Мороз - сила природы!

    Новогодние каникулы для учащихся техникума - праздник! Так было ранее, думаю остается на сегодня. Группа учащихся Бабаевского техникума молочной промышленности, родом из Брянщины, преодолев путь по железной дороге от Калуги до Хутора Михайловского ( станция в Сумской области Украины ), осмотревшись в поисках земляков - попутчиков из России, пораскинув на предмет заночевать, так как не унималась вьюга, не найдя вариантов ночевки, решила преодолеть пешком 20 километров проселочных дорог. Автобусного сообщения не было тогда, в советское время, а сейчас "граница" на замке для законопослушных граждан. Вот контрабанда, идет во всю!
    Проведя совещание в "Филях" пятеро учащихся, обмозговав алгоритм движения, договорились: двигаться по снежной целине гуськом, переодически сменяя ведущего, до Пьяного хутора, так называлась одна из деревень Сумской области. Почему именно до этой деревни? Здесь гнали замечательный самогон, из хорошей сахарной свеклы. Цена одной бутылки доходила от рубля до 50 копеек. К тому же, если продавец душевный, можно было получить, в виде бонуса, краюху хлеба, головку лука.
  Метель не унималась, бросая емкие заряды снежной массы в путников. Поначалу ведущие менялись через каждые двадцать минут. Дорога сплошь была забита снегом. Идти становилось все труднее и труднее, участились перекуры. Гавриков Коля  и Иваньков Володя предложили вернуться, но Горовой Саня настаивал продолжать движение. Преодолевать расстояние лесом представлялось проще,  так как здесь еще сохранялась накатанная полозьями дорожка, да и снега выпало меньше. Всполохи снега напористо накатывались на неровную колонну идущих, небо заволакивало белой снежной мутью. Мороз крепчал.
  После двухчасовой ходьбы, ноги у путников гудели, в подсознании била мысль, что надо остановиться на перекур. Благо показался искомый хутор.
- Ну, вот, мужики, впереди "райские кущи", врежем первача и двинем дальше! Торжественно произнес Горовой.
Откашлявшись, высморкавшись, выругавшись крепким русским словом, Гавриков Николай вновь заявил:
- Братцы, в такую метель нам не дотащится до родных мест, давайте попросимся на постой. Смотрите, мороз все злее, ноги начинают коченеть, хотя топаем порядком, без остановок. Если пойдем дальше пропадем!
   Наступило молчание. Хлопцы переминаясь, поругиваясь,  направились к избе известной самогонщицы хутора, бабе Марфе. Последняя радушно встретила путников, предложив не только самогон, но и переждать метель у нее.
- Изба небольшая, но на полу могу постелить. Печь натоплена добротно, не замерзните! Решайте, ребята, смотрите морозец то давит. Темень, мороз, метель - до греха не долго! Да и сколько людей замерзает в такую непогодь.-
  "Раскатав" пузырь самогона, путники взбодрились, прогрелись в теплой избе, подсушили на печи отсыревшую одежду и дружно решили топать дальше. В голове играл хмель, кровь бурлила. Казалось, что жизнь взяли за бороду, а ночь, метель, мороз - пустяки!
- Зачем нам терять день, каникулы и так всего одну неделю, - напористо произнес Горовой.
 - К тому же завтра у нас в клубе танцы,- так, Леня, - обратился он к чернявому товарищу, походившему на цыгана.  Леня ухмыльнулся и покачал утвердительно головой.
- Ну, вот и решили,- бодро констатировал Александр Горовой.
- Бабушка, большое спасибо за гостеприимство. Напиток, как всегда, у Вас великолепный! Дай Вам Бог здоровья! Помолитесь за нас, чтобы добраться до родных деревень.
  Оставшаяся часть пути пролегала полем. Ночная мгла скрашивалась пургой, иногда пробивался свет Луны. Метель и мороз усиливались. Примерно, в течение часа ребята шагали бодро, отпускали шутки, травили анекдоты. Постепенно погодные мытарства преодолевали шутейно-бодрящий настрой путников.
Дойдя до очередного стога из соломы, Горовой предложил отдохнуть в стожке. Лёнька и Коля стали возражать, объясняя:
- Ребята, в такую морозную, вьюжную пору можно околеть!
- Да нет, хлопцы, маленько вздремнем, метель уляжется и пойдем дальше. После небольшой дискуссии, увещеваний, договорились всего лишь часик отдохнуть. Решили, так решили!
Забрались в стог поглубже, чтобы было потеплее и через пару, тройку минут послышался храп.
   Леньке снился сон, как бабушка Женя пекла румяные блины, ставила на стол сметану в чашке, в которой ложка стояла вертикально, подавала мед в рамке,  приглашая сестру Шуру и брата Колю к столу. Колька первый подлетел к столу, потянулся за блинами, поскользнулся, ухватившись за клеенку стола. Все со стола полетело на пол. Лёнька вздрогнул и проснулся! Хлопцы похрапывали, зарываясь в солому. Раздвинув солому, Леня обратил внимание, что метель ослабла, мороз усилился. Встать было тяжело, тело сковало холодом. С большим трудом выбравшись из стога, стал разминать руки, ноги, пытаясь встряхнуть тело. Осознав трагичность ситуации, стал трясти и вытаскивать товарищей, которых холод уводил от жизни. Примерно час, тормошил и будил товарищей, вплоть до пинков, может меньше. Гавриков Коля совсем окоченел, едва ворочал языком. Пинаясь, ругаясь матом Леня поднял хлопцев, заставив идти дальше.   
   Только под утро они пришли в Подывотье, где мать Коли Гаврикова, охая, возмущаясь стала растирать ребят самогоном, смазывать бобриным жиром, разместив всех на печи.
  Вечером на танцы никто не пошел. Родители, воспитывая хлопцев, растирали, распаривали, лечили и благодарили Бога и Леню, за то, что спасли ребят от мороза и гибели!

28.12.2016 г.


Рецензии
Замечательно!!! А места до боли знакомые!

Лариса Белоус   24.04.2018 23:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.