Встречи с музыкой. Антон Рубинштейн
Как на стихах Василия Жуковского вырастает Пушкин, точно так же на музыке Антона Рубинштейна – Чайковский. Учителя открывают дорогу будущим гениям!
Рубинштейн – великий музыкант, Чайковский – гениальный композитор.
Корни гениальности Чайковского надо искать в личности Рубинштейна. Рубинштейн создаёт Чайковского, хотя, разумеется, Чайковский с огромной настойчивостью сам себя творит.
На музыкальной клумбе Рубинштейна вырастает прекрасный цветок – Пётр Ильич Чайковский.
Рубинштейн в музыке – пассажно-речитативный, Чайковский – интонационно-мелодический. Рубинштейн строит музыкальную форму, Чайковский заполняет её лирическим содержанием. Это, конечно, не означает, что Рубинштейн – не лирик, а Чайковский – не строитель формы.
Без проникновенной лирики Рубинштейна не появился бы автор «Евгения Онегина».
Лирические мелодии Рубинштейна трогают душевной теплотой.
Рубинштейну, как нельзя лучше удаются мелодии горячей, страстной любви, но и мелодии холодного созерцания мира.
Знаменитый пианист Рубинштейн как бы на ходу присаживается за рояль, чтобы записать пришедшую в голову музыку. Отсюда происходит его рассеянное отношение к композиции.
У Рубинштейна есть известное расстояние между творчеством и мастерством, которое блестяще преодолевает Чайковский.
В русской музыке Рубинштейн – сервантовский Дон Кихот, Чайковский – шекспировский Гамлет.
Слава Ивана Айвазовского не затмевает его талант, что не скажешь о Рубинштейне: если живописец держит славу в чёрном теле, то композитор – холит и балует её.
Свидетельство о публикации №216122700305