11-й истребительный авиационный полк
(краткая историческая справка)
11-й истребительный авиационный полк (1-го формирования) сформирован в сентябре 1938 года на аэродроме Кубинка.
Нахождение в строю:
С сентября 1938 года по январь 1943 года.
В составе действующей армии:
С 22 июня 1941 года по 25 декабря 1942 года (552 дня).
В составе Видов Вооружённых Сил:
С сентября 1938 года по 22 января 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
С 22 января 1942 года по 25 августа 1942 года – в составе Войск ПВО Территории Страны.
С 28 августа 1942 года по январь 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
В составе объединений:
С сентября 1938 года по 22 января 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа.
С 22 января 1942 года по 6 апреля 1942 года – в оперативном подчинении Московского Корпусного района ПВО.
С 6 апреля 1942 года по 25 августа 1942 года – в составе Московского Фронта ПВО.
С 28 августа 1942 года по 15 сентября 1942 года – в составе 8-й Воздушной Армии Сталинградского Фронта (1-го формирования).
С 15 сентября 1942 года по 30 сентября 1942 года – в составе 8-й Воздушной Армии Юго-Восточного Фронта.
С 30 сентября 1942 года по 25 декабря 1942 года – в составе 8-й Воздушной Армии Сталинградского Фронта (2-го формирования).
С декабря 1942 года по январь 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил Приволжского Военного Округа.
В составе корпусов, дивизий и бригад:
С сентября 1938 года по 12 августа 1940 года – в составе 2-й истребительной авиационной бригады.
С 12 августа 1940 года по 6 июля 1941 года – в составе 24-й истребительной авиационной дивизии.
С 6 июля 1941 года по 25 августа 1942 года – в составе 6-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО.
С 28 августа 1942 года по 25 декабря 1942 года – в составе 268-й истребительной авиационной дивизии.
С декабря 1941 года по январь 1943 года – в составе 3-й запасной авиационной бригады.
Командир полка:
Майор (подполковник) Когрушев Григорий Алексеевич – с 1940 года по октябрь 1941 года.
Майор Кухаренко Николай Григорьевич – с 28 октября 1941 года по 5 августа 1942 года.
Подполковник Лашин Владимир Леонидович – с 5 августа 1942 года по январь 1943 года.
Военный комиссар полка:
Батальонный комиссар Чепуренко Николай Иванович
Участие в операциях и битвах:
ПВО Москвы – с ? по 25 августа 1942 года.
Сталинградская битва – с 28 августа 1942 года по 25 декабря 1942 года.
Расформирование (лётно-технический состав и самолёты переданы в 31-й Гвардейский истребительный авиационный полк, управление полка убыло в 13-й запасной авиационный полк, где было расформировано) – с 25 декабря 1942 года по январь 1943 года.
Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной Войне:
Боевых вылетов – 7288
Сбито самолётов противника – 117
Бомбардировщиков – 41
Истребителей – 70
Разведчиков – 5
Транспортных – 1
Свои потери:
Лётчиков – 35
Боевые – 30
Небоевые – 5
Самолётов – 76
Боевые – 62
Небоевые - 14
Герои Советского Союза:
28 октября 1941 года. Титенков Константин Николаевич. Капитан. Командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.
4 марта 1942 года. Ковалёв Венедикт Ефимович. Лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования) 6-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.
Потери:
24 июня 1941 года. Емельянов Сергей Сергеевич. Младший лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Потерял ориентировку и погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Тула.
4 июля 1941 года. Мазепин Пётр Александрович. Младший лейтенант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Погиб в воздушном бою. Похоронен в городе Великие Луки.
5 июля 1941 года. Платонов Алексей Григорьевич. Младший лейтенант. ВрИД командира звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в селе Никольское станции Кубинка.
25 июля 1941 года. Портнов Иван Васильевич. Красноармеец. Мастер авиационного вооружения 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Убит случайным выстрелом в тире. Похоронен в городе Наро-Фоминск.
27 сентября 1941 года. Грамзин Алексей Александрович. Младший лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище села Никольское станции Кубинка.
6 октября 1941 года. Бокач Василий Васильевич. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). После воздушного боя погиб при посадке на повреждённом самолёте. Похоронен в городе Медынь.
10 октября 1941 года. Максимов Алексей Павлович. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). После воздушного боя, в сильный снегопад не вернулся на свой аэродром.
10 октября 1941 года. Титенков Константин Николаевич. Капитан. Командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования)(кавалер ордена Ленина, 172 боевых вылета, 66 воздушных боёв, 4 личных и 2 групповые победы). После воздушного боя разбился при посадке в сложных метеоусловиях. Посмертно присвоено звание Герой Советского Союза с награждением вторым орденом Ленина. Похоронен на кладбище села Никольское.
17 октября 1941 года. Зиборов Пётр Иванович. Лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Погиб в воздушном бою. Похоронен в деревне Часцы Звенигородского района Московской области.
23 октября 1941 года. Евстигнеев Лев Васильевич. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
23 октября 1941 года. Микельман Владимир Николаевич. Младший лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Погиб в воздушном бою. Похоронен в деревне Чапаевка Звенигородского района Московской области.
24 октября 1941 года. Васильев Борис Андреевич. Младший лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Сбит в воздушном бою. Упал над линией фронта. Посмертно награждён орденом Ленина.
27 ноября 1941 года. Варфоломеев Пётр Андреевич. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
27 ноября 1941 года. Лепский Анатолий Иванович. Младший лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
28 ноября 1941 года. Бурмистров Сергей Павлович. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
30 ноября 1941 года. Казаков Фрол Николаевич. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Погиб в воздушном бою. Похоронен на Ваганьковском кладбище города Москва.
8 декабря 1941 года. Семченко Александр Леонтьевич. Младший лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
14 декабря 1941 года. Батышев Сергей Сергеевич. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
14 декабря 1941 года. Ковалёв Венедикт Ефимович. Лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования)(2 личные и 6 групповых побед). Подбит зенитной артиллерией противника и направил горящий самолёт на батарею противника.
14 февраля 1942 года. Иващенко Дмитрий Андреевич. Капитан. Командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Умер от ран полученных в авиационной катастрофе 2 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле в городе Калуга.
5 апреля 1942 года. Акинин Николай Феоктистович. Младший лейтенант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). При выполнении боевого задания вошёл в пикирование и врезался в землю. Похоронен на Ваганьковском кладбище города Москва.
3 августа 1942 года. Матвеев Николай Степанович. Сержант. Авиационный механик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Умер от ран полученных при бомбардировке аэродрома. Похоронен на кладбище села Никольское станции Кубинка.
4 августа 1942 года. Попов Геннадий Александрович. Курсант. Стажёр-лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Умер после тяжёлого ранения. Сожжён в крематории города Москва.
30 августа 1942 года. Кацевал Сергей Игнатьевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Погиб в воздушном бою.
8 сентября 1942 года. Смирнов Валентин Петрович. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Погиб в воздушном бою.
10 сентября 1942 года. Чернов Виктор Андреевич. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
18 сентября 1942 года. Коков Даска Мисосович. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
25 сентября 1942 года. Бойко Владимир Степанович. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
16 октября 1942 года. Платун Вячеслав Иванович. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования)(22 боевых вылета, 4 личные победы). Не вернулся из боевого вылета. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
17 октября 1942 года. Ульянов Михаил Фёдорович. Капитан. Командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся из боевого вылета.
27 октября 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. Младший лейтенант. Командир звена 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования)(8 личных и 6 групповых побед). Сбит в воздушном бою в районе Бобров. Посмертно награждён орденом Красного Знамени. Представлялся к присвоению звания Герой Советского Союза.
27 октября 1942 года. Серков Виталий Васильевич. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Сбит в воздушном бою в районе Ельшанино.
27 октября 1942 года. Титов Василий Иванович. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Не вернулся с боевого задания по сопровождению самолетов Ил-2. Попал в плен. Освобождён после войны.
27 октября 1942 года. Шершилов Николай Александрович. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Сбит в воздушном бою, выпрыгнул с парашютом в районе Бобров над Волгой. Самолет сгорел, летчик в часть не вернулся.
30 октября 1942 года. Гнетов-Козуля Юрий Парфентьевич. Сержант. Лётчик 11-го истребительного авиационного полка (1-го формирования). Сбит в воздушном бою в районе аэродрома Капустин Яр.
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
Награждены орденами СССР:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1941 года.
Гошко Степан Семёнович. Лейтенант. Старший лётчик. Орден Ленина.
Титенков Константин Николаевич. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Ленина(1).
Лапочкин Владимир Дмитриевич. Орден Красного Знамени.
Кухаренко Николай Григорьевич. Орден Красной Звезды.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года.
Титенков Константин Николаевич. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Ленина(2). Посмертно.
Головатый Владимир Дмитриевич. Орден Красного Знамени(1)
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года.
Ковалёв Венедикт Ефимович. Лейтенант. Командир звена. Орден Ленина. Посмертно.
Бритиков Алексей Петрович. Орден Красного Знамени(1).
Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №056/н от 23 октября 1942 года.
Глазов Николай Елизарович. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Ленина(1)
Кикоть Николай Семёнович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Ленина.
Зуев Михаил Александрович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Платун Вячеслав Иванович. Сержант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №0128/н от 12 декабря 1942 года.
Бычков Виктор Алексеевич. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени. Посмертно. Представлялся к присвоению звания Герой Советского Союза.
Головатый Владимир Дмитриевич. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени (2).
Крайнов Леонид Иванович. Батальонный комиссар. Военный комиссар эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Ячменев Иван Иванович. Сержант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Дронин Николай Иванович. Инженер-капитан. Старший инженер полка. Орден Красной Звезды.
Приказ Командующего Южным Фронтом №027/н от 3 февраля 1943 года.
Лашин Владимир Леонидович. Подполковник. Командир полка. Орден Красного Знамени(1).
Приказ Командующего Центральным Фронтом ПВО №09/н от 16 июня 1945 года.
Чиврагов Александр Иванович. Лейтенант. Старший лётчик. Орден Отечественной Войны II степени.
СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.
Воздушные победы:
2 июля 1941 года. Гошко Степан Семёнович. На истребителе Як-1 сбил тараном He.111 в районе Великие Луки.
5 июля 1941 года. Гошко Степан Семёнович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 в районе Великие Луки.
22 июля 1941 года. Титенков Константин Николаевич. На истребителе Як-1 сбил He.111 западнее Звенигорода.
24 июля 1941 года. Титенков Константин Николаевич. На истребителе Як-1 сбил Ju.88.
29 июля 1941 года. Титенков Константин Николаевич. На истребителе Як-1 сбил He.111.
24 сентября 1941 года. Титенков Константин Николаевич. На истребителе Як-1 сбил Ju.88.
23 октября 1941 года. Головатый Владимир Дмитриевич. На истребителе Як-1 сбил Do.215 в районе Дорохово.
23 октября 1941 года. Головатый Владимир Дмитриевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Волково.
29 октября 1941 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 в районе Клин.
28 ноября 1941 года. Бритиков, Бычков и Головатый. На истребителях Як-1 сбили в группе FW. в районе Истра.
28 ноября 1941 года. Бритиков, Бычков и Головатый. На истребителях Як-1 сбили в группе Bf.109 в районе Истра.
30 ноября 1941 года. Бритиков Алексей Петрович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 в районе Никольское.
2 декабря 1941 года. Бритиков Алексей Петрович. На истребителе Як-1 сбил в группе Bf.109 в районе Хметьево.
12 декабря 1941 года. Бритиков Алексей Петрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Истра.
15 декабря 1941 года. Бритиков Алексей Петрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.110 в районе Полушкино.
4 февраля 1942 года. Бритиков Алексей Петрович. На истребителе Як-1 сбил в группе Bf.109 в районе аэродрома Грабцево.
24 февраля 1942 года. Глазов Николай Елизарович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Корбино.
30 марта 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил в группе Bf.109 в районе Преснецово.
5 июня 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе озера Тростянское.
25 июня 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил в паре Bf.109 юго-восточнее Гжатск.
4 августа 1942 года. Глазов Николай Елизарович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 в районе Гжатск.
30 августа 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Заплавное.
30 августа 1942 года. Кикоть Николай Семёнович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе станции Абганерово.
31 августа 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил He.111 в районе станции Тундутово.
31 августа 1942 года. Головатый Владимир Дмитриевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе станции Гавриловка.
1 сентября 1942 года. Глазов Николай Елизарович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 южнее Григорьевка.
1 сентября 1942 года. Головатый и Ячменев. На истребителях Як-1 сбили в паре Bf.109 юго-западнее Заплавное.
1 сентября 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 южнее Григорьевка.
1 сентября 1942 года. Ячменев Иван Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 юго-западнее Варваровка.
2 сентября 1942 года. Глазов Николай Елизарович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 юго-восточнее Сталинград.
2 сентября 1942 года. Платун Вячеслав Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.110 над северной окраиной Сталинграда.
3 сентября 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 юго-западнее Сталинград.
3 сентября 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 южнее Сталинградского рынка.
5 сентября 1942 года. Бычков и Ячменев. На истребителях Як-1 сбили в группе Bf.109 в районе Алексеевка.
5 сентября 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 в районе Алексеевка.
5 сентября 1942 года. Бычков, Головатый, Зуев и Ячменев. На истребителях Як-1 сбили в группе Ju.88 северо-западнее станции Садовая.
5 сентября 1942 года. Платун Вячеслав Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Средняя Ахтуба.
7 сентября 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Акатовка.
7 сентября 1942 года. Головатый Владимир Дмитриевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 юго-западнее Винновка.
9 сентября 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Городище.
9 сентября 1942 года. Головатый Владимир Дмитриевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 северо-западнее Городище.
9 сентября 1942 года. Головатый Владимир Дмитриевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Батышевка.
9 сентября 1942 года. Ячменев Иван Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 севернее Городище.
10 сентября 1942 года. Кикоть Николай Семёнович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 северо-западнее Заплавное.
10 сентября 1942 года. Кикоть Николай Семёнович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 северо-западнее Орловка.
13 сентября 1942 года. Глазов Николай Елизарович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Разгуляевка.
13 сентября 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 западнее станции Воропоново.
13 сентября 1942 года. Кикоть Николай Семёнович. На истребителе Як-1 сбил Ju.87 юго-восточнее Питомник.
14 сентября 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 западнее Сталинград.
14 сентября 1942 года. Кикоть Николай Семёнович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Сталинград.
14 сентября 1942 года. Крайнов Леонид Иванович. Сбил в паре Bf.110 в районе Кожевенного завода.
14 сентября 1942 года. Платун Вячеслав Иванович. На истребителе Як-1 сбил Macci.200 в 4 км. западнее Сталинград.
14 сентября 1942 года. Ячменев Иван Иванович. На истребителе Як-1 сбил Ju.87 западнее Сталинград.
15 сентября 1942 года. Платун Вячеслав Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в 2-4 км. западнее Сталинград.
16 сентября 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Средней Ахтубы.
21 сентября 1942 года. Ячменев Иван Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 южнее Кировец.
22 сентября 1942 года. Ячменев Иван Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Заплавное.
16 октября 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил в паре Ju.88 над северо-западной окраиной Сталинграда.
17 октября 1942 года. Бычков Виктор Алексеевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Верхне-Погромное.
26 октября 1942 года. Глазов Николай Елизарович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 северо-западнее Ельшанка.
26 октября 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 восточнее Ягодный.
28 октября 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Горная Поляна.
1 ноября 1942 года. Глазов Николай Елизарович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Средняя Ахтуба.
10 ноября 1942 года. Ячменев Иван Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 южнее Солодовка.
3 декабря 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе аэродрома Ленинск.
8 декабря 1942 года. Зуев Михаил Александрович. На истребителе Як-1 сбил Ju.52 в районе Сталинграда.
11 декабря 1942 года. Бритиков Алексей Петрович. На истребителе Як-1 сбил Ju.52 западнее Красноармейск.
СПИСОК ПОБЕД УТОЧНЯЕТСЯ.
Вооружение:
И-16 – с сентября 1938 года по 1940 год.
Як-1 – с июня 1940 года по 25 декабря 1942 года. Первый полк вооружённый истребителями Як-1.
Дислокация:
Кубинка – с сентября 1938 года по
Кузнецк – с декабря 1942 года по январь 1943 года.
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ
11-й истребительный авиационный полк (1-го формирования) расформирован на аэродроме Кузнецк в январе 1943 года.
Дополнительная информация:
Герои Советского Союза проходившие службу в полку:
Бритиков Алексей Петрович
Глазов Николай Елизарович
Зуев Михаил Александрович
Ковалёв Венедикт Ефимович
Титенков Константин Николаевич
Лётчики-ассы проходившие службу в полку:
Бритиков Алексей Петрович – с октября 1941 года по декабрь 1942 года.
Бычков Виктор Алексеевич – с ? по 27 октября 1942 года. Погиб.
Глазов Николай Елизарович – с 1941 года по декабрь 1942 года.
Головатый Владимир Дмитриевич – с октября 1941 года по 14 сентября 1942 года. Выбыл по ранению.
Горхивер Семён Борисович – с ноября 1941 года по декабрь 1942 года.
Гошко Степан Семёнович – с ? по июль 1941 года.
Зуев Михаил Александрович – с ? по ноябрь 1941 года.
Зуев Михаил Александрович – с 25 декабря 1941 года по 8 декабря 1942 года. Выбыл по ранению.
Кикоть Николай Семёнович – с августа 1942 года по декабрь 1942 года.
Ячменев Иван Иванович – с августа 1942 года по декабрь 1942 года.
Личный состав полка:
Акинин Николай Феоктистович
Батышев Сергей Сергеевич
Бойко Владимир Степанович
Бокач Василий Васильевич
Борисенков Владимир Николаевич
Бритиков Алексей Петрович
Бурмистров Сергей Павлович
Бычков Виктор Алексеевич
Варфоломеев Пётр Андреевич
Васильев Борис Андреевич
Верблюдов Сергей
Глазов Николай Елизарович
Гнетов-Козуля Юрий Парфентьевич
Головатый Владимир Дмитриевич
Горхивер Семён Борисович
Гошко Степан Семёнович
Грамзин Алексей Александрович
Дронин Николай Иванович
Евстигнеев Лев Васильевич
Елисеев Иван Иванович
Емельянов Сергей Сергеевич
Жук Иван Захарович
Зиборов Пётр Иванович
Зуев Михаил Александрович
Иващенко Дмитрий Андреевич
Казаков Фрол Николаевич
Калабушкин Иван Николаевич
Кацевал Сергей Игнатьевич
Кикоть Николай Семёнович
Ковалёв Венедикт Ефимович
Когрушев Григорий Алексеевич
Коков Даска Мисосович
Константинов Борис Михайлович
Крайнов Леонид Иванович
Куделя Свирид Харитонович
Курляндчик Сергей Акимович
Кухаренко Николай Григорьевич
Лапочкин Владимир Дмитриевич
Лашин Владимир Леонидович
Левин Алексей(Абрам) Георгиевич
Лепский Анатолий Иванович
Логвинов Пётр Трофимович
Мазепин Пётр Александрович
Максимов Алексей Павлович
Матвеев Николай Степанович
Микельман Владимир Николаевич
Микоян Степан Анастасович
Нестеров Игорь Константинович
Петров Владимир Семенович
Платонов Алексей Григорьевич
Платун Вячеслав Иванович
Попов Геннадий Александрович
Портнов Иван Васильевич
Сельдяков Юрий Сергеевич
Семченко Александр Леонтьевич
Серков Виталий Васильевич
Смирнов Валентин Петрович
Титенков Константин Николаевич
Титов Василий Иванович
Ульянов Михаил Фёдорович
Чепуренко Николай Иванович
Чернов Виктор Андреевич
Шапиро Валентин Ефимович
Шершилов Николай Александрович
Ячменев Иван Иванович
СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.
Источники информации:
http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
Версия от 27 декабря 2016 года.
Биографии лётчиков:
Бритиков Алексей Петрович
Алексей Бритиков родился 10 марта 1917 года в селе Пешково - Грецово Лаптевского ( ныне Ясногорского ) района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов и школу ФЗУ. В 1932 году переехал в Москву, работал сборщиком часов на заводе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.
С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант А. П. Бритиков в действующей армии.
С сентября 1941 года участвовал в обороне Москвы в составе 11-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО ). Летал сначала на И-16, затем - на ЛаГГ-3 и Як-1. В одном из воздушных боёв был сбит, в 100 метрах от земли выровнял горящий самолёт и выбросился с парашютом. 30 сентября 1941 года на подступах к Москве таранил вражеский самолёт.
Отличился он и в последующих боях. Так, 27 ноября 1941 года звено истребителей 11-го ИАП в составе младших лейтенантов А. Л. Семченко и А. П. Бритикова и сержанта В. Д. Головатого обнаружив вражескую автоколонну, с первой же атаки разбомбили её. На шоссе вспыхнуло до десятка автомобилей. На обратном пути лётчики заметили скопление танков. Снова атака и снова успех. В итоге за один вылет звено уничтожило 8 танков, 12 автомашин и до батальона пехоты.
На следующий день Алексей Бритиков продемонстрировал и своё искусство вести воздушные бои с численно превосходящим противником. Вылетев на задание, пятёрка лётчиков, в числе которых был и Бритиков, смело вступила в бой с 14 немецкими самолётами, сбила несколько из них, заставив остальных беспорядочно сбросить бомбы и повернуть обратно.
12 декабря 1941 года 9 истребителей из состава 11-го ИАП встретили звено истребителей Ме-109 в районе Румянцево - Истра. В завязавшемся бою старший лейтенант И. Ф. Курышёв, младший лейтенант А. П. Бритиков и сержант С. С. Батышев сбили 2 "Мессера", а 6 других наших лётчиков тем временем провели успешную штурмовку войск противника.
14 - 15 декабря лётчики - истребители ПВО провели 27 воздушных боёв и сбили 10 самолётов противника. В одном из вылетов наши лётчики были атакованы превосходящими силами противника. В этой схватке наши пилоты сбили 6 самолётов врага, один из которых пришёлся на долю Алексея Бритикова.
Отличился лейтенант А. П. Бритиков и 4 февраля 1942 года. В те дни войска Западного фронта продолжали вести наступательные бои в районе Юхнова. Прикрывая боевые действия наших наземных войск, лётчики 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО в течение дня провели 8 воздушных боёв и сбили 8 самолётов проитивника. Одну из побед записал на свой боевой счёт и Алексей Бритиков.
К лету 1942 года, защищая столицу, он совершил 210 боевых вылетов и дважды был подбит.
В августе 1942 года в составе 11-го истребительного авиаполка, он был направлен под Сталинград. В конце ноября 1942 года переведён в 273-й истребительный авиационный полк ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ), в котором и продолжил свою боевую деятельность.
Всякое повидал на войне Алексей Бритиков. Иногда смерть замахивалась на него с совершенно неожиданной стороны. Было с ним такое и под Сталинградом. Вспоминает бывший лётчик 31-го Гвардейского ИАП ( бывшего 273-го ИАП ) Григорий Васильевич Кривошеев:
"Штурмовики и истребители базировались тогда на одном аэродроме. Однажды, с четвёркой штурмовиков послали пару. Ведомым шёл Лёшка Бритиков, а ведущим Валентин Шапиро. Штурмовики проштурмовали, ребята провели воздушный бой с восьмёркой истребителей противника. Сбили 2 самолёта. Парой ! Стали выходить на свою территорию. Штурмовики пролетели мимо аэродрома. Видать, перепугался их ведущий. Бритиков выходит вперёд, показывает, что аэродром слева, - они не реагируют. У наших кончается горючее. Решили: "Хрен с ними - задание выполнили, сопроводили, вывели из боя". Пошли на посадку, а штурмовики полетели дальше.
Только они сели, подъезжает на "Виллисе" полковник, командир штурмового полка: "Мудаки, вашу мать, я вам доверил лучших лётчиков, а вы, засранцы, молокососы, сержанты, отдали их на растерзание ! Старшина, снять с них пистолеты. Веди в капонир, лично расстреляю !"
Старшина подходит: "Сержант, старший сержант, снимайте пистолеты". - Отдают, бросают в "Виллис". "Сейчас расстреляю !" В это время подъезжает майор, командир истребительного полка: "Что тут происходит ?" - "А ты молчи, засранец. Воспитал своих молокососов, а они отдали на растерзание моих лучших лётчиков, я их сейчас расстреляю. А если ты будешь пищать, и тебя на хрен расстреляю !"
Лакеев, командир этого полка, майор, согнулся. Их старшина ведёт в капонир. А в это время механик Шапиро, старше лет на 15, стоит в отчаянии. И он увидел, что штурмовики идут уже с северо - востока на аэродром. Он вскакивает на холмик, шапку стягивает и только и смог, что крикнуть: "Командир !" - и рукой показывает - летят. Полковник хотя бы извинился - "Старшина, отдай им пистолеты". Сел в "Виллис" и уехал. Командир истребительного полка подошёл, обнял обоих. Прижал их к груди. Поблагодарил за хорошее выполнение задания..."
Впоследствии Алексей Бритиков воевал на Южном фронте, над Азовским морем, в Донбассе и в Крыму.
В конце июля 1943 года наши истребители сопровождали 6 Пе-2 на бомбометание с пикирования по сильно укреплённому опорному пункту врага. В районе Матвеева Кургана они встретили около 30 "Мессеров", патрулировавших на различных высотах. Первую попытку истребителей противника атаковать Пе-2 сверху отразила пара во главе с Героем Советского Союза капитаном Петром Дзюбой. Путь нескольким Ме-109, прорвавшимся к группе Пе-2, преградил Иван Леонов и сбил одного из них, 2 вражеских самолёта уничтожили Т. Лобок и А. Бритиков. Дзюба с дистанции 50 метров сбил ещё одного "Мессера". Тем временем пикировщики беспрепятственно отбомбились и развернулись на обратный курс. Фашистские истребители несколько раз пытались атаковать Пе-2, но, потеряв ещё один самолёт, вынуждены были отказаться от преследования советских пикировщиков.
О воздушных схватках летом 1943 года А. П. Бритиков оставил некоторые воспоминания:
"18 августа 1943 года полк подняли на рассвете. Потрёпанный фронтовой автобус по извилистой пыльной просёлочной дороге доставил нас к штабу. В тот тихий предутренний час на аэродроме у знамени части особенно чётко звучали слова клятвы: "Перед боевыми товарищами, перед нашим Гвардейским знаменем мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия, будем биться с врагом до последней капли крови..."
Так встретили мы первый день наступления на Миус - фроите. Перед нами была поставлена задача - прикрыть войска от ударов с воздуха. Над полем боя, по данным воздушного разведчика, находилось много "Мессеров" и бомбардировщиков противника. Ведущий группы капитан Я. Сорокин потребовал от нас держаться строем, не терять друг друга, помогать каждому, кто окажется в трудном положении.
По команде мы поднялись с аэродрома и взяли курс на запад. По всполохам артиллерийского огня угадывали приближение к линии фронта. Впереди увидели несколько Ju-88 в сопровождении 10 Ме-109.
- Внимание ! Прикройте, иду в атаку ! - передал по радио Сорокин.
С расстояния метров 40 ведущий открыл огонь. "Мессер" качнулся, задымил и круто пошёл к земле. Через несколько минут ведомый Сорокина А. Орлов и ведущий второй пары также открыли боевой счёт - сбили по "Мессеру", а ведомый Мазана Г. Бескронный с первой атаки уничтожил "Юнкерса".
Через 2 часа мы получили боевое задание: сопровождать 8 Ил-2 на штурмовку танков противника. В эту группу входили Р. Рябов, М. Гамшеев, И. Урзалиев и я. Как только миновали линию фронта, воздух рассекли трассы зенитных снарядов и пуль. Едва прорвались сквозь огненный заслон, как впереди заметили на встречных курсах 4 девятки Ju-87. Вражеские самолёты стремительно приближались. Стало ясно, что бой неизбежен.
Я срочно связался с КП и запросил разрешения ударить по "Юнкерсам", но тут нас атаковали 4 Ме-109. Фашисты производили одну атаку за другой. Мимо "Яков" проносились снопы разноцветных трасс. Казалось, бою не будет конца. И вдруг "Мессеры" стали уходить на запад. По ним стали точно стрелять советские зенитчики.
Приняв удар "Мессеров" на себя, наши истребители обеспечили штурмовикам возможность атаковать Ju-87. В тот полёт экипажи "Ильюшиных" уничтожили 7 "Юнкерсов", ещё Ju-87 сбил Гамшеев в самом начале боя. Все штурмовики вернулись на свой аэродром, а свой подбитый самолёт Михаил Гамшеев благополучно посадил в расположении советских войск..."
После службы на 1-м и 2-м Украинском фронтах, Бритиков получил назначение в 85-й Гвардейский ИАП ( ранее именовавшийся 2-м ИАП ), где летал на Як-9. Воевал над территорией Румынии и Венгрии.
25 сентября 1944 года во время налёта на аэродром взлетел под бомбами и в одиночку вступил в бой с 9 Ju-87 и 9 FW-190. В бою сбил 2 вражеских самолёта. Затем вместе с подоспевшим дежурным звеном отогнал противника от аэродрома.
К февралю 1945 года командир эскадрильи 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии капитан А. П. Бритиков совершил 492 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 17 и в группе с товарищами 4 вражеских самолёта.
В марте 1945 года 85-й Гвардейский ИАП был перевооружён новейшими истребителями Як-3.
За период войны Алексей Бритиков произвёл 515 успешных боевых вылетов, провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил лично 18 и в составе группы 5 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 6 групповых побед. ] За это время он освоил самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-9 и Як-3. Был трижды ранен, но каждый раз возвращался в строй. Войну закончил в Чехословакии.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Гвардии капитан Бритиков Алексей Петрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 6325 ).
После окончания войны Алексей Петрович продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - политическую академию. Работал преподавателем Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Кандидат исторических наук. С 1972 года Гвардии полковник А. П. Бритиков - в запасе. Жил в Москве. Скончался 30 января 1978 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.
Глазов Николай Елизарович
Родился 14 декабря 1919 года на станции Шилка (Читинская область). В 4 года остался без матери. Окончил 8 классов средней школы в 1934 году. Работал электромехаником и одновременно учился в Читинском аэроклубе. С 12 июля 1938 года в рядах Красной Армии. Направлен на учёбу в 30-ю Читинскую военную авиационную школу пилотов. В октябре 1939 года школу из Читы перевели в Батайск. В июле 1940 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Служил младшим лётчиком 162-го резервного авиаполка в Западной Белоруссии.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант Н. Е. Глазов на фронтах Великой Отечественной войны в должности старшего лётчика 11-го ИАП (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО), летал на Як-1. С июля 1942 года - командир звена. С августа 1942 года сражался в небе Сталинграда. В ноябре 1942 года переведён в 273-й ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 31-й Гвардейский ИАП), где продолжал летать на Як-1.
К февралю 1943 года заместитель командира 1-й эскадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка (268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии лейтенант Н. Е. Глазов выполнил 475 боевых вылетов, провёл 62 воздушных боя, сбил лично и в составе пары 8 самолётов противника (в наградном листе говорится о 13 личных и 5 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 954).
Вечером 30 июля 1943 года командир эскадрильи 31-го Гвардейского ИАП (6-я Гвардейская ИАД, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Е. Глазов погиб при таране вражеского разведчика-корректировщика ФВ-189. К тому времени произвёл 537 боевых вылетов (из них более 100 на разведку), в 80 воздушных боях сбил лично 11 и в составе пары 2 самолёта противника.
Похоронен в посёлке городского типа Штеровка Краснолучского горсовета Ворошиловградской (Луганской) области. Приказом Министра Обороны СССР от 13 февраля 1945 года навечно зачислен в списки 31-го Гвардейского Никопольского истребительного авиационного полка. На месте гибели Героя установлен обелиск. В городе Шилке его именем названа улица, установлены памятник-барельеф и мемориальная доска на здании школы № 52. В Москве в Центральном музее Вооружённых Сил установлена мемориальная плита. Имя Н. Е. Глазова выбито на Аллее Героев в Волгограде.
Награждён орденами: Ленина (23.10.1942, 01.05.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (13.08.1943); медалями.
Горхивер Семён Борисович
Родился 22 Апреля 1922 года в Москве. Учился в средней школе № 345. В 1940 году Семен Горхивер добровольцем вступил в Красную Армию и был зачислен курсантом Тбилисского военного авиационного училища лётчиков.
С 1941 по 1945 год на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях под Сталинградом, воевал в Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии.
С Июня по Сентябрь 1942 года служил в 9-м Гвардейском ИАП, в звании сержант. В Сентябре одержал первую победу на самолёте ЛаГГ-3. В этом же месяце был осуждён судом военного трибунала "за трусость" (вернулся из боевого вылета по неуважительной причине) и направлен в отдельную штрафную аэскадрилью 268-й ИАД, откуда через 2 месяца - в Ноябре 1942 года - был направлен в состав 11-го ИАП.
С Декабря 1942 года до самого конца войны служил в составе 296-го ИАП (впоследствии ставшего 73-м Гвардейским ИАП). Стал одним из самых результативных лётчиков этого полка.
Всего за время участия в боевых действиях Гвардии старший лейтенант С. Б. Горхивер выполнил 286 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 18 самолётов противника лично и 5 - в группе с товарищами.
Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями: "За отвагу", "За боевые заслуги" и другими.
Гошко Степан Семёнович
Степан Гошко родился в 1917 году в деревне Узнож Речицкого района Гомельской области. Окончил военную авиационную школу пилотов. Служил в частях ПВО Московского военного округа.
С Июня 1941 года Лейтенант С. С. Гошко в действующей армии. По Июль 1941 года служил в составе 11-го истребительного авиационного полка; по Март 1942 года - в 12-м истребительном авиационном полку. Активный участник боёв за Москву.
Важную роль в обороне Москвы очень скоро стали играть авиационные части вооружённые новыми самолётами Як-1. При этом, львиная доля успехов досталась лётчикам 11-го ИАП (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО) Подполковника Г. А. Когрушева. Первым в полку одержал победу именно Степан Гошко.
Ночью 2 Июля 1941 года старший лётчик 11-го истребительного авиационного полка Лейтенант С. С. Гошко вылетел на Як-1 с аэродрома Великие Луки на перехват немецкого разведчика. В воздухе он обнаружил He-111, направляющийся в сторону Ржева. Настугнув противника, Гошко пошёл в атаку. Он нажал на гашетку, но оружие отказало (Гошко летал на предсерийном Як-1, на котором это случалось довольно часто). Чтобы не упустить врага, он решил таранить. Набрав высоту, Гошко бросил свой самолёт сверху на "Хейнкель" и винтом отрубил ему хвостовое оперение.
Это был первый таран в истории ПВО. С повреждённым винтом "Як" произвёл посадку на ближайшем аэродроме. После замены винта, Гошко вновь стал летать на этом самолёте. За этот подвиг лётчик был награждён орденом Ленина.
С Марта по Июнь 1942 года служил в 67-м ИАП; по Август 1942 года - в 4-м ИАП; по Сентябрь 1944 года - в 287-м ИАП. Воевал на Западном, Волховском и Прибалтийском фронтах.
В Сентябре 1944 года был сбит в воздушном бою. Раненый попал в плен, освобождён в начале 1945 года. С Марта по Май 1945 года служил в 845-м ИАП.
К концу войны Майор С. С. Гошко выполнил 215 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8 самолётов противника лично и 7 - в составе группы.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.
После войны Майор запаса С. С. Гошко жил в городе Речице (Гомельская область).
Зуев Михаил Александрович
Родился 18 июня 1918 года на станции Ершово Ершовского района Саратовской области. Окончил 7 классов и 3 курса Саратовского транспортного политехникума. В сентябре 1937 года призван в ряды Красной Армии и направлен в Энгельсское военное авиационное училище пилотов.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант М. А. Зуев на фронтах Великой Отечественной войны. С середины ноября 1941 года сражался в составе 436-го ИАП, летал на Як-1. 25 декабря 1941 года переведён в 11-й ИАП, где продолжал летать на Як-1. В октябре 1942 года получил лёгкое ранение правой ноги, 8 декабря 1942 года - тяжёлое ранение плечевого суства и 4 месяца находился на лечении. Затем, с мая 1943 года служил в 73-м Гвардейском ИАП. Сражался на Московском, Сталинградском, Южном, 1-м Украинском фронтах. Летал на Як-1, Як-7 и Як-9.
К августу 1943 года командир эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного Сталинградского полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии капитан М. А. Зуев совершил 335 боевых вылетов, провёл 63 воздушных боя, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 4 в составе группы. 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1282).
К маю 1945 года штурман 73-го Гвардейского ИАП (6-я Гвардейская ИАД) Гвардии майор М. А. Зуев выполнил около 450 боевых вылетов, провёл более 80 воздушных боёв, в которых сбил лично 14 и в составе группы 4 самолёта противника.
После войны продолжал служить в ВВС. С 1958 года Гвардии полковник М. А. Зуев - в запасе. Жил и работал в Киеве. Умер 14 мая 1981 года.
Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (03.03.1942, 23.10.1942), Александра Невского (05.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (1945), Красной Звезды (1952); медалями.
Ковалёв Венедикт Ефимович
Родился 27 Марта 1915 года в городе Городнище, ныне Пензенской области. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем, оператором на одном из заводов Брянска. В Красной Армии с 1933 по 1935 и с 1938 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
С началом Великой Отечественной войны на фронте, участвовал в боях под Москвой.
14 Декабря 1941 года командир звена 11-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус ПВО территории страны) Лейтенант В. Е. Ковалёв у железнодорожной станции Румянцево (Волоколамский район Московской области), когда машина была подбита и загорелась, направил её в зенитную батарею противника, взорвал её и сам погиб, открыв тем самым ведомой им группе путь к цели.
4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.
В деревне Румянцево Истринского района Московской области в память о Герое установлена стела.
4 Марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 лётчиков - истребителей зоны противовоздушной обороны Москвы были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них и Лейтенант В. Е. Ковалёв.
Он родился в 1915 году в посёлке Городище Брянской области в семье рабочего. Обязательную срочную службу проходил в 1933 - 1935 годах. Затем работал токарем на Брянском механическом заводе. Одновременно Ковалёв окончил школу пилотов при аэроклубе, стал инструктором Брянского аэроклуба. Но он мечтал стать военным лётчиком.
В 1938 году вновь был призван в ряды Красной Армии и по специальному набору направлен в военную авиационную школу, в город Борисоглебск. По окончании её, летом 1941 года служил в 11-м истребительном авиационном полку Московского военного округа. Жил с семьёй в Кубинке.
С самого начала Великой Отечественной войны командир звена 1-го истребительного авиационного полка погранвойск НКВД отдельной бригады НКВД вместе с боевыми товарищами днём и ночью несёт боевую вахту, бдительно охраняет воздушные подступы к Москве.
Выступая на одном из митингов, он сказал: "Клянусь тебе, Родина и партия, клянусь тебе, родная Москва, что беспощадно буду бить и истреблять фашистов, которые пытаются захватить нашу столицу, покорить страну и залить советскую землю кровью нашего народа". И свою клятву лётчик - истребитель с честью выполнил. В боях с воздушным противником он держал 8 побед - 2 самолёта сбил лично и 6 - в составе группы (некоторые источники указывают на 9 побед), штурмуя вражеские войска, уничтожил 9 танков и 16 автомашин с пехотой.
В ночь с 15 на 16 Августа 1941 года В. Е. Ковалёв патрулировал в воздухе. Большая группа вражеских самолётов пыталась прорваться к Москве. Но меткий огонь наших зенитчиков, смелые действия истребителей заставили врага повернуть обратно. И всё же одному бомбардировщику удалось прорваться к столице. Первым его заметил Ковалёв. Завязался упорный бой. Советскому лётчику удалось пробить у вражеского самолёта мотор и баки с бензином. Не долетев до Москвы, объятый пламенем, он рухнул на землю.
Ведя напряжённые оборонительные бои против воздушного и наземного противника, лётчики не замечали, как летит время. Уже закончился Ноябрь, и наступил последний месяц 1941 года. Несмотря на тяжёлое положение на фронтах, они не теряли оптимизма, ждали перелома в ходе войны и, как могли, приближали этот желанный день.
О готовящемся контрнаступлении наших войск стало известно заранее. Ставка вменила в обязанность частям противовоздушной обороны столицы надёжно прикрывать районы сосредоточения резервов, не допускать к ним не только бомбардировщиков, но и разведчиков неприятеля. Наши лётчики выполнили эту ответственную задачу. Контрнаступление советских войск, начавшееся 5 - 6 Декабря, явилось для врага полной неожиданностью.
Активное участие в контрнаступлении приняли лётчики - истребители ПВО. Большими группами они штурмовали боевые порядки вражеских войск, нанося им огромные потери, не давая возможности закрепляться в узлах сопротивления и опорных пунктах. Особенно эффективными оказывались удары по отступавшему противнику. Глубокий снежный покров сковывал маневр врага. Его войска вынуждены были двигаться по дорогам, забитым обозами тыловых подразделений. Вот на дорогах - то и сосредоточили свое внимание наши лётчики. Они помогали дезорганизовать движение противника.
Только в первый день контрнаступления лётчики ПВО совершили до 2000 самолёто - вылетов. Столь же интенсивно они действовали и в последующие дни. Потери врага от штурмовых ударов наших лётчиков исчислялись десятками танков, сотнями автомашин, большим количеством живой силы.
В эти дни совершил свой подвиг командир звена 11-го истребительного авиационного полка Лейтенант Венедикт Ефимович Ковалёв. Ранним утром 14 Декабря 1941 года во главе группы истребителей он вылетел на штурмовку вражеских войск. Лётчики обрушили огонь пулемётов и реактивных снарядов на колонну противника, отступавшую по Волоколамскому шоссе на запад. Первым атаковал врага Венедикт Ковалёв. Меткими очередями он косил вражескую пехоту, поджигал автомашины. Участник этого боя политрук Устинов рассказывал потом:
"Нам удалось добиться внезапности и беспрепятственно в упор расстрелять большую автоколонну противника. Потерь у немцев было много. Лейтенант Ковалёв после первой атаки сделал второй заход, потом третий. И тут он попал под огонь внезапно ожившей зенитной установки врага. На самолёте загорелся мотор. Командир пытался скольжением сбить пламя, но это ему не удалось. Тогда он дал длинную очередь по вражеской колонне и, не пытаясь вывести самолёт из пикирования, врезался в скопление автомашин".
Пылающий факелом самолёт вызвал взрыв огромной силы. Десятки фашистских солдат были убиты.
В деревне Румянцево Истринского района Московской области установлена ныне стела в память о Герое Советского Союза В. Е. Ковалёве.
Когрушев Григорий Александрович
Родился 20 ноября 1909 года. В рядах Красной Армии с 1934 года. Был лейтенантом, командиром звена 57-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
С 26 марта по 5 августа 1938 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Командир звена И-16. Имел травму руки при выпуске шасси. Его боевой налёт составил 82 часа. Провёл 12 воздушных боёв. Награждён орденом Красного Знамени.
В сентябре 1939 года в звании капитана убыл на должность комиссара 2-й авиабригады, получил звание полкового комиссара.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командовал 11-м, 172-м, 168-м истребительными авиационными полками. Совершил 180 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 2 самолёта противника.
После войны до октября 1946 года полковник Г. А. Когрушев продолжал служить в ВВС. В 1970 годах жил в Подмосковье.
Награждён орденами: Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени; медалями.
Он родился 20 ноября 1909 года в Самарской области. Рано лишившись родителей, рос и воспитывался в семье старшего брата. Трудился рабочим на сахарном заводе в Самаре. Окончил рабфак в 1930 году, а в 1934 году - Самарскую высшую сельскохозяйственную школу. В 1934 году добровольно пошёл служить в Красную Армию. Окончил Ворошиловградскую школу пилотов. В звании лейтенанта командовал звеном в 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.
С 26 марта по 5 августа 1938 года сражался в Испании, был командиром звена истребителей И-16. Совершил около 70 боевых вылетов, участвовал в 12 воздушных боях. Награждён орденом Красного Знамени ( 22.02.1939 г. ), получил звание капитана.
В сентябре 1938 года был назначен командиром эскадрильи 11-го ИАП, а в сентябре следующего года, получив звание полкового комиссара, убыл на должность комиссара 2-й авиационной бригады.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. В звании подполковника был командиром 11-го ИАП ПВО. Эта часть, вооружённая новыми истребителями Як-1, базировалась возле железнодорожной станции Кубинка и входила в состав 6-го ИАК ПВО Москвы.
Очень скоро лётчикам 11-го авиаполка пришлось вступить в яростные схватки с противником. Истинными мастерами воздушного боя зарекомендовали себя командиры эскадрилий капитаны Н. Г. Кухаренко и К. Н. Титенков ( ставший Героем Советского Союза ), командир звена лейтенант В. Д. Лапочкин, лётчик С. Я. Верблюдов. Немецкие пилоты не выдерживали их стремительных, дерзких атак.
Сам командир полка подполковник Г. А. Когрушев, по словам известного советского лётчика - испытателя Петра Михайловича Стефановского, был "...человеком огромного мужества, прекрасным лётчиком - истребителем. Он всегда находился в гуще воздушного боя, вдохновляя подчинённых личным примером".
С ноября 1941 года по январь 1943 года подполковник Г. А. Когрушев командовал 172-м истребительным Белостокским Краснознамённым ордена Суворова авиационным полком, а с ноября 1943 года - 168-м ИАП. 26 октября 1944 года ему присвоили звание полковника. Принимал участие в освобождении Польши, в боях за Германию.
Весной 1944 года конструкторское бюро А. Яковлева создало очередной вариант своего самого массового истребителя периода Великой Отечественной войны - Як-9. Самолёт, получивший в частях наименование Як-9Б ( заводской индекс - Як-9Л ), представлял собой истребитель - бомбардировщик, имевший 4 бомбоотсека за кабиной пилота. Машина могла брать 4 х 100 кг бомбы или 4 кассеты с противотанковыми авиабомбами ПТАБ-1,5. Поскольку вся бомбовая нагрузка находилась внутри фюзеляжа, максиальная скорость машины достигала 500 км/час на высоте 3750 метров ( при полной бомбовой нагрузке ).
Внутренняя подвеска бомб позволила значительно расширить диапазон боевого применения этого самолёта. Без бомб Як-9Б мог использоваться как фронтовой истребитель, а с бомбами - как скоростной истребитель - бомбардировщик для атаки точечных, хорошо защищённых целей.
Войсковые испытания новой машины проходили в 330-й истребительной авиационной дивизии ( командир Гвардии полковник Ф. И. Шинкаренко ) с 18 декабря 1944 по 20 Февраля 1945 года. За это время было произведено 2494 боевых самолёто - вылета с бомбометанием, сброшено 51 047 бомб общим весом 356, 5 тонн, проведено 53 воздушных боя, сбито 25 самолётов противника, в том числе: 20 FW-190, 2 Ме-109, 1 Ar-56, 2 Hs-129. Свои потери в воздушных боях составили 4 Як-9Б сбитыми и столько же подбитыми.
В результате бомбометаний было выведено из строя и уничтожено много различной техники и живой силы противника: 29 танков, 11 бронемашин, 1014 автомашин, 17 автоцистерн, 3 трактора, 7 орудий, 18 паровозов, 161 железнодорожный вагон, 20 станционных зданий, 4 склада с горючим и так далее.
Несмотря на положительные результаты боевого применения, по ряду причин, было построено лишь 109 самолетов данного типа. Ими была вооружена 130-я истребительная авиационная дивизия, действующая в составе 3-го Белорусского фронта. Одна из эскадрилий новых самолётов Як-9Б, построенная на средства артистов Московского театра, называлась "Малый театр - фронту".
Одним из полков, вооружённых новыми самолётами Як-9Б, был и 168-й ИАП. Этим полком командовал подполковник Григорий Александрович Когрушев. Истребитель - бомбардировщик Як-9Б с бортовым номером "100" ( серийный номер 12153100 ) был получен 13 июня 1944 года. Именно на этой машине летал командир 168-го истребительного авиационного полка.
К концу войны на счету полковника Г. А. Когрушева числилось 6 воздушных побед, одержанных им лично и в группе с товарищами.
За боевые заслуги награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; несколькими медалями, в том числе - "За оборону Москвы" ( 1.05.1944 г. ), "За боевые заслуги" ( 3.11.1944 г. ), "За победу над Германией" ( 9.05.1945 г. ).
После окончания войны продолжал служить в авиации. 4 октября 1946 года вышел в отставку в звании полковника. По состоянию на 1970 год проживал в Московской области.
Титенков Константин Николаевич
Родился 16 июня 1911 года в городе Ярцево, ныне Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал на хлебокомбинате. С 1930 года в рядах Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую авиационную школу, в 1933 году - Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Забайкальском военном округе.
В 1938 году получил назначение в формирующийся под Москвой 11-й истребительный авиационный полк. Летал на истребителе И-16. После освоения в 1940 году нового истребителя Як-1, был назначен командиром эскадрильи.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.
К октябрю 1941 года командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) капитан К. Н. Титенков совершил 172 боевых вылета, в 66 воздушных боях сбил 4 вражеских самолёта лично и 2 - в составе группы.
10 октября 1941 года погиб при посадке в сложных метеоусловиях.
28 октября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина (дважды). На здании Ярцевского хлебокомбината установлена мемориальная доска.
В ночь на 22 июля 1941 года немецкая авиация произвела первый массированный налёт на Москву. В нём участвовало до 250 бомбардировщиков и продолжался он около 5 часов. Среди тех, кто отличился в ту ночь, были и лётчики 11-го истребительного авиаполка, которым командовал подполковник К. А. Когрушев. Одним из них стал командир эскадрильи капитан К. Н. Титенков. Это был человек невысокого роста, с открытым волевым лицом, с молниеносной реакцией на всё, что происходило вокруг. Сын Смоленщины, он с детства мечтал стать лётчиком. Однако его путь в авиацию оказался нелёгким. По разным причинам ему дважды не удавалось поступить в Ленинградскую военно - теоретическую авиационную школу. Но юноша не отступал от намеченной цели. Третья попытка оказалась счастливой: он был принят именно в эту школу.
Годы военной учёбы и практической работы - это годы напряжённого труда. Но они дали свои плоды. Лётчик к началу войны очень хорошо освоил технику пилотирования и тактику воздушного боя. 11-й истребительный авиаполк, первым в Советских ВВС получив на вооружение новейшие истребители Як-1 (войсковой серии), дислоцировался в подмосковной Кубинке.
Свой боевой счёт Титенков открыл на 30 день войны. Одним из первых поднявшись в воздух, он атаковал лидера группы вражеских бомбардировщиков. Как только "Хейнкель-111" появился в лучах прожекторов, Титенков оказался рядом с ним. Немецкий пилот пытался маневрировать, вырваться из светового поля, но его всюду настигал меткий огонь отважного лётчика - истребителя. Одна из очередей сразила стрелка бомбардировщика. Затем Титенков ещё ближе подошёл к врагу и длинной очередью поджёг его. Немецкий самолёт рухнул на землю западнее города Звенигород. Пилотом бомбардировщика, как выяснилось позже, оказался полковник, награждённый двумя Железными Крестами. После гибели ведущего взаимодействие в группе немецких бомбардировщиков нарушилось. Экипажи не в состоянии были справиться с натиском наших истребителей и повернули назад.
В эту ночь капитан Титенков несколько раз поднимался в воздух. В одном из вылетов, уже при возвращении на аэродром, вместе со своими товарищами лейтенантами В. Д. Лапочкиным и В. В. Бокачем, он уничтожил ещё один немецкий самолёт. Отличились в эту ночь и лётчики старший лейтенант П. В. Еремеев, лейтенанты С. С. Гошко, А. Г. Лукьянов и другие. Они стремительно атаковали группы бомбардировщиков и сбили несколько вражеских машин, а остальных обратили в бегство. В этом налёте немецкая авиация потеряла 22 самолёта.
22 июля 1941 года, в 22 часа 10 минут, противник предпринял второй массированный налёт на Москву. В этом налёте, продолжавшемся до 2 часов ночи 23 июля, участвовало до 150 самолётов противника. И вновь отличился комэск 11-го ИАП капитан К. Н. Титенков, который вместе с младшим лейтенантом В. В. Бокачем сбил ещё один бомбардировщик. Всего в эту ночь немецкая авиация потеряла 15 самолётов. За отвагу и мужество, проявленные при отражении первых массированных воздушных налётов на Москву, К. Н. Титенков был награждён орденом Ленина. Были отмечены орденами и его ведомые лётчики лейтенаты В. В. Бокач и В. Д. Лапочкин.
Вскоре после этого, фото отважной тройки было опубликовано в центральной газете "Красная Звезда". На данном фото (слева направо): младший лейтенант В. В. Бокач, капитан К. Н. Титенков и лейтенант В. Д. Лапочкин.
Подлинным мастером воздушного боя проявил себя Константин Титенков и в последующих боях. Он был хорошо подготовлен к полётам и поиску самолётов противника ночью, когда даже на земле трудно было отыскать какой - либо огонёк. Нередко за одну ночь ему приходилось подниматься в воздух по несколько раз.
24 июля враг предпринял третий налёт на столицу. Около 180 самолётов шли, на этот раз, к Москве. При отражении этого налёта произошла новая воздушная схватка капитана Титенкова с опытным немецким пилотом. Патрулируя над аэродромом в районе Дорохово, он обнаружил "Юнкерс-88". Завязался бой. Противник как бы заранее предопределял направление атак Титенкова и умелым маневром давал возможность своим стрелкам вести ответный огонь по нашему истребителю. Титенкову потребовалось затратить много труда, чтобы добиться результата в этот бою. Ход этого поединка отражён в статье "Девиз отважных", опубликованной 23 августа 1941 года в газете "Вечерняя Москва":
"На этот раз вражеский самолёт появился над аэродромом внезапно. Тут же в воздух поднялись советские лётчики. Поспешно развернувшись, "Юнкерс" пошёл на запад. Но от скоростной боевой советской машины ему не удалось уйти. Больше 100 км преследовал врага Титенков, пока не настиг его. Завязалась пулемётная дуэль. Немецкий стрелок - радист отстреливался упорно. И снова и снова возобнавлял свои атаки советсий истребителью Пули хлестали "Юнкерс" по фюзеляжу, плоскостям, моторам. Умолкли неприятельские пулемёты. Бомбардировщик вспыхнул огненным факелом и ринулся вниз".
Произошло это в районе Вязьмы. Пилотом этого бомбардировщика, как и первой жертвы Титенкова, оказался полковник имеющий несколько высших наград Германии.
После каждого вылета Константин Титенков проводил с подчинёнными разбор воздушного боя, учил их мастерству пилотирования, тактике ведения боя, поощрял тех, кто проявлял разумную инициативу и смелость в бою. Всё это подкреплялось личным примером и показом, как следует вести схватку с противником. При этом, обычно, Титенков применял следующий приём: подходил к вражескому самолёту на дистанцию 70 - 80 метров, поражал стрелка, а потом сближался вплотную с бомбардировщиком и поражал его уже наверняка.
10 августа, в очередном ночном бою Константин Титенков заваливает над Наро - Фоминском ещё один Ju-88, а через 10 дней, 20 августа, в районе Ржева - доволько редкую машину Do-217. А вскоре, в одном из ночных боёв, у Титенкова кончилось горючее. Проявив выдержку и самообладание, он сумел посадить самолёт на вынужденную в поле.
Для прорыва к столице немецкие лётчики часто использовали облачность и просветы в ней. В этих условиях Титенков поступал так. Получив с земли курс, по которому противник шёл на Москву, он определял, когда примерно вражеский самолёт появится в просвете, а затем находил его в разорванной облачности и подвергал атаке.
В воздушном бою Титенков всегда стремился иметь преимущество над противником в высоте. Экипажи немецких бомбардировщиков, завидев советские истребители, стремились, как правило, уйти к земле, где их и настигали наши лётчики. В тех же случаях, когда противник видел, что ему не уйти от преследования, он быстро менял тактический приём и стремился перейти на бреющий полёт, используя рельеф местности. Так произошло 24 cентября 1941 года, когда немцы предприняли очередную попытку несколькими группами прорваться к Москве.
В тот день Константин Титенков вылетел на перехват воздушного разведчика, направляющегося к Волоколамску. Обнаружив Ju-88 на высоте около 8000 метров, Титенков пошёл ему на перерез и не дал уйти в облака. Он зашёл "Юнкерсу" в хвост и, держась в зоне, недоступной для верхнего стрелка, открыл огонь и поразил нижнего. Затем несколькими короткими очередями поджёг левый двигатель. "Юнкерс" продолжал лететь. Пикированием ему удалось сбить пламя и, прикрываясь лесным массивом, он начал уходить на малой высоте.
Титенков не отставал. Ему удалось поразить второго стрелка. Следующую очередь он намеревался дать по кабине пилота, но патроны кончились. Применить таран на столь ничтожно малой высоте было смертельно опасно - вражеский самолёты мчался над самыми верхушками деревьев. Какой найти выход ? И Титенков нашёл его. Он увеличил скорость и повёл истребитель с небольшим превышением над бомбардировщиком. Уровняв скорость Як-1 со скоростью "Юнкерса", капитан начал метр за метром снижать свою машину. Ещё мгновение, и он сядет на "спину" противнику. Не выдержав столь смелого маневра и своеобразной "психической" атаки, вражеский пилот допустил роковую ошибку: бомбардировщик, с грохотом срезав верхушки деревьев, рухнул на землю...
Титенков благополучно вернулся на свой аэродром. Правда, уже на земле, техники обнаружили что радиатор его "Яка" забит еловыми ветками, а плоскости повреждены в нескольких местах. Видимо, преследуя непреятеля над самыми верхушками деревьев, лётчик всё - же задел некоторые из них...
7 октября 1941 года пятёрка истребителей Як-1 из состава 11-го ИАП, ведомая капитаном К. Н. Титенковым, в районе Вязьмы обнаружила под нижней кромкой облаков немецкий многоцелевой самолёт Ме-110. Спустя несколько минут вражеская машина была атакована нашими лётчиками и сбита. По свидетельству известного советского лётчика - испытателя М. Л. Галлая, эту победу Титенков одержал вместе с Лапочкиным, Васильевым и Верблюдовым.
Родина высоко оценила боевые заслуги отважного лётчика - истребителя. Осенью 1941 года командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО) капитан К. Н. Титенков за 172 боевых вылета, 66 проведённых воздушных боёв, в которых сбил лично 4 и в составе группы 2 самолёта противника, был представлен командованием к званию Героя Советского Союза. Но получить свою "Золотую Звезду" Героя, Константин Николаевич не успел.
10 октября 1941 года при выполнении очередного боевого задания самолёт капитана Титенкова потерпел катастрофу в районе аэродрома. Всего на 2 минуты полёта ему не хватило горючего для посадки в сложных метеоусловиях. О том, что произошло в тот печальный день, рассказал позднее лётчик его эскадрильи В. Головатый:
"С нашего аэродрома вылетело в тот вечер 4 экипажа. Вскоре к нам присоединились ещё 3 истребителя соседнего полка. Возглавил группу капитан Титенков. Я летел правым ведомым. После нескольких минут полёта к линии фронта перед нами встала сплошная снежная стена. Под плоскостями самолёта виднелся лишь чёрный лес, впереди - ноль видимости.
Три экипажи соседней части с разрешения ведущего группы развернулись и ушли на свой аэродром. Титенков эволюциями самолёта подал нам команду сомкнуться, и в плотном строю мы начали пробивать облака вверх. Вышли из облачности на высоте более 3000 метров, достигли заданного района и выполнили задание.
Возвращаясь на свой аэродром, в районе Можайска по разрывам зенитных снарядов обнаружили группу бомбардировщиков Ju-88. Титенков подал команду готовиться к атаке... Завязался воздушный бой. Он был скоротечным. После первой же нашей атаки задымил и стал падать один из немецких самолётов. Другие, отстреливаясь, ушли в облака.
Мы устремились за ними. В облаках потеряли друг друга, так как бой шёл на увеличенных дистанциях и интервалах.
Пробив облачность и восстановив ориентировку, я вернулся на бреющем полёте на свой аэродром. Пришлось уйти на второй круг, поскольку впереди меня производил посадку старший лейтенант Крайнов. Горизонтальная видимость почти отсутствовала, земля просматривалась только с высоты 7 - 10 метров. Пришлось садиться вслепую.
Когда я приземлился, мне сообщили, что невдалеке от аэродрома упал самолёт и горит. Это была машина капитана Титенкова..."
К моменту гибели на счету Константина Николаевича Титенкова числилось 7 воздушных побед: 4 одержанных им лично и 3 - в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 3 личные и 3 групповые победы лётчика. ]
В начале 1972 года ученик 7-го класса Старогородской школы Одинцовского района Московской области Саша Кузнецов передал в Центральный музей Вооружённых Сил СССР орден Ленина, случайно найденный им в старой воронке на опушке леса. С тыльной стороны ордена был отчётливо виден его номер - "6776". По этому номеру установили, что орден вручён командиру эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка ПВО капитану К. Н. Титенкову. Удалось уточнить и место гибели лётчика.
Жива память о Герое. Найденный учеником орден Ленина экспонируется ныне в Центральном музее Вооружённых Сил. Видимо, он был сорван с груди Титенкова и отброшен далеко в сторону при взрыве самолёта. В музее же хранится и листовка "Воздушный богатырь", в которой рассказывается о героизме капитана К. Н. Титенкова, уроженца Ярцевского района Смоленской области.
Свидетельство о публикации №216122700045
Не будете ли Вы столь любезны прояснить один вопрос. Вы пишете:
"Награждён орденом Красного Знамени ( 22.02.1939 г. ), получил звание капитана.
В сентябре 1938 года был назначен командиром эскадрильи 11-го ИАП, а в сентябре следующего года, получив звание полкового комиссара, убыл на должность комиссара 2-й авиационной бригады.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. В звании подполковника был командиром 11-го ИАП ПВО."
А откуда здесь абсолютно чужеродное "полковничье" звание полкового комиссара? В политсостав Когрушев не входил. После капитана он должен был стать майором, каковым, скорее всего, и был назначен на должность командира 11-го ИАП. После чего получил подполковника.
Владимир Владимирович Самарин 26.01.2020 18:11 Заявить о нарушении
Это всё что я могу Вам рекомендовать.
Владимир Савончик 26.01.2020 20:40 Заявить о нарушении