогу будущим гениям!

Рубинштейн – великий музыкант, Чайковский – гениальный композитор.

Корни гениальности Чайковского надо искать в личности Рубинштейна. Рубинштейн создаёт Чайковского, хотя, разумеется, Чайковский с огромной настойчивостью сам себя творит.

На музыкальной клумбе Рубинштейна вырастает прекрасный цветок – Пётр Ильич Чайковский.

Рубинштейн в музыке – пассажно-речитативный, Чайковский – интонационно-мелодический. Рубинштейн строит музыкальную форму, Чайковский заполняет её лирическим содержанием. Это, конечно, не означает, что Рубинштейн – не лирик, а Чайковский – не строитель формы.

Без проникновенной лирики Рубинштейна не появился бы автор «Евгения Онегина».

Лирические мелодии Рубинштейна трогают душевной теплотой.

Рубинштейну, как нельзя лучше удаются мелодии горячей, страстной любви, но и мелодии холодного созерцания мира.

Знаменитый пианист Рубинштейн как бы на ходу присаживается за рояль, чтобы записать пришедшую в голову музыку. Отсюда происходит его рассеянное отношение к композиции.

У Рубинштейна есть известное расстояние между творчеством и мастерством, которое блестяще преодолевает Чайковский.

В русской музыке Рубинштейн – сервантовский Дон Кихот, Чайковский – шекспировский Гамлет.

Слава Ивана Айвазовского не затмевает его талант, что не скажешь о Рубинштейне: если живописец держит славу в чёрном теле, то композитор – холит и балует её.


Рецензии