Горох об стену 27

Русский кенозис, или раблезианство навыворот. Прискучили "Москва - Петушки" (всего лишь игра в бисер по-русски, литературные шалости эрудита-интеллектуала)? Есть более ранние "Записки психопата" того же автора. По сути своей, рассказ о том, как мыслящий и неглупый мужик по капле выдавливает из себя человека, только бы жизнь не оседлала, как панночка кузнеца, и все раблезианские удовольствия доводит до логического и неприглядного конца, то есть до пробуждения в канаве и блевотине, - непременно, именно в канаве, ибо - ниже уровня земли... Многих, ой, многих славный путь. Взаимная игра в поддавки с обозначенным в названии. По мере погружения в психопатологию обыденности (а в сущности - норму жизни), начинаешь понимать, что диагноз - точен, верен, но что болен не только (и не столько) сам автор, сколько все его герои. И читатель впридачу. Обязательное чтение для юноши, обдумывающего житьё. Отвращает. Гораздо сильнее Пелевина, который о том же, и тем более - Сорокина, который не о том, но того же болота клюква и кулик.


Русский характер отличает одно чрезвычайно странное свойство, не знаю, есть ли такое у других народов. Именно, навязчивое и непреодолимое стремление всё, что мы знаем, пусть даже в самом относительном приближении, налётом и наскоком, передать всем, иногда и против их воли, то есть опять-таки, налётом и наскоком... Усвоили, на удивление основоположникам, некое подобие марксизма в своё время - всё, давай учить марксизму настоящим образом (при содействии неважно говорящих по-русски латышских стрелков, китайских пулемётчиков и пр.). Устроили у себя советскую власть - нужно, чтобы и в Гренаде были свои колхозы и чтобы комсорг Евтюшкин безбоязненно хватал за икры покладистых испанских девчат. Да, мама родная: что же это за качество такое русского характера, что нас весь мир бежит с криком "Русские идут!" - и в окно, лишь бы не стать объектом нашего педагогического триумфа?! А ну, сговорятся они? Народы всех континентов, включая Антарктиду, сговорятся?! Ведь, пожалуй, Пушкиным-Евтюшкиным тогда не отделаешься.


Э, милай! Не всяк сорняк - как, поли... поливай... выпалывай! В пшенице должны быть сорняки, о том и в Писании говорится. И так же: не всю болезнь лечи, не любую проблему норови решить. Лучше не будет. А кабы хуже не стало. Страдания - молот, человек наковальня. Что куют? Волю к жизни. Э ласт фор лайф. Сорняк нужен, хотя он от лукавого агротехника. Но лукавый властен над тем, в ком имеет часть. А? Чего говоришь? Правильно, в каждом из живущих. Но один признаёт светлое начало, а другой его отрицает. Первый будет есть хлеб завтрашний, а второй так и сгинет на эклерах и бонвиванах. Не перестанем грешить, это верно... Но плакать научимся. Строк позорных слезами не смоешь. Но понимание придёт. Весь мир в гору Бриндабан не переделаешь. Это где фиолетово-чёрный пляшет в окружении любящих подружек, пастушек-гопи. И не нужно. И не лезь в чёрное. Пляши сам, пока не фиолетовый.


Давайте признаемся. Давайте честно скажем себе и всем: человек... внутренне... всегда... свободен. Человек изнутри всегда открыт миру (М. Бахтин). Никто не способен войти в меня извне, чтобы управлять моим сознанием...
Стоп, стоп. Кто сказал "стоп"? Я. А ты кто? Я - твоё я. А, так это - Ты... Да, бывают случаи внедрения внешних агентов в сознание (гипноз, одержимость, подселение). Но! Не будем недооценивать возможности Я. Всё, что вошло в сознание - Я. Я человека имеет социальную природу. Вот это всё: Лев Толстой, Ганди, Джон Леннон, парень из сериала "Краплёный" - все эти крупицы внешнего Я, все они Я моё (ё-моё... это сколько же там лиц...). И расщеплять Я на крупицы... ну, так мы кашу никогда не сварим. А и сварим, так есть будет - некому...
Крупицы крупицами, они конституируют и оформляют меня в деятельности, в моих отчаянно смелых вызовах окружающему бездушному, но ведь они (Толстой и др.) - только возможности. Я формируется из двух неравных и неравноценных частей: действительность и возможность. В этих двух модусах существует человек как личность, как индивид - и как представитель племени. Да, не всякая возможность и не всегда разрешается как действительность, да не всякая имеет и действительный характер (химер, ой, много!). Но само наличие модальности делает диктум реальным.
Свобода - это возможность. Свобода есть всегда, у всех, в любых обстоятельствах. Поэтому, либеральный дискурс свободы (а точнее, борьбы за свободу, а ещё точнее - разговоров о борьбе за свободу) никак не опосредован личностью, он личности не нужен: уже есть свобода, какого ещё?..
Встал и пошёл. Ага, ага... а на больничной койке? Прикованный к больничной койке? Без рук, без ног, без головы, без туловища? Всё равно, встал - и пошёл. Ты же свободен. Действительность твоей свободы никоим образом не ограничивает и не изменяет свойства внутреннего Я. Посмотри на других, уже ходячих: все такие, все без головы. Ничего, идём.

"Идите и крестите..." Легко сказать: "Идите". Тут улицу не перейдёшь, а если и перейдёшь, так на той стороне тебя не ждут.
Посетил я православную ярмарку в "Лотос Плаза". Только зашёл... мимо казака в полном казачестве, но без шашки... как тут сразу и началось, от порога. Направо такой добрый молодец, в чёрном весь, ражий, дюжий и с бородой. Наверное, монах, соображаю. И говорит он специальным голосом, густым, амвонным:
- Прикладывайтесь, братья.
Смотрю, а у него икона в наличии. От смущения, признаться, даже не разглядел - какая... Потому что, ну как "прикладывайтесь", если я и не крещён, и, между нами говоря, вообще не... Вижу, инок понял всё правильно. Но стало нам неловко, конечно. Хотя, может, это мне только. А ему ничего. Профессионал, как ни крути.
Пошёл всё-таки дальше бродить. Раз уж пришёл. А там! Чего только нет на этой ярмарке! Тут тебе маслице продают, там книги спасительные, тут одежду всяческую целебную, а там прямо сидит один, тоже в чёрном с головы до ног, поёт и слайды показывает на большом экране. Глаза разбегаются. Эх, и почему я не православный?
Но на роже ведь не сказано. Продавцы обращают внимание. Приветливая монахиня углядела меня как-то, выделила из всех (бледный, что ли?) и предложила заказать молебен о здравии в каком-то отдалённом монастыре. Это, значит, за небольшую сумму вся обитель будет молить Бога о моём здравии. Я постеснялся беспокоить из-за такой ерунды Самого, ушёл кланяясь...
И вообще ушёл. Ничего не купив. И настроение совсем не православное. Зря пошёл. Я вообще не люблю специфические тусовки. Панки какие-нибудь - там плеваться нужно, материться и слушать всякое... ну, не буду, не буду. Физики какие-нибудь - там, наверное, постоянно говорят про Бойля-Мариотта, а я и в школе не знал, кто они, теперь же и подавно забыл всю физику напрочь. Ну и чего я буду там делать? Вот и здесь то же самое. Потому, православие - это не о. Павла Флоренского читать, и даже не в церкви ставить свечки. Это модус вивенди и, соответственно, операнди. А иначе тебя не поймут, и ты не поймёшь.
Вот, говорят, в Тегеране сильное движение на улицах. Ездят без правил, кто как умеет. И поэтому там родилась такая шутка: "Как попасть на другую сторону улицы? Нужно там родиться!"
Родиться. Вот оно что.


Платон и гоп-компания понимали так: Бог есть "идея идей". Похоже на то, братья! В истории православия известна ересь имяславия. Суть её в том, что в силу своей греховности человек не может славить Бога, а может славить лишь Его Имя. Похоже, Платона начитались братья! Имя = идея. Имя Бога = идея идей. Тогда, что же получается? А получается, что человек постигает (фактически создаёт в уме) идеи, а уже эти идеи, сущности второго порядка, создают "идею идей", но уже без участия человека. Поэтому Он и непостижим, и всякое такое. Похоже на то, братья.


Много разговоров на вечно живую тему - камо грядеши, Русь-матушка? Эти говорят, что вперёд шагаем, те - что назад... Мне в последнее время всё чаще кажется, что правы и те, и другие. Одной ногой шагнули вперёд, а оставшейся - назад, в прошлое. А оно всё дальше уходит от нас, это прошлое, а мы стоим, как Жан-Клод Ван Дамм в известной рекламе грузовиков... Он-то на шпагат уселся, а вот мы на что сядем?
Интересно живётся в России.


На полке стоит книга. Она называется "Бог как иллюзия". Автор доказывает, что Бога нет. Слово "Бог" на обложке напечатано крупно, а "как иллюзия" - мелким шрифтом... Издали, без очков, я вижу только одно слово. Вот такая иллюзия.


Богопонимание я понимаю как умотаяние. Ум тает, как бы растворяется в самом постижении непостижимого (а всем известно - Бог непостижим), и всё меньше делается человек, и всё больше - Бог. В конце пути человек исчезает совершенно, то есть исчезал бы, имей путь конец и завершение своё. Но человек совершенно исчезнуть не может, всегда остаётся данное ему в плоть "жало". Вот это "жало", самое последнее в человеке, и задерживает человека на пути к полному растворению, не в Боге, конечно, но в стадии Богочеловека - единственной доступной смертному стадии постижения Бога. Умотаяние - хорошее слово.


Бежит, бежит навстречу тебе, улыбка, радость на лице - и ты удивлённо начинаешь улыбаться в ответ, не понимая причин. А она - мимо, и к кому-то за тобой, кого ты не видел и не знал, что он там... Жизнь вся из таких встреч-невстреч, но и другие есть: те, что бывают как одержимость и болезнь. Не знаю я, какие настоящие, а какие - мнимые. Это нужно спросить у бабочки, которая летит на огонь. Да ведь, как спросишь? А потом уже и не спросишь.


Странно человек устроен. Одним ухом услышишь, одним глазом разглядишь, хоть что-то; одной рукой схватишь и на одной ноге доковыляешь, если надо... Но вот одним зубом не разжуёшь. Как минимум, два нужно. Странно.


В чём смысл дня сегодняшнего? Carpe diem... Выехали, попали в прекрасное место - ну, всё при всём, лучше требовать нельзя. Ажиотаж. Живи да радуйся, как переводил это иностранное слово дед Щукарь. Тут налетели комары и всё нарушили. Побоку красоты, зачем приехали, забыли... от комаров отмахиваемся! В этом ли смысл? Да, и водку тоже забыли: она в реке осталась, для прохлаждения. И русалки тоже. Карпы.


Есть одно хорошее, эффективное средство, "оружие" для борьбы с мздоимством, лихоимством, вообще любым "-имством" из корыстолюбия как реализацией ценностно-смысловой ориентации личности. Это вера, религия. Не захламлять "чердак" всё новыми и новыми вещами отнюдь не первой необходимости, создавая пищу для "ржи" и вечный соблазн для "воров", а наоборот: освободить по возможности больше места для Духа, чтобы Дух мог находить своё и помогать своему, в ущерб чуждому природе человека и вредному для неё. Не нужны законы, "посадки", репрессии в любой форме, за исключением одной: постоянной и неуклонной, безжалостной "репрессии" своего раздутого эго. "Вот тут-то и загвоздка", - как говорит Принц Датский в известной трагедии Шекспира... И объяснение того яростного, в штыки, неприятия, которое встретила идея расширить компетенцию веры в школьной учебной программе в среде "образованной" и "мыслящей" интеллигенции. "Смириться", как призывал Достоевский в своей пушкинской речи, не хочет "гордый человек". А иного средства - нет...


Самые требовательные люди те, которым кажется, что ты их половинка. Невыносимое чувство: я здесь, а он (она) не здесь. Значит - что? Взять и прикрутить, невзирая на... Поломается что-нибудь - починим, ты же со мной теперь, ты - это я. Но я не ты. Дай мне свободу, дай "место для шага вперёд", и я изменюсь сам. Если я действительно половинка, четвертинка, одна сотая твоей пустоты. Это всё в плане скоротать вечерок и чай. А в плане духовного роста лучше найти себе референт повыше - там, над головой, как поплавок, всегда... Мы червячки, и я такой же, на крючках. А над головой космос. Дай своей пустоте космическую прописку. Если остыл чай.


Одни сразу бросаются к тебе, ластятся, заглядывают в лицо - возьми, возьми, видишь, я хорошая! Потом теряют интерес, не замечают, не помнят. Другие - погладить дадут, но и только.
Редко встретишь женщину, которая не боится показаться умной. Я встретил такую и теперь в размышлении: как быть? Не хочется на старости лет выйти пустым и картонным, как те коробки, в которых прятал кошек в землю.
Умная женщина естественным порядком видит тебя, каков есть, без усов и без трусов (зачёркнуто) прикрас. А через неё и ты себя видишь таким. И это в некотором роде испытание на прочность. Может, потому и бегаем серьёзных отношений, облекаем простые вещи в художественную форму? Не её боимся, себя... Ева раскрывает Адама. Адам смотрит - ба, да я же голый! Он посмотрел на неё и увидел собственную наготу - не на себя посмотрел, на неё. Как в зеркало.
Зеркала, зеркала... научиться бы ещё понимать ваш птичий язык...


Имеет значение не первая рюмка, а вторая; не первая любовь, а следующая; не первое слово... и так далее; в последующем предыдущее получает своё развитие, и в этом развитии - своё значение и смысл.


Может быть, весь смысл этой жизни только в том и заключается, чтобы научить не жить так, как мы живём. Сидят ангелы в светлых хоромах, посмотрят: нет, так жить нельзя, как Тюков живёт... И всё.


Жить по-человечески, как подобает человеку - это уже само по себе религиозное действие. Иметь в себе образ, в подобие которому тщимся прийти. Это и значит: "Бог в рёбрах, а не в брёвнах".
Но если кому-то нужно "в брёвнах", то пусть будет и "в брёвнах", ведь одно другому не мешает. Только нужно не путать одно с другим и не подставлять кви про кво, как говорит о том митрополит Сурожский Антоний (Блум): "Духовная жизнь не заключается в тех проявлениях, которые мы называем духовной жизнью, то есть молитве, богослужении и т. д.; духовная жизнь заключается в том, чтобы дать простор Святому Духу нас преобразить".


Все мужчины делятся на два отряда: мужчины, с которыми вы могли бы оставить дочь, и мужчины, c которыми вы могли бы остаться сами.


Научаешься жить так, как будто чего-то нет (хотя оно есть, это что-то). Такой странный негативный редукционизм, необъяснимый в понятиях жизни как действия, но хорошо объяснимый, если понимать жизнь как пространство.



16 ноября - 27 декабря 2016 г.


Рецензии