РОдовя память в фотографиях

                Смертна ли память?   
Человек, занимающийся генеалогией в нашей стране и в наше время, - это своеобразный мессия, одной из черт характера которого является (естественно, в той или иной степени) доброжелательность!
Михаил Елькин, УИРО
 О чем говорят фотографии? Как это ни странно  -о родовой памяти.  Для меня каждая фотография –это как реликвия. Фотографии давно стали неотъемлемой частью нашей и моей  жизни. Они являются свидетелями  нашей  родовой памяти. Люблю рассматривать старые фотографии Печерских. Мещанская жизнь отличалась от крестьянской. И в одежде, и в манерах, и в лицах виделось различие
Когда я начала писать воспоминания, первое, что я взяла в  руки, –это были фотографии. Фотографии моих учеников , фотографии моих родных и близких. Я брала их,всматривалась в лица,  и люди на ней оживали. . Даже  те , кого давно  уже  не было в живых.  Я понимала, что  все они, – часть истории моего рода, а значит, и небольшая часть меня.
Мне хотелось о них писать, мне хотелось с ними разговаривать, мне хотелось о них узнать больше. Большинство  из них: прабабушек, прадедушек, бабушек и дедушек, нет и моего отца давно уже тоже нет  в живых) , а со многими живыми братьями и сестрами, дальними и близкими  тетями, своими учениками, коллегами по работе, друзьями  была потеряна связь. Но  все равно я держала в руках эти фотографии в надежде, что они  когда-нибудь   расскажут о себе. Так и получилось.
 О своих учениках я написала воспоминания, а о судьбе  своих родных и близких мне захотелось покопаться в архивах. Архивы меня опять вгоняли  в родовую память. Мне хотелось знать обо всех и все. Я цеплялась за каждую мелочь, искала фотографии в архивах  моих родных. Сергей мне сказал, что у них в семейном  альбоме он  видел фотографии Малыгиных, дедушки Ефимия  и дяди Виктора Ефимовича, Федора. Я обрадовалась. Но моя радость была омрачена тем, что эти фотографии выкинула на помойку его сестра Любашка. На  мой вопрос:
 -Зачем она это сделала?
 Она ответила
- Я их не знаю. Зачем они мне нужны эти фотографии?
Согласиться с этим , конечно , невозможно.
Приехала к своей тете Фене, первым делом попросила у нее альбомы с фотографиями, которые были у них, я их видела. Но их уже не было.  Моя тетя сожгла почти все фотографии, оставив самую малость памяти о их жизни  из их семейного альбомов.  Моя тетя мне тоже объяснила, почему она пошла на такой шаг.
 Осенью она шла по двору соседнего дома. Дорога пролегала мимо мусорки. Она увидела между мусорными контейнерами старый альбом с фотографиями. Ветер развевал листки  альбома и некоторые из фотографий ветром раздуло по мусорке, и подходившие к контейнерам и проходившие мимо них  безжалостно топтали ногами разбросанные ветром по мусорке фотографии.
 - Я знала этих стариков –сказала мне тетя Феня. Они умерли, а новые жильцы квартиры за ненадобностью выкинули все, что осталось после стариков, в том числе и альбомы с фотографиями. Меня этот так поразило, что я решила сама уничтожить фотографии , пока еще жива. Не хочу, чтобы по ним потом тоже топтались.
 –А почему вы уверены в том, что с Вашими альбомами так и поступят ваши близкие?
-Ни в чем, Зина ,я не уверена, это было мое решение сразу после увиденного.
Вспоминается так же и разговор со Щербаковой Светланой из Зайково. Она мне рассказала, как фотографии семьи Бересневых валялись  по зайковской  поскотине. Фотографии  носило  ветром целое лето, пока они совсем не размокли от дождя, а потом и от снега.
 Мне было грустно слушать об этом.  Ведь среди них были фотографии и моей одноклассницы Нины Бересневой,  трагически погибшей в 4 классе.  Да и родители Нины, я знаю точно, были участниками Великой Отечественной войны. Нинина  мама прошла всю войну и  Победу встречала в Берлине. И там , наверняка, в альбоме были и эти фотографии.
 Почему с их родовой памятью так распорядились их правнуки, мне судить трудно. Только после всех этих случаев, я для себя решила: надо срочно привести в порядок весь домашний архив.  Лично для меня  это святое. Я купила новые альбомы и бережно каждую фотографию поместила на свое законное место, подписав некоторые из них, чтобы потом потомки  не гадали, кто  из родственников на этой фотографии.   Огромное чувство благодарности к родовой памяти   хотела бы выразить своему брату Василию Мордяшову и Софье Ивановне Марковой, двоюродной тете моего папы и ее детям. Софья Ивановна при жизни  сохранила  не только фотографии из прошлой жизни, но и документы своего отца Мурзина Ивана Александровича. Иван Адлександрович был мужем моей прабабушки Мариамны.
 Аттестаты, Свидетельства об окончании церковно-приходской школы, справки, удостоверения , старинные фотографии –все бесценной памятью досталось ее сыновьям. На мой взгляд, этот семейный клад надолго продлил ее жизнь. 
 Конечно, никто не даст гарантии о бессмертии  памяти, собираемой и хранимой десятилетиями.  Ибо все мы смертны.  Но  выбросить и уничтожить можно старый шкаф, диван, стулья, но память рода  в книгах,  мемуарах, фотографиях –это должно быть вечно и отношение к ним Свято.
Иногда мне  кажется, что в ритме жизни , в утрате Вечных ценностей некому из моих родных будет печалиться об утрате памяти. Им под ноги-то некогда смотреть…  У детей работа, свои семьи, куча проблем и забот.  Да и мне тоже в свое время было некогда посидеть с бабушками, порасспрашивать у них о их жизни, о наших дальних и ближних родственниках. Сейчас судорожно наверстываю упущенное, работая в архивах. Я с головой ухожу в прошлое. Мне это дает энергию. Интуитивно чувствую, что они все молятся за меня и дают мне силу , время и здоровье в моих поисках .   Когда я пишу о них, мне иногда кажется , что я проживаю их жизнь, я не могу жить без их прошлого. На одном из форумов по генеалогии прочитала « а ведь и правда, генеалоги уходят в вечность, погружаясь в источники пропавших деревень, пропавших предков...
такое погружение, медитация, когда приходишь в читалку, окунаешься в дело и время замирает.... «
 Я могу месяцами держать в голове  судьбу раскулаченных МУрзиных и Кротовых. Читать воспоминания спецпереселенцев и представлять, что и с братом дедушки Дмитрием Александровичем было то же самое.  Читая протоколы собраний, которые оформлял дедушка Филипп Александрович, я не только  с содроганием сердца смотрю на почерк и его роспись, а принимаю, все, что там у них происходило, как свое родное. Перебирая страницы Метрических книг, переживаю за умерших  детей  Коновалова Кирилла,  бабушки Домны и бабушки Анны.
Горжусь православным родом Малыгиных. С особым трепетом прикасаюсь к страницам Исповедных Росписей, где раз в году семьями шли на Исповедь.
Пока загадочным для меня остается мещанская жизнь Печерских, бабушки Сергея. Но я твердо уверена, что в порядочность и интеллигентность  были им присущи. А еще чувство достоинства, об этом мне пока говорят фотографии.
Воюю вместе со своими дядьями, проходя их Боевой путь сражений.  Одним словом, хочу прожить свою жизнь не хуже, чем прожили они.  Хочется быть достойными своих предков.
 В моем роду не было Великих людей, генералов и депутатов. . В отсутствии  в нашем древе таких гигантов жизненного успеха  я могу уделить в своих мемуарах каждому из них, кого знала и любила, да и даже тому, кого и не знала, но они все  своей «смертной» памятью оживают в моей душе. Я рада, что могу уделить каждому из них столько внимания, сколько позволит моя память , без оглядки на чины и звания.
 Ведь  по жизням моих родных и близких прошлись колеса всех исторических событий, оставив в их судьбах трагические, а порой и кровавые отметины. Без таких, как мои родные, никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой, ни могучей.   Я строго наказала своей младшей внучке Арине, чтобы она продолжила мое дело по  изучению родословной ибо  наши предки   имеют право на продление  памяти о них.   Мы , как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы крохи свидетельств об их жизни, что еще остались в архивах . Ибо кто не помнит своего прошлого, лишен будущего. Вот почему так важно хранить память о предках, в том числе и в виде фотографий.  Родовая помять  должна быть бессмертна! Да будет так!
                27.12.2014г.


Рецензии
Зинаида, а как Вам удаётся выходить на Архивы? Год назад написал несколько запросов и они оставлены без ответа. А один Архив сообщил, что я должен лично приехать и привезти подтверждение, что являюсь родственником тех, сведения о которых запрашиваю. А это очень проблематично и даже, зачастую, невозможно.
Сейчас в Армии. Вернусь, продолжу поиск информации.

Всего Вам самого хорошего! С Новым годом!
С уважением, Еремей

Еремей   05.01.2017 11:12     Заявить о нарушении
Еремей, здравствуй, мой дорогой друг. Переписка с архивами , в особенности с региональными , мало что дает. Надо ехать самому в тот архив, который находится на месте проживания Ваших родственников. Я уже более десяти лет занимаюсь перепиской с архивами. Но лучше ехать и работать самому. С уваж. Зинаида.

Зинаида Малыгина   07.01.2017 09:56   Заявить о нарушении
Зинаида, вот так мне и в архивах говорят. Вернусь, продолжу поиски. Очень интересно всё узнавать о своих предках.

С Рождеством Вас! Благополучия и мира! Здоровья и вдохновения!


Еремей   08.01.2017 00:51   Заявить о нарушении
РОждественской радости в душе, Еремей. Всего доброго. С уваж. Зинаида.

Зинаида Малыгина   08.01.2017 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.