Рынок духовности

За последние двадцать лет российское общество столкнулось с небывалым по силе всплеском интереса к духовности, начиная от публикации книг по йоге до проведения тематических семинаров по медитации и улучшению образа жизни и здоровья. Русский ум, не знавший доселе слова "медитация" (а если где-то и встречавшийся с ним, так только в очень узких академических кругах), оказался втянутым в совершенно новое неизвестное явление, позже получившее на мировом уровне название "нью-эйдж". Книжные полки были завалены литературой по самосовершенствованию, исследованию древних цивилизаций и прочим, ранее слывшими эзотерическими, предметам. Определённая часть российской интеллигенции и - в особенности - молодёжи -  переживала эзотерический бум, захвативший не только книжный рынок или влияние на мировоззрение людей через проведение пресловутых семинаров. Что-то стало кардинально меняться в  умах. Наступила новая Эра, об этом много и долго писали, не хочу здесь повторяться. Сознание людей стало меняться изнутри. Впрочем, нашлись и такие, кого изменения почти или совсем не затронули. Таков их жизненный путь.
Я впервые столкнулась с тем, что в корне перевернуло моё представление о мире, когда мне было 25 лет, и я была студенткой филологического факультета. Было это в 1996 году, и до того я не интересовалась ничем, кроме филологии и английского языка.
Я познакомилась с мужчиной, обладавшим экстрасенсорными способностями и на опыте убедилась, что они работают. Этот другой, новый мир, волшебное слово "просветление", которое я впервые услышала от своего нового друга, наличие принципиально иного способа жизни и мировосприятия просто очаровали и захватили меня. Я начала читать почти всю попадавшуюся мне на глаза эзотерическую литературу, но больше всего - ту, которую рекомендовал друг - книги Ошо, Рамачараку, Анни Безант, Алисы Бейли, Рериха, Ч. Ледбитера - в общем, всех выдающихся умов теософии или медитации. Не обошла я вниманием и такие имена как С. Гроф, К. Уилбер, Патанджали, Шанкарачарья - я всерьёз и очень подробно изучила, что такое медитация и просветление. Впрочем, это не дало мне ни грамма опыта самой медитации, если не считать медитативных техник Ошо, потому что год спустя, в 1997, я начала посещать семинара и тренинги, которые вели последователи Ошо, его санньясины.
В 2000 году я сама стала санньясином и получила духовное имя Ма Прем Мандакини. Надо сказать, что с 1998 года я начала переводить на этих тренингах. Многие групп-лидеры нуждались в переводчике, я была первым пермским переводчиком, удостоившимся чести переводить семинар санньясина Ошо Свами Вит Мано, позже, в 2010-х ставшего известным в России благодаря "Битве экстрасенсов".
Работа переводчиком в этой сфере очень расширила мои внутренние горизонты. Чтение книг Ошо было на тот период настоятельной необходимостью, таким образом я переоценивала внедрённые в меня родительским воспитанием взгляды и воззрения. Ошо во многом перевернул мои внутренние устои. Мечты о благополучной семье, хорошем работящем муже перестали привлекать меня. Я не соглашалась с навязанными мне обществом ценностями. Весь мой образ жизни противоречил установленному большинством порядку. Ещё будучи студенткой я связала свою жизнь с рок-музыкой, наверное, именно поэтому позже я вышла замуж за бывшего рок-музыканта, впрочем, оказавшегося весьма успешным в социуме, ибо на тот момент, когда мы начали встречаться и жить вместе, он уже бросил музыку и занялся более прибыльным делом - видеосъёмкой клипов для баскетбола. Мы прожили вместе около семи лет, всё это время я продолжала посещать Ошо-семинары и тренинги. В 2004 году я впервые съездила в Пуну, в ашрам Ошо в Индии, который к тому времени уже назывался Международный Медитационный Курорт. Всего я была там три раза - в 2004, 2005 и 2009 г.г.
В период моей жизни в Москве в 2003-2006 г.г. я была захвачена ещё одним движением на "рынке духовности" - сначала оно называлось "Жить в радости", потом просто - "Движение Единства". Там я так или иначе оставалась до 2012 года. Руководителями движения были так называемые "аватары", гуру из Индии - Амма и Багаван. Здесь нет смысла пересказывать их историю. Они основали Университет Единства в южной части Индии - очень посещаемое тренинговое место, где люди со всего мира переживают опыт погружения в высокие состояния сознания. Я работала там, в Индии, в Университете Единства, переводчиком на процессе в ноябре 2005 года. Там же со мной случился ряд духовных опытов, которые я так и не смогла интегрировать в обычную жизнь, а после возвращения из Индии я заболела очень серьёзной болезнью, которая продолжается и по сей день. Впрочем, я не связываю эти два события - посещение Университета Единства и болезнь. Чему суждено быть, то всё равно рано или поздно случится, и карма так или иначе настигнет человека в любом месте и в любой ситуации.
Мой опыт работы переводчиком в сфере духовности и психологии помог раскрыться моим внутренним качествам - состраданию и милосердию. Очень часто я чувствовала чужую боль как свою собственную. Моя врождённая чувствительность, интуиция и общительность позволяли мне принести людям большую пользу. Бывало и так, что во мне раскрывались экстрасенсорные способности, это происходило эпизодически и спонтанно, я не управляла этим. Способности просыпались, когда людям рядом со мной нужно было через меня получить какую-то информацию. Если я считывала информацию с поля и энергии другого человека, это всегда было неожиданностью - как для меня, так и для моего собеседника. Думаю, что занятия медитативными техниками принесли кое-какие плоды.
Однако в данном "опусе" мне хочется осмыслить те процессы, которые происходили и происходят не только со мной. На своём примере я рассматриваю тенденции в обществе, которые нельзя не замечать. Большая часть уже взрослого населения, а также молодёжи занята интенсивным духовным поиском. В наше время редко кто сомневается в существовании Бога или души, а ведь какое-то время назад - всего двадцать или тридцать лет - эти слова были почти табуированными. Советское общество растило примерных атеистов. Сейчас нормальный здравомыслящий человек осознаёт, что всё происходящее с ним в жизни неслучайно, словами "карма", "кармические обстоятельства", "кармический партнёр" уже никого не удивишь. Люди понимают, что они связаны со всеми в мире тонкими невидимыми нитями. Современные исследователи-физики утверждают, что существует так называемое общее информационное, или морфогенетическое, поле, которое включает в себя информацию обо всём, что когда-либо случалось, случается или ещё случится. У меня был опыт подключения к этому полю несколько раз, когда информация шла мощным потоком. Но не об этом речь.
Думается, что сдвиг в сознании части людей планеты предопределён самим ходом времени. Но вот то, как ведут себя люди в России, поистине удивительно. Очень многие, как и я, довольно часто ездят в Индию в поисках особых состояний сознания, другие ищут гуру, учителя, за которым могли бы последовать, третьи посещают православную церковь. В своих духовных поисках я последовательно проходила многие стадии - от православия до почитания индийских гуру.
После 2010 года я встретила учение современной адвайты и неоадвайты - книги Пападжи, Рамеша Балсекара, Раманы Махарши, видеосатсанги Муджи, Адьяшанти и Мадукара, Уэйна Ликермана и Карла Ренца. Часть из прочитанного прочно осела у меня в мозгах. Да, адвайта пришлась ко времени и ко двору. Я освоила вполне определённый лексикон, приобрела устойчивое мировоззрение, написала ряд стихов и прозу на эту тему. Начала общаться с людьми, имевшими сходные взгляды. Есть среди них в нашем городе такие, кто "кочует" от учителя к учителю - от российского мастера в традиции Ошо Сумирана до Артура Ситы, не принадлежащего какой-либо традиции.
Меня всегда поражало то, с какой лёгкостью некоторые люди меняют свои убеждения, не избежала этой участи и я. Однако, меняться могут лишь верования, не основанные на личном опыте. Сегодня я санньясин Ошо, завтра я хожу в православную церковь, послезавтра я страстная сторонница Аммы и Багавана, а потом я всерьёз подумываю, не стать ли мне буддисткой. Поскольку я переводчик, то и переводом буддийских книг занималась, впрочем, по доброй воле и своему желанию, в качестве волонтёрской работы.
Но рано или поздно наступает время, когда хочется оставить всё идолопоклонство, следование учителям и традициям и просто вернуться к себе. Там, внутри, есть всё, что необходимо для роста. Одно время я очень хотела найти своего гуру, теперь это желание в прошлом. Мой главный учитель - сама жизнь, которая ежедневно предоставляет возможность учиться. Вопрос только в том, вижу ли я эти уроки. Да, начинаю видеть всё больше и больше и за это я благодарна Божественному.
27-28.12.2016


Рецензии