Встречи с музыкой. Георгий Свиридов
«Душа грустит о Небесах», вот те слова Георгия Свиридова, которые определяют сущность музыки композитора.
Мелодии Свиридова белыми лебедями взмывают в поднебесье.
Журавлиный клёкот мелодий Свиридова оглашает земные и небесные просторы России.
Творчество Свиридова – это орлиный размах крыльев над бескрайней Русью.
2. Россия
Свиридов – истинно русский композитор, чья музыка от первой до последней ноты принадлежит русской культуре.
Музыка Свиридова рисует типично русские картины: по снежной равнине несётся тройка с бубенцами; вокруг бескрайние просторы; над головой задумчивое небо; в памяти всплывают давно минувшие счастливые годы: бал, радостная встреча, пение двух молодых женщин, парадный военный марш – всё это означает, что судьба русского человека неотделима от судьбы Отечества.
Для Свиридова нет высшей святости, чем Россия и русский народ.
Свиридов питает горячую любовь к России. Он принимает Россию, как высшую духовную ценность, как святость, как Божественную ипостась. Композитор завещает людям: «Не потеряйте Россию, не сгубите родину, сберегите её для будущих поколений».
Свиридов воплощает в музыке идеальную, а не реально существующую Россию. Для него Россия – это икона в золотом окладе!
Музыка Свиридова вызывает тоску по великой державе.
Небо над Свиридовым высокое и ясное, пробуждающее воспоминания о славном прошлом родины.
До чуткого уха Свиридова доносится многовековой стон России.
Свиридов воссоздаёт в музыке страдание России, разливающееся во всю её ширь и высь.
Свиридов всецело растворяется в трагической истории Российского государства.
Музыка Свиридова олицетворяет самое ценное, что есть в русском человеке – веру в бога.
Кантаты и оратории Свиридова – это покаяние русского человека перед Всевышним.
Песни Свиридова оглашают небесные просторы, где царит духовная чистота и святость!
3. Музыкальные корни
Свиридов – Мусоргский XX века.
Мусоргский и Свиридов с болью в сердце откликаются на слёзы России.
Мусоргский отображает страдающую Россию, Свиридов – Россию накануне гибели.
Возвращая к жизни русскую интонацию, Свиридов опирается на крестьянскую Россию Мусоргского и дворянскую Россию Рахманинова: в первом случае заявляет о себе энергия духа, во втором – скорбь души.
Секрет эмоциональной глубины свиридовских мелодий заключается в том, что они представляют собой органичный сплав музыкальных интонаций эпического Бородина, драматического Мусоргского, лирического Рахманинова. Композитор вбирает в себя несколько пластов русской классической музыки.
Небесная чистота свиридовской музыки уже присутствует в печальной, но светлой лирике позднего Рахманинова.
В музыке существует родственная близость: Стравинский – духовный сын Римского-Корсакова, Свиридов, Гаврилин, Кикта – духовные дети Мусоргского.
Кантатно-ораториальное творчество Свиридова не является неким исключением. В таком же стиле создаёт музыку немецкий композитор карл Орф. Можно даже сказать, что Свиридов – Карл Орф бескрайних русских просторов.
4. Постмодернизм
Свиридов не сочиняет, а воссоздаёт русскую музыку на качественно новом уровне.
Песни и романсы Свиридова имитируют народную музыку. Это стилизация, а не самостоятельное творчество.
Свиридов – великолепный реставратор русской музыки.
Что имеем в музыке Свиридова: новый стиль или перевоплощение старой русской мелодики? Если верно второе, то Свиридов – композитор-реставратор, композитор-постмодернист.
Свиридов реставрирует дореволюционную русскую музыку, прежнее русское мироощущение. Поэтому его нужно считать типичным постмодернистом.
Возвращая к жизни русскую музыку, Свиридов создаёт «вторичное» искусство, принадлежащее эпохе постмодернизма. В противоположность ему, Прокофьев и Хачатурян – действительно оригинальные современные композиторы.
Свидетельство о публикации №216122700311