Легко ли факелу гореть?

                «…невежество бывает двоякого рода:   
                одно, безграмотное, предшествует
                науке; другое, чванное, следует за
                ней…второй род невежества создается
                и порождается наукой, как первый
                разрушается и уничтожается ею».      
                М.Монтень. Опыты.               

Не успев сделать глоток шампанского после защиты диплома, я вернулся в Ригу. Приставку и. о. перед должностью инженера убрали, и я стал полноправным сотрудником института. За время моего отсутствия произошли серьезные события. Успехи группы, в которую я влился, высоко оценили эксперты ВПК. По их предложению коллективу решили выделить 30 штатных единиц. Для академического института, в котором всего-то работало около 200 сотрудников – это серьезное подкрепление.

Правда, возможность расширения коллектива обусловили требованием о введении статуса режимного учреждения. Для членов группы условие представлялось естественным. Уж очень серьезные объекты были предметом исследований. Но к нему оказались не готовы руководители – заведующий лабораторией и директор института. Естественно, в национальной республике все руководящие должности занимали латыши, даже если не обладали соответствующей подготовкой. К числу их относился и мой непосредственный шеф.

Уровень его квалификации иллюстрируется следующим примером. При подготовке научных статей я, как и другие сотрудники, отдавал их на просмотр заведующему лабораторией. Предполагалось, что, вникая в суть подготовленной публикации, тот становился соавтором.  Перед статьей появлялась еще одна фамилия.
Никто, в т. ч. и я, не собирался выступать против установившейся практики. Тем не менее, в моих научных статьях и первом авторском свидетельстве на изобретение фигурировала только моя фамилия. Каждый раз, возвращая подготовленные материалы, шеф говорил, что считает их непонятной абракадаброй, и отказывался от соавторства. Боялся уронить «научное» имя. Предлагал разбираться в результатах другим специалистам. Спасибо и за это. Мог и совсем «зарубить».

Объединенные усилия директора института (он был действительно крупным ученым и вскоре возглавил Академию наук Латвии) и моего шефа, кого возможность стать «невыездным» волновала значительно больше, чем будущие достижения, привели к тому, что предложение ВПК признали нецелесообразным. От расширения группы отказались. Сотрудникам, привлеченным к закрытой тематике, предложили проводить исследования на выезде в других организациях.

Подобные иезуитские методы были в ходу у шефа. В случае успеха лавры достанутся и ему. А где и как их будут добывать, его не интересовало. Старшие коллеги по группе смирились. Я по молодости лет – бунтовал. Но мой вклад в совместную работу не позволял вести борьбу в одиночку. Это я понимал. С другой стороны, попав в институт по распределению, уволиться в знак протеста не имел права.

Для лучшего понимания моей позиции добавлю еще один штрих. Когда окрыленный приглашением в аспирантуру к самому Л. Г. Мерцалову, я сообщил эту новость заведующему лаборатории, то услышал циничный ответ:
- Вот и отлично. Консультироваться будете в Ленинграде, а вашим научным руководителем буду я. Мне не хватает аспирантов для получения звания профессора.

Как дикий зверь, пойманный в неволю, метался я в клетке, выстроенной из чувства собственной беспомощности и чувства долга. В данном случае никакой возможности выбора у меня практически не было. Даже интерес, из-за которого раньше пропадал в лаборатории по 10-12 часов, стал угасать.
Такими методами человека творческого, желающего что-то совершить в своей жизни превращали в серого исполнителя чужой воли. Люди инициативные пытались вырваться из замкнутого круга. Удалось это и мне. Правда, дорогой ценой – на карьере ученого пришлось поставить крест. Но это совсем другая история.

Чаще обремененных семейными и бытовыми заботами людей превращали в «молчаливое большинство», из которого можно было лепить что угодно – хоть массу, одобряющую все происходящее в стране, хоть стадо, которое ведут на ритуальное жертвоприношение. Поэтому и случился распад великой страны вопреки желанию большинства ее населения. Желание-то было, но отстаивать его реальными поступками готово было лишь незначительное число людей. Как писал М. Салтыков-Щедрин: «Нет бунта, но и покорности настоящей нет».            

Из депрессии меня вывел ответ Госкомитета по делам открытий и изобретений. Эксперт сообщал: «заявленное предложение «давно известно». Кроме того - «этого не может быть никогда». Конечно, приходится слегка утрировать, передавая в двух предложениях отказ, изложенный на целой странице. Опытный руководитель группы объяснил, что это стандартная практика комитета и руки опускать не стоит. Нужно отстаивать правоту. Тем более к тому времени реальность изобретения можно было подтвердить не только документально -  но и на воплощенном в металле образце.
Неожиданно легко, с первой попытки, эксперта удалось убедить в новизне. Пришло положительное решение на выдачу свидетельства на изобретение. Вскоре устройство начали выпускать по заказам заинтересованных организаций.

Существующий в то время закон предусматривал материальное поощрение изобретателя. Мне предложили на выбор – получить разовую премию или постоянный процент от реализации устройства. Старшие товарищи рекомендовали второй вариант, как более выгодный. Но скудный достаток молодой семьи заставил согласиться на премию. Я получил 800 рублей – значительную сумму по тем временам, сравнимую с годовой зарплатой младшего научного сотрудника. Я был не просто счастлив. Почувствовал себя состоявшимся человеком. Смог побаловать, пожалуй, впервые, своего трехлетнего сына. Что-то подарить жене. Но все хорошее кончается быстро. Хотя меня поздравляли все, кроме шефа, на «душе кошки скребли».

В мечтах рисовалась серьезная работа с ответственными объектами. В будущем, возможно, и космическими. На деле приходилось отрабатывать методики поиска дефектов на образцах. Доступ к самим изделиям стал проблематичным. Сотрудникам латвийского коллектива попросту не доверяли. Мало ли по каким причинам отказались от введения режимного статуса в институте его руководители.  К сожалению, это не было перестраховкой.

Уважаемые читатели!
Данный рассказ в обновленной версии вошел в сборник «Судьбы людские», выпущенный в 2016 году издательством Ridero.ru.
Заказать электронную книгу (90 руб.) можно в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант по цене 190 руб. можно приобрести на Авито.ру и Алиб.ру.
Ваши отзывы, в том числе и критические, можете направлять по адресу igorzudov@mail.ru.
Заранее благодарен И. А.


Рецензии