Черно-белая проза

Я любил, пожалуй, лишь одну природу
В ясный светлый день и даже в непогоду.
Чувствовал, что в ней Господнее величье,
Замысел Творца являл ее обличье.
Перед ней хотел я на колени пасть
И почувствовать соединенья сласть
С Господом моим, Создателем всего,
Хоть на миг почувствовать любовь Его.
На светило Божье – солнце помолиться.
И слезами рос омыть грехи свои,
И шепнуть березке: «Господа моли
За меня, моя российская сестрица,
Чтобы к Господу мне чистым воротиться…»

***
Хочется сделать весомое что-то,
Что-то великое сделать так просто!
Будто-бы выдохнуть вдохом единым,
Жестом единым и неповторимым.
Чтобы душа захлебнулась от счастья,
Чтобы бессмертья стать малою частью!..

***
Поток сознанья бессознателен,
И бедам я своим признателен.
А радости свои порой корю,
Своих любимых – чаще не люблю.
Живу обычно по инерции
И верю. Нет, живу в безверии…

***
В метро составов гул и толкотня;
Суровы все, и только ребятня
Шумит, кричит, толкается.
Ей жизнь пока что нравится.
Но их судьба отсчитывает дни,
И с каждым днем печальнее они…

***
Похолодало. Сразу вспыхнули леса
Оранжевым и желтым, и бордовым.
Лишь очень тонкая светится полоса
На небе и свинцовом, и суровом.
Из той полоски желтой вырвутся лучи
И упадут на тихие деревья.
И вспыхнет желто-красным, будто закричит,
И упадет горящий листик первый…

***
Сегодня ночью капал дождь,
По крыше выбивал,
Мелодию весенних гроз
Кому-то напевал…

***
Что день грядущий нам готовит? – не знаем мы.
Не зарекайся от тюрьмы и от сумы.
Не зарекайся от любви и расставанья
И той последней, непростой дороги дальней,
Что приведет меня к концу или началу.
К пути, стремящемуся ввысь? К судьбы причалу?

***
Рассвет играет в поле за проселком,
Рассвет-мальчишка с рыжей головой.
Небесный мальчик с розовым теленком
Приходит в мир рассветный-заревой…

***
А старость – не радость и жизнь – не прогулка,
Ведь радости малость, и счастья фигулька.
И в будущем тоже, что было и прежде.
Осталось нам всё же лелеять надежду
И верить, и верить во что, уж не знаю,
И годы всё мерить до самого края…

***
Благоухание молитвы день за днем
Струится к небесам негаснущим огнем…

***
Вот тут условная могила
Самой Цветаевой Марины.
Ее судьбы земная точка;
Остались только сын да дочка.
Остались строки цвета грусти.
Господь грехи ее отпустит?
Господь грехи ее покроет,
Стихами грешный мир умоет…

***
С ветки яблоко сорвалось
И упало на траву.
Осени чуть-чуть осталось,
Ветры оборвут листву.
А потом снега закружит
Белогривая метель.
С безысходностью подружит
Стылая пора потерь…


Сергею Есенину

Он раскинул руки, стал живым крестом,
Поселился парень в городе святом.
Жил, писал и умер на Святой Руси;
Кто-то помолился: «Господи, спаси!»
Кто-то помолился на разломе дней.
Нет, совсем не «кто-то» - родины Сергей…

***
Электричка бежит по осенней России
Среди желто-зеленой ее простоты.
А над ней небеса из прозрачнейшие сини;
Русь, моя дорогая, красавица ты!..

***
Россия, снега и снега
И в белых снегах берега
Реки под названьем судьба.
И белой церквушки мольба,
И снежного неба простор…
В снегах утопающий взор…

***
Придорожная Россия:
Грязь, погосты, купола.
Небеса из блеклой сини
И пожарища зола.
Бесконечная дорога,
Беспредельная беда,
Что ведут нас от порога
В неземные города…

***
Сползает капля со стекла,
А дождь всё льет и льет.
Поблекло небо добела.
Осенний переплет.
И снова капля по стеклу
На фоне холодов.
Но вдруг прорвался солнца луч
Из облачных снегов.
И сразу стало веселей,
Отступят холода.
Россия, эту серость пей,
Ведь дождь – это вода…

***
Как-то грустно в России становится,
Серо и грустно.
Неуютно совсем и бессовестно,
Хмуро и пусто.
На душе и в лежащих под снегом полях,
И в глядящих на всё это серых глазах…

***
Тропинку в полях снегопад заметает,
Но снова пролягут следы.
Ведь в этом безмолвье собака залает,
Летит над деревнею дым.
А, значит, деревня еще не пропала
И тут возрождается храм.
Годину безвременья Русь отрыдала,
Летит благовЕст по полям…

***
Какой чудесный день, морозный, зимний!
И ветру дунуть лень; лед бело-синий.
Да нет, пожалуй, бело-голубой;
И солнце бледное над головой.
И снег пушистый над землей кружится,
Как заколдованный, на лед ложится…

***
Боже мой, какая красота,
Глаз не отвести!
Родины святая простота –
Чище не найти!
Не найти моей Руси прекрасней!
И родиться здесь – такое счастье!

***
Жизнь прожить – не поле перейти.
Родины роднее не найти!..

***
Катком по России прошла Совдепия
И выбила лучших сынов.
В конец погибает бедняга Россия
Под тяжестью цепких оков…

***
Россия, Россия, твои перелески
Под снегом глубоким стоят.
В снегах и морозах попрятались веси,
Добрыни отечества спят.
Илюши твои, те, что Муромцы, с горя
Вином наполняют стакан.
И русскость враждебные сумерки гонят,
Алеша Попович твой пьян.
Ведь он нализался текилы заморской;
Бесстыдная дива поет.
В сердцах россиян прочно властвует морок,
Россия с похмелья блюет…


ПОСВЯЩАЕТСЯ «ОБЫЧНЫМ» ЛЮДЯМ

Домодедово – город не очень большой,
И живут тут «обычные» люди.
Но давай же, «обычный» товарищ, с тобой
Мы героев Руси не забудем!
Вспомним тех, кто когда-то французов сломил.
То свершили «обычные» люди.
Вспомним тех, кто фашистам хребет перебил!
Тех героев давай не забудем!
А герой незаметный, совсем препростой,
Может быть, мужичонка нетрезвый.
Пред агрессором стал нерушимой стеной
В час, когда Русь стояла над бездной.
Или, может быть, вспомним супругу его,
Неученую бабу простую,
Что состарилась быстро, за тридцать всего,
За станком, на полях чуть живую.
Вспомним мальчиков, только со школьной скамьи,
Нецелованных в войско призвали.
Но в атаке на «брачное ложе» они
Полегли и песок целовали.
Вспомним горе России и праздник ее,
Что обычно бывал со слезами.
Это сердце, товарищ, твое и мое,
Потому, что ведь это мы сами!..
Домодедово – город не очень большой,
И живут тут «обычные» люди.
Но давай же, «обычный» товарищ, с тобой
Мы героев Руси не забудем!

***
Простота и величье полей;
Нет сторонки российской родней.
И родней, и светлей, и печальней, скромнее;
Тишиной напитавшись, Русь стала мудрее…

ДОМОДЕДОВСКИЙ ВАЛЬС

Я хожу по дворам и по улицам,
Где весной голубки всё целуются.
Только счастье мое, видно, спряталось,
Золотые рассветы лишь снятся мне.

Припев:
Домодедово, Домодедово,
Повстречалось тут счастье с бедами.
Поселились тут будни с праздником,
Оттого на душе не радостно!

Но сегодня, конечно же, встречу я
Свое счастье огромное, вечное!
Повстречаю прекрасную девушку
На просторах твоих, Домодедово.

Припев:
Домодедово, Домодедово,
Обвенчалось счастье с победами.
Поселились тут будни с праздником,
Оттого на душе так радостно!

И пойдем с незакатными песнями
По дворам и по улицам вместе мы.
Будет сын, будет дом, а дерево
Посажу по весне в Домодедово!

Припев:
Домодедово, Домодедово,
Обвенчалось счастье с победами.
Поселились тут будни с праздником,
Оттого на душе так радостно!

***
Декабрь начался, затрещали морозы,
И реки сковало ледком.
И жизнь потекла, черно-белая проза,
Снега и метели кругом.
Снега и метели, дома и дороги,
В снегах утопают огни.
В душе неспокойно, ведь ноют ожоги.
Из бедного сердца гони
Ожоги-невзгоды, ожоги-терзанья,
Ожоги мучительных дум.
Ручьи и капели пьянящею ранью
Весною в Россию придут!..

***
Желтый свет в электричке, на улице ночь;
Я всё еду и еду из города прочь.
За окном в темноте проплывают огни.
И они в этом холоде стылом одни.
Я в окно всё гляжу и мечтаю о том,
Что меня в темноте ожидает мой дом.
Я войду и включу в своей комнате свет;
Будет виден он даже с далеких планет,
Что в холодном пространстве плывут в вышине,
Посылая привет свой лучащийся мне…

***
Запотело окно, я подую в него
И увижу снега за окном.
Здесь светило дневное всего только гость,
Это русский неласковый дом…

***
Снег уже заметает Россию,
Белый-белый пушистый снежок.
А в надмирной заоблачной сини
На Россию любуется Бог…


***
Россия, снега и снега,
Далекой мечты берега.
Мечты о далекой судьбе,
Дороге, дороге к себе.
К себе молодому такому,
Дороге к небесному дому…

***
Поэтов на Руси так много,
Быть может, оттого, что Русь светла.
Ее неровную дорогу
Метель шальная снегом занесла…

***
Россия. В этом слове слышишь что-то
От синевы небес, от широты полей,
Которое услышал в сини кто-то
И сделал родиной твоею и моей…

***
В какой блевотине Россия искупалась
В тот век двадцатый, в двадцать первый век!
И что от нашей бедной родины осталось?!
Лишь синева небес и белый-белый снег…

***
Я не Муромец Илья,
Не Добрыня, не Попович.
Но Россия от меня
Ждет не тлеющих сокровищ,
Тех, что родину спасут;
Брань невидимая тут!
Брань идет в озябших душах,
Стоны родины послушай!..

***
Русь тонет в глубоких снегах,
А взор утопает в просторе.
И храмы звонят в небесах
О счастье, а, может, о горе…
***
Окно, распахнутое в ночь,
Окно, распахнутое в звезды.
Луна, глядящаяся точно
В мои неведомые грезы.
И желтый свет остекленевший,
Тот, что в мое окошко льется.
В душе, от горя запотевшей,
Стихотвореньем отзовется…

***
Жизнь прожита, а счастья не было и нет.
Быть может, было? Проглядел его? В ответ
На это что могу теперь я возразить?
Лишь то, что надо жить, счастливым надо быть…

***
Какое нам дело, что все умирают?
Дышать будем вечно, друг мой!
Пусть смерти шальные, суровые знают –
Бессмертен, пока я с тобой!
И ты не причастна смертельным недугам –
Красивой зачем умирать?!
Любимая, впредь называй меня другом,
И буду любовью дышать!..

***
Покрылись инеем деревья,
Столбами высятся дымы.
И спряталась в снегах деревня,
В деревне той укрылись мы…

***
Земля Обетованная –
Восход.
Судьба моя незваная –
Исход.
По Земле скитание,
День, как год.
С родиной свидание
Не придет.
И в земле неведомой
Надо лечь.
Лишь зовет к себе домой
Предков речь.

***
В природе нет двух одинаковых снежинок,
На свете нет двух одинаковых людей.
Мы состоим из разобщенных половинок;
Цель жизни – встреча с половинкою своей…

***
Все мы – терпящие бедствие суда
В океане жизни невеселом,
И швыряет нас неведомо куда
Колеей раздрызганных проселков…

***
«За Русь Святую!» - на заборе написали.
Но непонятно, «Русью», что они назвали?
Совок? Россию Николаевских времен?
Или Содом, в котором мы сейчас живем?

***
В глазах – слово живое.
Стояли молча двое…

***
Ты всё хочешь тот же плод сорвать,
Что срывала Ева.
Не желаешь Господу внимать,
А идешь налево.
Дух лукавый ожидает там
И его клевреты.
Пораскинули в погибель нам
Ложных знаний сети.

***
Как плохо выглядит российский люд!
Здесь мучаются вечно – не живут.
И только молодежь беспечная смеется,
Но и она о прозу жизни разобьется…

***
Сказал Господь когда-то Аврааму:
«Умножу род твой, и пройдут века,
Потомков будет, как в морях песка;
Они придут к неведомому храму».

***
Стоит церквушка, как игрушка,
Нацелив главку в облака.
И крест сияет, освещает
Дорогу нам издалека.

***
А звезды так близко мерцают в ночи,
Что кажется – вот она вечность!
И небо холодное гордо молчит,
И манит его бесконечность…

***
Есть слово «надо», неласковое, жесткое,
Играет нами, безжалостное, острое.
Пожалуйста, его я слышать не хочу.
И под прицелом взгляда «Не надо!» - я кричу.

***
Жизнь – не наслажденье, а служенье,
С Господом господствий примиренье.

***
Сколько раз уже на землю падал снег,
Покрывал покровом белым-белым.
Век кончался, начинался новый век
Декабрем и январем заиндевелым…

***
Растут дома, стремятся к облакам,
Ведь мы мечтаем, чтоб по волосам
Не ветры нас ласкали, Божья длань,
Господь голубил Ванечек и Мань…

***
Только что солнце над лесом пылало,
Алым плеснуло и в вечность упало…

***
Сын моего отца по жизни непростой идет
И с моего лица он чувства трепетные пьет.
Сын моего отца – мне непонятный человек;
Сначала до конца влачу с ним свой житейский век.

***
И, наконец, свершится тайна-тайн,
Весной приснится песня птичьих стай.

ВОДОПАД

Вода – зеленое стекло.
В ней солнце отражается.
Но вдруг обрыв и понесло,
И в бездну низвергается,
Дробится миллионом брызг
Зеленое величество.
В кратчайший миг разбито вдрызг
Недавнее величие…

***
На закате солнышко опалило лес,
Претворило золото в медный цвет небес.

***
И вот год отшумел
На жизненной дороге.
Он мало что успел,
А новый на пороге.
И так проходит всё,
Водой перетекает,
И нас туда несет,
Где солнце засыпает…

***
Я начну другую жизнь
В августовский полдень.
Взгляд тогда стремится ввысь,
Грезами наполнен.

***
Антоновские яблоки,
Неласковая синь.
Неласковые яблоки
Антоновской Руси.

***
Это небо и земля,
Это звезды и поля.
Это бледный свет звезды,
Это счастье… Это ты…
***
В серебристых тополях
Облака уснули.
В золотистых облаках
Листья утонули.

***
Ладони-листья солнышку подставил
Малютка клен.
Себя могучим деревом представил,
Наверно, он.

***
Печь гудит, дрова трещат,
Как и много лет назад.
Будто вновь в деревне я;
Снова бабушка моя
В русской пламенной печи
Выпекает калачи,
Чтобы внучек возрастал…
Только внук уж дедом стал…

***
Бледная печать луны по ярко-голубому,
Небеса моей страны и дорога к дому.
И предчувствие любви, ожиданье счастья…
В душу больше не зови хмурые ненастья…


***
Синие тени и желтые блики,
И ноздреватый снежок.
Тихой порою в родные Подлипки
Путь мой весенний пролег.
Родина, край дорогой – Подмосковье;
Там ожидают друзья.
Я улыбаюсь. С неложной любовью
Встретят Подлипки меня.

***
Идя налево, не прийти направо,
Служа зловерью, к Богу не прийти.
И, если пить зловонную отраву,
Смиренной чистотой не процвести.

***
Я помню – мы детьми играли,
И травы нас в объятья принимали.
Деревья-мачты поднимались в небеса,
И раздувались тучи-паруса…

***
Как приговор: «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Фонарь, аптека, улица и ночь…
Скорей гони пустые мысли прочь!
Мы рождены для нескончаемого века
С богоподобным званьем человека!

***
Мысли приходят к тебе из зенита
И исчезают в небесной тиши.
Кружат они по незримым орбитам,
Тем, что идут от души до души.

***
Имеет всё начало, имеет и конец,
Но бесконечен только у Господа венец!

***
Из ничего создать ничто
Способен лишь Никто…

***
Не пускай в свою душу крамольные мысли,
Не пускай в свое сердце житейскую грязь.
Как звезда, что сияла в заоблачной выси,
Но, забыв о высоком, к земле понеслась.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

«Я тут никто и звать меня Никак».
А за дверями рыщет страшный Страх.
Он говорит с улыбкой: «Я твой друг».
И сразу просыпается Испуг!..

***
Растут дома, стремятся к облакам,
Ведь мы мечтаем, чтоб по волосам
Не ветры нас ласкали, Божья длань,
Господь голубил Ванечек и Мань…

***
Солнце над морем так долго светило,
Вечность за облако не заходило.
Сочинским ультрамариновым днем.
Но растворилось уставшее в нем…

***
В величии не стоит мелочиться!
Надо летать свободно, словно птица.
Не ползать, не роптать, а, именно, летать,
Чтобы с Великою Россией просиять!..

***
Солнце всё ярче и день всё длиннее,
Ниже сугробы и небо синее.
Снова в России гуляет весна;
С нею у нас будут ночи без сна!..
***
Синева окунулась в снега,
И прорвались зимы берега.
В небесах золотой солнцепад!
К нам зима не вернется назад!

***
Сугробы тают, тают,
Под ними оживают
Травинки, первые цветы
Светло-небесной чистоты.

***
В трубах водосточных флейты зазвучали,
Март концерт играет с самого начала.

***
Ветра перемен над Россией гуляют,
Ветра перемен.
Они нечто чуждое нам предлагают
России взамен…

***
Хочется весной вздохнуть поглубже
И лицо подставить солнечным лучам.
Хочется весной стать чище, лучше,
Причаститься синим небесам.

***
Метели заметают российские поля,
Под снегом оживает промерзшая земля.
Март-месяц на пороге: то снег, то солнцепад.
Промочит скоро ноги и будет только рад
Весенний первый месяц, веселый, озорной.
Пойдем теперь мы вместе дорогою одной.

***
Сколько глаз тонуло в голубом просторе,
В том, что по весне над головой.
Это солнечное, голубое море
Нынче захлестнуло нас с тобой.

***
Даже шум машин весною веселее,
Самолетов гул задорней и смелее.
Электрички в марте радостней гудят,
О весне, залившей небеса, трубят!..

***
Белая равнина,
Глаз не может зацепиться ни за что.
Грустная картина,
Написал ее, наверное, никто…

***
Российская суровая земля:
В снегу застыли стылые поля.
И снег над тихой речкою идет;
Свою судьбу она в сугробах вьет.

***
Я смотрю в упор на Русь,
Не надеюсь, не молюсь,
Не люблю и не боюсь.
Я смотрю в упор на Русь.

***
Окно сначала посветлело,
Потом слегка поголубело
И солнцем налилось.
Мне утром не спалось.
А думалось о том, что было,
О том, что сердце не забыло,
О трудных и веселых днях…
Вновь солнце светит в небесах…

***
Над печной трубою вьется сизый дым,
Луч скользнул, и стал он сразу нежно-золотым…

***
Я всего лишь точка в мирозданье,
Маленькая точка на лице Руси.
Все мои страданья и терзанья,
Вешний ветерок-бродяга, унеси.
Пусть растают с надоевшим снегом,
Унесут их вдаль холодные ручьи.
Устремится вновь надежда в небо,
К солнцу, в синеву, где первые грачи!..

***
Российские вечно манящие дали.
Нам в них раствориться удастся едва ли.
Увидеть, что там за закатом пунцовым…
Он завтра в восход превращается новый.

***
Либо вместе с Богом,
Либо тьма.
Хлещет за порогом
Стынь-зима.

***
Случайного у Бога нет;
Жизнь сложена из радостей и бед,
Что Бог нам посылает для того,
Чтоб мы познали милости его.

***
Снегопады Руси прижимают к земле россиян,
Только теплой надеждой ее небосвод осиян.

***
Растерзали Россию татары-монголы,
Осквернили пречистое тело ее.
Поползли над отчизной несчастные годы;
Над разрушенным храмом кружит воронье…

***
Солнце отражается в твоих глазах,
Серо-синих и немножко грустных.
Снова осень бродит в убранных полях,
В рощах и садах, взгрустнувших, пусто…

***
Всё оживает, просыпается от сна,
Над нашей родиной веселая весна
Гуляет, бесшабашная, смеется;
Россия солнце пьет и не напьется…

***
Солнце родину залило,
Русь весною затопило!

***
Есть ли жизнь вне жизни?
Радость без отчизны?
Счастье без любви?
Сколько не зови
Ты в пустые вежды
Хоть чуть-чуть надежды,
Не придет она.
Уж погребена…

***
Пока во мне живет любовь,
Пока живу и я.
Судьба моя, иду с тобой
В счастливые края!..


Рецензии