Встречи с музыкой. Георгий Свиридов

1. Символы

«Душа грустит о Небесах», вот те слова Георгия Свиридова, которые определяют сущность музыки композитора.

Мелодии Свиридова белыми лебедями взмывают в поднебесье.

Журавлиный клёкот мелодий Свиридова оглашает земные и небесные просторы России.

Творчество Свиридова – это орлиный размах крыльев над бескрайней Русью.

2. Россия

Свиридов – истинно русский композитор, чья музыка от первой до последней ноты принадлежит русской культуре.

Музыка Свиридова рисует типично русские картины: по снежной равнине несётся тройка с бубенцами; вокруг бескрайние просторы; над головой задумчивое небо; в памяти всплывают давно минувшие счастливые годы: бал, радостная встреча, пение двух молодых женщин, парадный военный марш – всё это означает, что судьба русского человека неотделима от судьбы Отечества.

Для Свиридова нет высшей святости, чем Россия и русский народ.

Свиридов питает горячую любовь к России. Он принимает Россию, как высшую духовную ценность, как святость, как Божественную ипостась. Композитор завещает людям: «Не потеряйте Россию, не сгубите родину, сберегите её для будущих поколений».

Свиридов воплощает в музыке идеальную, а не реально существующую Россию. Для него Россия – это икона в золотом окладе!

Музыка Свиридова вызывает тоску по великой державе.

Небо над Свиридовым высокое и ясное, пробуждающее воспоминания о славном прошлом родины.

До чуткого уха Свиридова доносится многовековой стон России.

Свиридов воссоздаёт в музыке страдание России, разливающееся во всю её ширь и высь.

Свиридов всецело растворяется в трагической истории Российского государства.

Музыка Свиридова олицетворяет самое ценное, что есть в русском человеке – веру в бога.

Кантаты и оратории Свиридова – это покаяние русского человека перед Всевышним.

Песни Свиридова оглашают небесные просторы, где царит духовная чистота и святость!

3. Музыкальные корни

Свиридов – Мусоргский XX века.

Мусоргский и Свиридов с болью в сердце откликаются на слёзы России.

Мусоргский отображает страдающую Россию, Свиридов – Россию накануне гибели.

Возвращая к жизни русскую интонацию, Свиридов опирается на крестьянскую Россию Мусоргского и дворянскую Россию Рахманинова: в первом случае заявляет о себе энергия духа, во втором – скорбь души.

Секрет эмоциональной глубины свиридовских мелодий заключается в том, что они представляют собой органичный сплав музыкальных интонаций эпического Бородина, драматического Мусоргского, лирического Рахманинова. Композитор вбирает в себя несколько пластов русской классической музыки.

Небесная чистота свиридовской музыки уже присутствует в печальной, но светлой лирике позднего Рахманинова.

В музыке существует родственная близость: Стравинский – духовный сын Римского-Корсакова, Свиридов, Гаврилин, Кикта – духовные дети Мусоргского.

Кантатно-ораториальное творчество Свиридова не является неким исключением. В таком же стиле создаёт музыку немецкий композитор карл Орф. Можно даже сказать, что Свиридов – Карл Орф бескрайних русских просторов.

4. Постмодернизм

Свиридов не сочиняет, а воссоздаёт русскую музыку на качественно новом уровне.

Песни и романсы Свиридова имитируют народную музыку. Это стилизация, а не самостоятельное творчество.

Свиридов – великолепный реставратор русской музыки.

Что имеем в музыке Свиридова: новый стиль или перевоплощение старой русской мелодики? Если верно второе, то Свиридов – композитор-реставратор, композитор-постмодернист.

Свиридов реставрирует дореволюционную русскую музыку, прежнее русское мироощущение. Поэтому его нужно считать типичным постмодернистом.

Возвращая к жизни русскую музыку, Свиридов создаёт «вторичное» искусство, принадлежащее эпохе постмодернизма. В противоположность ему, Прокофьев и Хачатурян – действительно оригинальные современные композиторы.


Рецензии