Тэртерийские таблички. Круглая бирка

Три глиняные таблички, содержащие пиктографические знаки, обнаружены среди прочих артефактов в 1961 году румынскими археологами. Это произошло в ходе проведения раскопок близ села Тэртерия  в жудеце Алба, примерно в 30 км от города Алба — Юлия. Две имеют прямоугольную форму, одна из них с отверстием. Третья табличка представляет собой диск диаметром около 6 см  с небольшим отверстием. Пиктограммы (рисунки) расположены с одной стороны.

Первоначально, полагая, что обнаруженная пиктографическая письменность относится к шумерскому типу, таблички датировали концом IV тысячелетия до н. э. Однако позже время создания табличек установили косвенным методом, по радиоуглероидному анализу предметов, найденных с ними в одном слое. Оказалось, что их возраст около 5500 года до н. э. Прямая датировка была невозможной из-за их проведённой консервации, ставшей необходимой потому, что при обнаружении таблички были пропитаны влагой и очень хрупкие.

Датировка табличек стала археологической сенсацией, которую местная власть отметила установкой специального монумента в пункте их обнаружения для привлечения туристов. Известная учёная Мария Гимбутас, специализирующаяся на культуре и религии доиндоевропейской Европы, выразила мнение, что найденные пиктограммы являются древнейшей в мире формой письменности.
Другими словами, так называемая «древнеевропейская письменность» существовала на континенте не только задолго до минойской, традиционно считающейся первой письменностью Европы, но и до протошумерской и протокитайской систем письма. По мнению М. Гимбутас, эта система возникла в первой половине VI тыс. до н. э., распространялась между 5300-4300 годами и исчезла к 4000 году до н. э.
Большинство исследователей не разделяет взгляды Марии Гимбутас. Наиболее общепринятым стало толкование тэртерийских пиктограмм как знаков ритуально-культового характера, своего рода осколка системы письменности местного происхождения и никак не старейшей в Европе. Их использовали лишь в религиозных обрядах. Сторонники этой теории указывают на отсутствие эволюции этих пиктограмм на протяжении всего времени их существования, что трудно было бы объяснить, имей они отношение к фиксации какой-то информации[5]:111-196. https://ru.wikipedia.org/

Какую же тайну скрывают тэртерийские таблички ?

... О том, что представляют собой тэртерийские таблички, споры идут до сих пор. Одни уверены, что именно они являются первой письменностью людей, другие уверены, что они вообще не относятся к письменности. Ответа на вопрос, что же таят в себе тэртерийские таблички, пока не найдено. Однако, очевидно, что необходимо изучить весь комплекс памятников культуры Турдаш-Винчи (к ней и относится Тэртерия) может помочь разгадать тайну трех глиняных табличек.
Дальнейшее изучение показало, что на первой табличке были изображены два козла, а между ними находился колос. Любопытно, что подобный сюжет был изображен и на шумерских табличках. Вторая же табличка была разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. Каждый участок был разрисован какими-то символическими изображениями. Однако, неизвестно, тотемы это или нет. На третьей табличке была обнаружена надпись, которая переводится, как: «Четырьмя правительницами для лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один».
Дальнейшие исследования показали, что изобретателями шумерской письменности были не шумеры, а, как ни странно, жители Балкан. Получается, что шумерская письменность возникла совершенно внезапно благодаря быстрой восприимчивости и хорошей обучаемости. (https://inforeactor.ru/)
Как предшественники читали текст на круглой табличке?
В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу был сожжен. Это — десятый. (А. Г. Кишифин);
Дети примут ваши грехи … держитесь около (Г.С. Гриневич)
 Роду жертвован дар.  Ребенок! Тебе снова взять руны Живы (В.А. Чудинов);
Чадо, сынов сын, хочет скипетр (Вучич Губернич);
Ибор с утра до веча обрадует бога (П.М. Золин);
Этот диск был сделан Яра (П. Серафимов);
Тебе этот амулет амулет принесет большой урожай (Дж.  Томеццоли);
Черен рог, да и жирен: в обе стены вылезает барашек (В.А. Чудинов).               

Авторы исследований предполагали, что табличка содержит текст о ритуальном сожжении человеческой жертвы, а рисуночные знаки — знаки слогового письма. Другие считали табличку - биркой для жертвенного животного.

Не хочется разочаровывать Вас, читатель, ведь вы ждете чего-то невероятного.
Прав был тот исследователь, который предположил, что тэртерийская табличка -  это глиняная бирка.
Но не прав он в том, что это - бирка для животного.
Круглая тэртерийская табличка - бирка для умершего человека.
При сожжении трупа, от кратковременного воздействия высокой температуры глиняная бирка стала твёрдой, как камень, но от влаги в земле, довольно хрупкой.

История умершего такова.
Этот человек попал в плен, его заставили работать на поле, где выращивали растения, содержащие сильнодействующие дурманящие вещества. От длительного воздействия этих веществ произошло отравление организма, после которого этот человек умер.
Если подробнее, дословный перевод текста на круглой тэртерийской табличке :
Таился, поэтому ловили. Если попался, то велит гот скосить всё поле. Да дурман пропал весь, то кричит: «Вот пакость, как в дерьмо босым!» В рабство аргот попался глупо, вот и стал он косить. После этого воин аргот говорит так: «Покрылось тело гусиной кожей, всё чешется, да воняет от того дурмана. Вот, умираю от того дурмана!»  То ни вор, то во логу - воин аргот. Возвратился он одурманенный. Полёг он, но ни поколотым псом. Во логу тот, кто в плену одурманился.

Вразумительное прочтение текста стало возможным, благодаря методу Ю.В. Кнозорова - составлением цепочек слов или формированием их в блоки.

Прочтение надписи на круглой тэртерийской табличке мы начали с более подробного изучения рисунков. Разбив весь массив рисунков на четыре сектора, обозначив их русскими буквами: А, Б, В, Г.
В секторе А изображены: голова воющего волка; голова человека с волосами и глазами; половина луны;  рог; облако, из которого льёт дождь.
В секторе Б: грабли; путы для быка; кандалы.
В секторе В: рыба; угол; новый месяц; ярмо для быков; полено.
В секторе Г : математический знак «приблизительно»; угол; третий знак — комбинированный: три полена, стол, угол, половина лба.
Это окончательный вариант, выбранный нами, из многочисленного числа  возможных фонетических значений знаков.

Далее, необходимо было выбрать направления чтения. Предполагая, что в славянской письменности горизонтальная черта обозначает границу, от которой читаются знаки по вертикали. Если знаки «подвешены», находятся под чертой, то они читаются сверху вниз, например, в секторах В и Г. Если знаки — над чертой, то читаются снизу вверх, в секторах А и Б. Такое правило действует и в рунической письменности, хотя исследователи не обращают на это никакого внимания. Ещё одно правило — штрих, «вирам» удаляет неполный слог, букву,  в слове «рог», получаем слог «РО». Это детально доказано при прочтении текста Фестского диска.

Направление чтения в секторах — от краёв таблички к середине, к вертикальной черте: в секторах  Б и Г — справа налево, в секторах А и В — слева направо.
Более наглядно направление чтения обозначено стрелками на иллюстрации.

Далее, составляем цепочки слов по авторской методике «ТО-ДА-СЕ», значения слов взяты из Словаря русских народных говоров. В скобках - прочтение цепочек слов обратно-поступательным методом: слова читаются в обратном направлении, предлоги и частицы  - в прямом.
           Сектор А:
1) То вое от, да волк се (тоеовот, дак  ловсе);
2) То волос от, то голова от, да око се (тос оловот, тоа воло гот, да окосе);
3) То половина от, да луно се (тоа ниво, лопот да онулсе);
4) То ро [г] от (то орот);
5) То капат от, да облако се (то та пакот, да о кал босе);
 Сектор Б:
6) То грабар от, да воло путо се (то раб аргот, да олово тупсе);
7) То соковот от (то тово косот);
Сектор В:
8) То во грани от, да осотр се (то воин аргот, да ртосо се);
9) То угол се от, то во месец от, да ново се (толо гусеот, тово цесемот, да овонсе);
10)  То еормо от (тоо мрое от);
11) То полено от (то оне лопот);
Сектор Г:
12)  То ни ровно от (то ни он вор от);
13)  Тово угол, во грани от (то во логу, воин аргот);
14)  То отрое от да полено се (то еортоот, да оне лопсе);
15) То па стол от, да ни па потолок се (то палотс от, да ни паколото псе);
16) Да во угол се (да во логу се);
17) Да половинолоп се (да полонив олопсе).

Так, что наше предположение подтверждается.
Круглая тэртерийская табличка — глиняная бирка со шнурком, которая была на шее умершего человека перед погребением. При сожжении трупа, от воздействия высокой температуры глиняная бирка стала твёрдой. На бирке с помощью пиктограмм (рисунков) составлен рассказ о причине смерти воина аргота (скифа).   

Правы были предки, когда написали на наконечнике копья из Калининграда :
Опосни  ни тот полон, как тот полон и помоин! (Опасен не сам плен, а то что в плену, как в помойке).
Твоей жизнью распоряжаются другие...

Литература:
1) Чудинов В.А., История дешифровок надписи на табличке из Тэртерии
2) Материалы Википедиа
3) материалы статьи https://inforeactor.ru/

25.12.2016


Рецензии