Принцесса Брайтона By Михаил Салита и Глеб Петров

“… знает Бог пути праведников,
а путь злодеев пропадет”
                (Пс. 1:6)

“… из среды братьев твоих
поставь над собою царя… ”            
                (Втор. 17:15)   
               
                ПРОЛОГ
В большой комнате с занавешенными окнами, на внушительном ложе с тяжелым, расшитым золотом пологом лежал старик. Время от времени он издавал протяжные стоны. Двери отворились, и в полумрак  царских покоев, неслышно ступая, вошел Иосиф – начальник придворных лекарей. Он в нерешительности остановился на почтительном расстоянии:
– Как себя чувствует Великий царь? – спросил он негромко.
 Ирод повернул к нему голову и проговорил, растягивая слова:
– Подойди, Иосиф,  я не могу громко говорить.
Лекарь послушно засеменил к алькову, отметив про себя, что в комнате недостаточно воздуха.
– Не прикажет ли повелитель раскрыть окна, дабы животворящий ветер, летящий с иерусалимских гор, освежил царские покои? – спросил он, почтительно склонив голову.
– Мне невыносим шум, мой верный Иосиф… Когда я слышу голоса, то кажется, что это враги сговариваются убить меня. Чей-то смех вызывает во мне прилив ярости: как смеют они радоваться, когда их царь так страдает?! Я велел арестовать четыреста самых знатных горожан, их казнят в тот день, когда меня не станет. И никто не посмеет ликовать во время моих похорон!
Лицо Ирода исказила гримаса боли. Его голова беспомощно откинулась на подушки, лоб покрылся холодной липкой испариной.
– Царь не должен так волноваться, покой и расслабление нужны больному для восстановления сил, –  проговорил лекарь.
– За что я так страдаю, Иосиф? – после недолгого молчания спросил Ирод, не поворачивая головы.
Тот продолжал стоять молча.
– Да, я был порой жесток, даже очень жесток… Но только сильной рукой можно удержать этот непокорный народ. Если бы не я, сумевший подавить всю иудейскую смуту, все заговоры, умилостивить Рим, от Иерусалима не осталось бы камня на камне! И что я получил в благодарность? Как загнанный дикий зверь, сижу во дворце, возведенном внутри горы, просыпаюсь среди ночи и прислушиваюсь к шагам – не ко мне ли крадется потайным ходом подосланный убийца?..
Неблагодарные!..  Да, я не еврей по крови, мой отец из древнего племени идумеев, потомков Авраама, а мать – арабского происхождения, но я, видит Бог, искал сближения с иудеями. Ради них я развелся с первой любимой женой и сочетался с Мариамой, внучкой еврейского Первосвященника. О, я жестоко поплатился за это, ибо она оказалась изменницей, мне пришлось расправиться с нею и ее детьми. Я вел  победоносные войны во славу Иудеи, я окружил себя выдающимися учеными,  поэтами, скульпторами, художниками, возвел величественные цирки и дворцы, неприступные крепости и удобные гавани. Я заново отстроил Храм, который своим величием превзошел святилище самого царя Соломона!
– Бог не принимает взяток, –  еле слышно, одними губами произнес Иосиф.
– Ты что-то сказал, мой верный лекарь?
– Великому царю нельзя много разговаривать, лучшее лекарство – сон.
– Я не могу уснуть уже третью ночь. Язвы на моем теле ноют и кровоточат. Все нутро жжет как огнем, ноги опухли и почернели. Помоги мне, Иосиф!
– Я велел сменить тебе повязки и смазать язвы, вот уже идут слуги с притираниями и лечебными травяными настойками, это должно облегчить страдания царя, –  ответил лекарь.
Ирод издал протяжный стон и закрыл глаза.
 


Рецензии