Церковная проститутка и трубочисты

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

А. Блок.


Два дня назад я с супругой гулял по ночной Элисте, и во время прогулки  она мне сказала, что прочла в интернете интересную статью, которая вызвала большое количество самых разных суждений. В статье говорится о девушке, что поет в церковном хоре. Статья называлась "Слишком мелко для бога". Я сразу же отреагировал:

- Девушка на самом деле оказалась проституткой?

Супруга удивленно спросила:

- Так ты тоже прочитал эту статью?

- Нет, я её не читал – ответил я.   

- Так как ты смог тогда сразу определить, что рассказывается в статье о судьбе проститутки, поющей в церковном хоре? – спросила жена.

Я попытался объяснить. У меня достаточно плохо получалось. Девушка, поющая в церковном хоре - это образ из стихотворения Блока. Очень многим известный образ. Он автоматически у меня возник – только я услышал о девушке поющей в церковном хоре. Какой еще есть еще более мощный архетипический женский образ, связанный с христианской церковью? Девушка проститутка в церкви – это некий архетип кающейся Марии Магдалены. Вероятней всего журналист просто хорошо знает свое ремесло, и поэтому она и смогла написать абсолютно архетипическую историю, то есть историю обращенную к огромному количеству различных образов укоренившихся в общественном сознании, которая и вызвала столько откликов у читателей. Вроде бы это всё ясно, но в тоже время всё очень сложно для понимания.

Супруга возразила мне, что история эта похожа на правду. В ней много подробностей очень жизненных. Есть даже фотографии. Почему история, которая похожа на чистый архетипический текст, не может при этом быть абсолютно реальной? Девушка подрабатывает проституцией, чтобы служить богу, так сложилась её судьба, уверяет и журналист, и издатели материала.   
Безусловно, на тот момент я даже не читал статью, и опровергать правдивость истории у меня не было никаких оснований. Потом, уже сегодня, перед написанием данного материала, я посмотрел на саму статью и полемику вокруг неё, и я увидел, что многие люди обвиняют автора статьи в том, что история им полностью выдумана. А в ответ редактор сайте, где была опубликована скандальная статья, клялся и божился, что девушка проститутка из церковного хора абсолютно реальный персонаж.

 Всё это я узнал позже, но во время нашего разговора мне важно было ухватить ту мысль, что могла бы пояснить мою позицию. Она долго крутилась у меня в голове. Я всё пытался найти ту метафору, которая смогла бы пояснить ситуацию. И тут я неожиданно вспомнил одну еврейскую притчу, что читал когда-то в интернете, и она мне и помогла понять суть проблемы, и при этом стала мне самому намного более понятной, чем в тот момент, когда я с нею впервые  познакомился. И я невольно удивился тому, как неожиданно приходит иногда понимание к нам каких-то вроде абсолютно простых вещей.

Но давайте сначала вспомним саму притчу. Притчу о трубочистах.
 
Так вот. В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.

- Ты знаешь арамейский? - спросил раввин.

- Нет.

- А иврит?

- Нет.

- А Тору в детстве учил?

- Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.

- Ты не готов учить Талмуд, - сказал раввин. - Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься - буду с тобой заниматься.

Молодой человек согласился, и раввин продолжил.

- Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным лицом. Кто из них пойдёт умываться?

У молодого философа глаза на лоб полезли.

- Это тест на логику?!

Раввин кивнул.

- Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!

- Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться – пояснил раввин.

- Хитро придумано! - восхитился гость. - А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!

- Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным лицом. Кто из них пойдёт умываться? – спросил раввин.

- Но мы уже выяснили - тот, у кого лицо чистое! – ответил молодой еврей.

- Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться – сказал раввин.

- Я об этом не подумал! Поразительно - я допустил логическую ошибку!
Ребе, давайте ещё один тест! – попросил молодой еврей.

- Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным лицом. Кто из них пойдёт умываться? – опять задал тот же вопрос раввин.

- Ну: Оба пойдут умываться – неуверенно ответил молодой человек.

- Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться – сказал раввин.

Молодой человек пришёл в отчаяние.

- Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!

- Ладно. Два человека спускаются по дымоходу:

- О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться! – воскликнул юноша.

- Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой - нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос - бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!

Занимательная притча скажете вы и тут же спросите, а причем тут девушка проститутка из церковного хора? Отвечаю. Давайте реально посмотрим на то, что вызвало основной спор вокруг этой статьи? На мой взгляд, это не просто то, что статья абсолютно архетипическая, главное, что в ней присутствует какая-то уловленная многими людьми внутренняя лживость. Но весь вопрос в том, где эта ложь находится? Вот это понять на самом деле не так просто, как может показаться.

Многие читатели указывают на ошибки в тексте и поэтому утверждают, что девушки проститутки из церковного хора в природе не существует, потому что её не может существовать вообще. Но это спорное заявление. Как сообщают вполне достоверные источники в церквах по миру работают не то, что вполне себе безобидные проститутки, а попадались вообще даже и педофилы, так что всё может быть. Предположение о том, что проститутка не может работать в церкви поскольку вообще этого не может быть является по сути  безосновательным. Вопрос тут вообще не в этом.

По сути история рассказанная в статье о девушке и притча о трубочистах это одна и та же история. История о том, что девушка вылезла из трубы с чистым лицом. Но это совершенно невозможно. Ибо еще в Библии сказано - Нельзя служить двум господам, и богу и мамонне, и в этом и есть истина. То есть. Работать в церкви будучи проституткой можно, если это не афишировать и пока не разоблачили, можно даже быть будучи проституткой и хорошим человеком, почему бы и нет, но оставаться чистым перед богом и служить богу так, как служат праведники, всё равно не получится. Лжив образ проститутки грехом служащей небесам. Именно в этом суть лжи. 


А споры вокруг статьи на самом деле это бесконечное обсуждение того мыться ей или нет. Соль истории ровно такая же как и старой еврейской притче, что как из трубы трубочист не может выйти с чистым лицом, точно так же и девушка проститутка не может остаться чистой и безгрешной, выйдя из своей грязной трубы продажной любви. Основной феномен статьи это не проститутка, работающая в церкви, а почти святая служащая богу благодаря занятию проституции. А этого феномена на самом деле нет.  И поэтому всё остальное это бессмысленная трата времени на поиск ответов на несуществующие вопросы.


Рецензии
Весьма интересные размышления – особенно в свете логики Талмуда, которую даже ортодоксы не в силах до конца освоить за всю жизнь. В данном случае классическая логика бессильна. Такие вопросы решаются с помощью деформированной логики, которой обладал один из персонажей «Бравого солдата Швейка», вполне успешно утверждавший, что внутри земного шара находится еще один шар, гораздо большего размера, чем первый. Или наивной детской логики. Одна маленькая девочка, например, на вопрос «Может ли Бог, который все на свете может, создать такой большой камень, который сам поднять не сможет?» спокойно ответила – может! Он позовет на помощь ангелов, и они вместе поднимут этот камень! Вот он, катехизис в чистом виде! Так что умение некоторых философов превращать контрасты в парадоксы порой разбивается о больную изощренность умалишенных и наивную простату детей.
С уважением:

Алекс Мильштейн   05.02.2020 21:51     Заявить о нарушении
Спасибо. Сказано "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное", и еще "мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их".

Пюрвя Мендяев   05.02.2020 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.