Свиток и сапог. Глава 87
2. Развитие, распространение, историческую роль и кризис христианства и появление первой в истории радикально светской/секулярной западной цивилизации, как наиболее концентрированное выражение этого кризиса,также невозможно понять, не учитывая разнообразных парадигм и ситуационных алгоритмов идентичности, связанных с различными шагами этого культурного кода.
3. Нам особенно важны три заключительных шага, поскольку именно вокруг них и их различных тематизаций в первую очередь разворачивается как проект Иисуса, так и его продолжение в истории и культуре позднеантичной, средневековой и новоевропейской цивилизации. Но сам проект Иисуса имеет глубокие корни внутри традиции библейского монотеизма и возникшего на его основе раннего иудаизма.
4. В частности одно из первых описаний упоминавшегося в прошлой главе синергетического отношения ON (18й заключительный шаг основного алгоритма идентичности)дает цитированный в прошлой главе 102й псалом. Детальный матричный анализ этого текста может поэтому служить исходной точкой для дальнейших историко-философских размышлений на обозначенные выше темы. Ниже я вновь воспроизвожу текст этого псалма (в синодальном переводе)
1. Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.
2. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
5. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
6. Господь творит правду и суд всем обиженным.
7. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9. не до конца гневается, и не вовек негодует.
10. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11. ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;
12. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.
15. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.
16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
20. Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
21. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
22. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
(Пс 102:1-22)
5.Прежде чем начать анализировать этот текст напомним описание последних трех шагов алгоритма идентичности: идеализационного 16 авсd(а внутри матрицы идентичности GK, КF, KB и КА), созерцательного/синтонического КI (17)и реализационного/синергетического IO/ОN в тексте восемнадцатого псалма: "Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!"
(Псалтирь 18:15)
6. Как я указывал в прошлой главе синодальный перевод этого пятнадцатого стиха сокращает исходный еврейский текст и тем самым изменяет его трехчленный ритм (соответствующий трем шагам алгоритма идентичности) на двучленный. Более точный перевод мог бы выглядеть примерно так: "Да будут слова уст моих соответствовать Твоей воле(ihyu l'ratson imrej pi)(16 шаг)и помышление сердца моего да будет пред Тобою Господи(v'higajon libi lefanekha YHWH)(17 шаг),Оплот мой и Избавитель мой! (tsuri v'goali)(18 шаг).
7. В прошлой главе, использовав дополнительные библейские тексты, мы определили что в описании 18го шага "твердыня моя и Избавитель мой" имеются в виду верхний энергетический максимум (контекстное поле субьекта власти F) и нижний энергетический минимум (контекстное поле обьекта власти/слуги/ценности Н)синергетического отношения ОN в той мере,в какой часть этого отношения в виде связки FH входит в состав среднего матричного квадрата ABCD (детальное описание и обьяснение матрицы идентичности можно найти в первых двух главах моей книги Время смыслов). Однако, и это очень важно синергетический минимум и максимум не исчерпываются инструментальной связкой FH, a относятся к всему нижнему NКH и верхнему FIO регионам синергетического диаметра ОN, где буквы К и I обозначают нижнее и верхнее месономные контекстные поля смысловых ориентаций К и смысловых соответствий/блага I.
8. Для понимания судеб новоевропейской цивилизации очень важно иметь в виду, что новоевропейская субьективность возникла на почве абсолютизации и гипостазирования этого энергетического максимума синергетического отношения в его зауженном, редуцированном виде контекстного поля субьекта власти F и инструментальной связки FH (внутри которой описываются например отношения между рабом и господином в Феноменологии Духа Гегеля, отношения между пролетариатом и буржуазией в Коммунистическом Манифесте Маркса, соотношение морали рабов и морали господ в Генеалогии морали Ницше, соотношение между субьектом и обьектом в антимодернистской философской конструкции Хайдеггера и т.д.).
9. Проект Иисуса, насколько можно судить на основании евангельских текстов, содержал в себе интересную, значимую и продуктивную критику этой инструментальной контракции (сжатия) синергетического отношения.Но об этом мы поговорим в следующих главах, а пока вернемся к матричному разбору 102го псалма.
10. Уже в третьем и четвертом стихах этого псалма можно обнаружить использование минимума (избавление от преждевременной смерти, прощение беззаконий) и максимума (венчающие человека Божьи милости и щедроты) синергетического отношения. Но характерно то, что вертикаль синергетического отношения понимается здесь не только инструментально (исполняющие волю Бога ангелы и другие творения 102. 20-22), но и внутри диалогической взаимности благословения и ориентированного на благо понимания с одной стороны, милосердия и сочувствия с другой. Таким образом нижнее К и верхнее I месономные контекстные поля органически включены в состав синергетического отношения.
11. Синергетическая вертикаль внутри этого псалма уравновешена матричными горизонталями и диагоналями. Упоминаются верхняя сигнификативная горизонталь АВ истина/справедливость-жизнь/благоустроение и центральная коммуникативная горизонталь GE заповедей Моисеева Завета.
12. Особое внимание уделяется нижней репрезентационной горизонтали CD личность/мир, и связанному с ней ощущению хрупкости и временности человеческой жизни, поскольку именно вдоль этой горизонтали происходит постепенное соскальзывание личности С в безличный и безразличный мир смерти D, которое определяет время человеческой жизни между ростом и старением (человек, как трава).
13. Но в отличие от свойственной стоической философии вообще и в особенности сильной у Сенеки сосредоточенности на повседневном умирании, как содержании жизненного процесса (hodie morimur сегодня умираем), автор 102 псалма видит в жизни также процессы интеграции и обновления, связанные с божественным вмешательством: "обновляется подобно орлу юность твоя". Эти процессы тематизируются диагоналями DB/DG и СА/СЕ и связанными с ними парадигмами гедономики DBG и социономики САЕ соответственно в пятом и шестом стихах псалма.
14. Этот процесс диагональной интеграции синергетической вертикали с горизонталями личности, общества и культуры продолжается в 7-10 стихах, внутри одономной САВ (102.7) и энергономной (102.8-10)DAB контекстных групп. Прежде чем вплотную заняться разбором основного алгоритма идентичности я посвятил целый ряд глав анализу того, как эти контекстные группы используются в ключевых библейских текстах (особенно в заключительной трети книги Исайи) для переориентации культуры с фрагментированной феноменальной данности на внутреннюю целостную реальность, переориентации, которая предполагала интериоризацию, интенсивность и внутреннее углубление.
15. Разграничение различных знаковых уровней (небо/земля, восток/запад) в 11 и 12 стихах псалма имеет соответствия в общей схеме матричного квадрата. Например небо соответствует верхней сигнификативной горизонтали АВ(принципы/формы), а земля соответствует нижней репрезентационной горизонтали CD (личность/мир). Восток и Запад можно считать (конечно не в географическом, а в символическом смысле) соответствующими поляризации общего (номотетическая левая вертикаль DA матрицы идентичности) и отдельного (правая идиографическая/имманентная вертикаль СВ матрицы идентичности)внутри среднего матричного квадрата АВСD.
16. В 13 м стихе можно видеть не только указание на проксимономику ВСН, парадигму патриархальной близости и домашности (отец/сыновья), но и тематизацию центральной коммуникативной горизонтали GE (свои/чужие), в рамках преодоления связанного с грехами отчуждения внутри этономики СЕВ, основной горизонтальной парадигмы сочувствия и милосердия. Именно такое развитие темы отец/сыновья мы уже обсуждали в ходе матричного анализа евангельской притчи о блудном сыне.
17. Также как в квантовой механике где необходимой частью природного процесса является присутствие наблюдателя, которому небезразличен его результат, автор 102 псалма предполагает, что Бог постоянно находится в тесной связи с людьми и природой, что Он "знает" и "помнит" хрупкость и кратковременность человеческого существования и что Ему не все равно (102.14).
18. И в отличие от Сенеки движение человека к смерти вдоль репрезентационной горизонтали CD, которое превращает самостоятельную личность С в беспомощную, анонимную и безжизненную частичку мирового аггломерата, которое кратко но выразительно описывается в 15-16 стихах, уравновешивается вечностью синергетического отношения, внутри которого развертывается внутренняя жизнь людей, испытывающих присутствие Божественной милости и добросовестно исполняющих Божьи заповеди (102.17). И хотя возможность того, что эти люди будут так или иначе избавлены от посмертного небытия не упоминается автором (в четвертом стихе, который может быть истолкован в этом смысле речь идет скорее об избавлении от смертельной опасности), она прямо или косвенно озвучивается в ряде других псалмов.
19. Псалом завершается описанием небесного царства Бога (т. е. верхнего региона синергетического отношения, отображаемого в матрице отрезком ОF)как места в котором безусловно исполняется Божья воля, и призывом к собственной душе (контекстное поле ценностей Н в середине нижней репрезентационной горизонтали СD) связанной с этим верхним регионом через посредство дифференциальной НВ(соединяющей душу с контекстным полем жизни В и обозначающей Божью милость)и референциальной НА (соединяющей душу с контекстным полем общих принципов истины и справедливости/правды) диагоналей, в рамках гипономной АНВ парадигмы идентичности принять участие в этом синергетическом цикле взаимодействия между земным и небесным.
20. Такое участие в данном случае означает благословение Бога человеком в ответ на указанные до этого моменты благословения человека Богом внутри той же гипономной парадигмы, указание на которую мы находим в 17-18 стихах псалма где упоминается милость (контекстное поле В) и правда (контекстное поле А). Таким образом именно гипономика в этом тексте оказывается главной парадигмой, тематизирующей синергетическое отношение.
Свидетельство о публикации №216122801344