Мой кинжал

        А я, кажись на фото, вылитый Гриша Саакашвилли из кинофильма "Четыре танкиста и собака".  Облокотившийся танкист о лобовую броню, автор Гунки.               
               
                "Но се-Восток подъемлет вой!...
                Поникни снежною главой,
                Смирись Кавказ: идет Ермолов!
                И смолкнул ярый крик войны:
                Все русскому мечу подвластно».
                А. Пушкин.
  Бытует мнение, чеченец без кинжала, что хохол* без сала. Но это совсем не так. Врут, ей Богу, врут! Для наглядной пособии, например, возьмём меня и мою пристрастность к оружию, чтобы, коллега, вы сами смогли увидеть в чьих руках это холодное, коварное оружие.

В 70- ые годы ХХ столетия,  я будущий инженер – лейтенант запаса, в летние дни, проходил месячный курс в учебно - танковом полку, расположенный на территории Шалинского района, Чечено-Ингушской АССР. Был такой субъект в составе РСФСР.
До этого, как вы видите, отслужил в армии в качестве механика- водителя танков Т-55.
Но вот на тех военных сборах, в течение месяца, не садился за рычаги и даже близко не подходил к танку. Глаза бы мои его не видели. Нет, не страдал я ностальгией по броневой ударной машине, на котором провёл два года юности.
Однажды на армейских сборах был случай, с так называемой, обкаткой танка.
Обкатка - "чудесные" полевые учения для пехоты с танками, где солдат со связками гранат оставался один на один с боевой машиной противника.

 В процессе упражнения, танки противника шли на позицию вражеской пехоты, пехота затаивалась в траншее, пропуская их через себя по брустверам окопы. А когда танки показывали зад, чтобы у солдат хватило духа бросит противотанковую гранату, на самое уязвимое место, на трансмиссию. Цель учения- это выбивать из солдата страх перед грозной боевой техникой.

И вот, как- то вечером, в нашем палаточном городке, появился офицер из военной кафедры Грозненского нефтяного института и объявил, что завтра нас ожидает обкатка танками. В отличие от моих друзей сокурсников, я знал, что значит сия обкатка, а они думали, что им придётся  кататься на танках как десант. Хотя многие поступили в институты как и я после армии, но не служили не в мотострелках (пехота) и ни в танкистах. А я не стал открывать перед ними карты, пусть всё будет для них неожиданным сюрпризом. 

 Сюрприз продолжался всю ночь, как для Наполеона под Ватерлоо.  То есть шёл дождь. А в утренних лучах восходящего солнца, друзья увидели меня, стоявшим дневальным на улице под грибком у тумбочки. Эта была двойная сенсация. Сокурсники  изумлялись: «У тебя, что крыша съехала, никогда ты это не делал. А тут!  Это же твой танк. Все годы нам уши прожужжал ими. А теперь шарахаешься как бык от кумача. Тряхни стариной, покажи класс вождения».
А я к их мольбам глух как в танке. Когда мои орлы ушли осваивать верховую езду на  боевых машинах, я взял книгу и завалился на солдатскую койку.

 Нет, если бы видели этих укротителей 580 лошадиных сил (мощность танкового двигателя), как они плелись обратно из танкодорма. Это был класс, как нынче выражаются! Шли словно битые кирасиры Наполеона по Смоленской дороге от Москвы. Мокрые, облепленные грязью с ног до головы. Кое у кого с плеч свисала солдатская плащ-палатка, тяжёлая от мокрой грязи. Как механик-водитель, в армии я делал то же самое с пехотой, сидя за рычагами танка. Поэтому ясно представил себе картину событий на танкодроме. Танк, по накатанной колее, заполненной вчерашней дождевой водой, передней своей броней словно лопатой бульдозера вываливал на лежавших в окопе моих орлов липучую грязь с лужей.

"-Здравствуйте, товарищи гвардейцы- танкисты! - поприветствовал я их из под грибка дневального,- не вижу на ваших лицах радости и трёх кратное солдатское - "Ура!" А дневальный равно, как часовой лицо неприкосновенное. Но они словесно высказали всё что думают обо мне.
А лучший друг подошёл и сказал сквозь зубы: "Ты мог одному мне шепнуть в ухо". "Извини, брат, тут такая штука, когда своя рубашка ближе к телу".
"Но один только я выполнил упражнение на пять,- сказал он ещё,- от злости, кинул гранату представил тебя в том танке". С чем я его и поздравил.

                * * *
Не сочтите за труд, коллеги, если вы дошли до этого послушайте и дальше, как я стал танкистом.
В Советские времена для призывников была, так называемая, мандатная комиссия прямо на ж/д вокзале. Эта была последняя мед. проверка в Грозном перед отправкой на службу. После той комиссии ты не принадлежал даже сам себе,  ты уже принадлежишь армии. Во время прохождения комиссии, бродим мы в трусах по кабинетам поликлиники и в одном из них сидит русская тётка. «Опусти трусы» - командует она строго. Исполняю по военному. «Сискал кушал?» (кукурузный чурек) -спрашивает. «Так точно» -отвечаю. «Иди- годен!» И весь мандат. 

   А в танкисты я попал чисто по недоразумению, тем более механиком- водителем, при моём росте. Место механика- водителя танка тесновато и притом ограничено по высоте и потому туда попадали низкорослые ребята. Заряжающим танка куда бы не шло, а тут в механики- водители.
Детство наше было овеяно ореолом танкистов, дважды насмотревшись польского сериала «Четыре танкиста и собака». Восхищались подвигами Яника, Густлика,  механика-водителя, грузина Георгий Саакашвилли, почему то очутившимся в Польской армии.

Через две недели путешествий из Грозного, с недельной остановкой в городе Майкоп,   с переодеванием в солдатские формы, наконец,  мы очутились в Германии. На огромном поле близ города Франкфурт- на-Одере, нас целый эшелон новобранцев, стали разбирать, так называемые «покупатели». И вдруг слышу, как капитан с танковыми эмблемами, будто на базаре выкрикивает: «А поваров нет?». Как нет, когда я тут. И я бессовестно прикинулся шеф поваром ресторана «Кавказ» города Грозный.
                * * *
    Моя наглость имела свою жизненную логику. Эта жажда познания кулинарных университетов. За 18 лет до армейской жизни, в обшей сложности, я год-два ел хлеб, а так основным продуктом питания для меня являлся чеченский сискал, на который намекала медтётка. Сискал готовился из кукурузной муки и по сравнению с мягким хлебом пшеничной муки, получался чёрствым с толстой корочкой. А с лёгкой руки русского, который оказался в гостях у чеченца, получил в Чечне прозвище - "точило".

Если для родителей моё появление на свет не был долгожданным, но неожиданным стало уж точно. Потому мне они достались в преклонном возрасте. Но несмотря на годы вечно трудились на колхозных полях, не очень баловали себя разнообразностью блюд. Две сестры, сколько себя помню, были замужем. Когда мне исполнилось семь лет и братья разбежались, старший три года тянул армейскую лямку, а другой брат - студент Ростовского вуза.

А я, предоставленный сам себе, длинными летними днями, всегда имел меню из четырёх блюд: сискал, берам, хох и хи (кукурузный чурек, творог со сметаной, лук и вода). Правда, мог себе позволить яичницу, горячий чай с сахаром, но для этого надо было иметь терпение разжигать глиняную печку во дворе. Холодильники, телевизоры и другая бытовая техника не у кого не водились. 

Но мы были Советскими середняками. Имели буйвол и корову, приплод от них, овцы, куры даже индюки. Просто, все люди жили одинаково, никто не шиковал о машинах и двух этажных хоромах, никто и не мечтал. Мои родители, тфу -тфу, никогда не были в больнице. Им некогда было болеть. 

   Родившийся в относительно благополучное время, я не застал те трудности, что пришлось пережить всему Советскому народу, и в двойне моей ссыльной семье. Поэтому все, кроме меня, имели возможность сделать вывод, методом сравнительного анализа того  времени с текущей и сказать, что я живу кучеряво. Тем более мне не с кем было делить с утра испечённый матерью сискал, делить одежду, обувь и думать о лёгкой борьбе за выживание, как это было в многодетных семьях. Был самодостаточным пацаном.

Относительно меня у моей семьи была одна забота, лишь бы за меня не беспокоили в школе, а в быту уж совсем голым не ходил. Поэтому одевался, как я сам себе представлял, с шиком. На всё лето водились, как у всех моих сверстников, трусы и майка. Для особого шика порой на голову накидывал кепку братьев. А обуви никакой, на целое лето. Никаких самообразований, хождений по библиотекам не было, кроме клуба и кино. Так и ходили в летние каникулы, пока девочки не стали хихикать глядя на наши длиннющие ноги. И какая это была мука одевать в сентябре штаны, рубашку и пионерский  галстук,  сандалии с не разгибающими подошвами была вообще пытка, а стеклянная чернильница- совсем катастрофа.
И, наконец, не проходит сегодня часа, дня, чтобы родителей я не вспоминал "благоговея Богомольно", перед их памятью святой.
                * * *
   И вот, когда на поле, близ города Франкфурт -на- Одере, прозвучало это сладкое слово "повар", я осмотрелся вокруг и подумал: "А ведь капитан, с танковыми эмблемами  в петлицах, обращается ко всем, в том числе и ко мне". Эти пацаны такие же повара, как я шеф -повар Московского ресторана "Узбекистан". Почему то вспомнил я про ресторан "Узбекистан", будто других ресторанов в Москве нет. Хотя в Москве пока я не был, но старшие родственники, спекулянты, по нынешнему предприниматели, рассказывали про этот ресторан. Оказалось, в Москве свинины не бывает в этом заведении, потому они харчевались исключительно у своих братьев мусульман. Однако, та же религия не мешала им пропустит рюмку другую водочки под селёдку и рассказывать о бесподобном пиве в пивбаре, что рядом с "Узбекистаном".      

Эх! Пан или пропал. Весной 1971 года, молодой воин из чеченской семьи, без всякого сомнения, напросился добровольцем в кашевары. Он сумеет сварить кашу из топора для русского солдата. Словом, перехитрить самого автора той каши.
Но меня раскололи «под орех»в первый же день столовой учебно-танкового полка, когда узнали, что я не знаю иного «гречка» кроме тогдашнего министра обороны маршала Гречко. Да ещё, оказывается, является продуктом питания.
С меня стащили белоснежную одежду - колпак, халат и отправили 8 - УТР (восьмую учебно-танковую роту). Где противный старшина, отлично ведая, как и откуда я прибыл, с явным наслаждением, кинул мне под ноги грязную от мазута комбез и танкошлем. Представляете с какой  «любовью» я натянул этот «прикид» и пошёл вслед за своей ротой в парк... танковый.

Прибыв в расположении парка я поднялся на первую железяку, разыскать, а где же тут моя рота? Мать моя женщина: "Господи! да этих танков тут тьма Египетская". На огромном поле выкорчеванное от леса, были выставлены танки всех модификаций СССР. Прямой музей танкостроя под открытым небом. А где- то там за горизонтом выглядывали верхушки сосен. Надо было срочно что- то предпринять, иначе я зачахну в этом железном хламе.
Кому довелось служит в ГСВГ помнит этот альма- матер (учебка) механиков-водителей под городом Потсдам, около станции Фортцсина, в глухом лесу, где раньше была школа фашистского абвера (армейская разведка).   

   И тут меня осенила гениальная мысль. В начале учебки, с моим недурным почерком, я сделал несколько попыток пробиться к замполиту роты на должность писаря. Но это место прочно занимал хохол Мачача, со своей толстой "мордой ящика". Да ещё с его каллиграфическим почерком свалит его мне было не под силу.
И чего я добился на этот раз? Также со всеми бегал на танкодром, от систематического недосыпания кимарил на занятиях по теории. А в личное солдатское время, когда мои коллеги мылись, брились, подшивали свежие подворотнички, писали домой письма или сидели в курилке травили анекдоты, я слышал противный окрик дневального: "Курсант Хукиев, срочно в канцелярию роты". Где замполит заставлял меня подсоблять до полуночи, освобождённому от всех солдатских забот ротному писарчуку. Ух, хохол! Попадись ты мне в узкой горной тропе!

Вот так, моё жгучее желание отслужит два года армейской жизни подальше от начальства - поближе кухне, закончилось полным фиаско. 
Пришлось носит поверх гимнастёрки комбинезон, покрытый твёрдым слоем мазута, который никогда не стирался. Мазута просачивалась через гимнастёрку, нижнее бельё и даже через кожу. Моё нетипично белоснежное тело приняло родной смугло- кавказский вид. Только через полгода после дембеля, я полностью отмылся от армейской жизни, приняв свой естественный вид. Будучи уже студентом.
А как часто потом в солдатской столовой тоскливо заглядывал я в амбразуру варочного цеха. А повара! Повара! Словно белые бабочки порхали с черпаками вокруг пузатых котлов.
 С тех пор принципиально терпеть ненавижу русскую гречка, чеченский сискал и армейскую жизнь, с её режимом, с расписанием каждой минуты. Она стесняла мою вольность, с которой я существовал детство, юношество.   

В общем, хлопцы гарные, русская народная пословица "на хитрую..." имеет под собой веские основания. Сам знаю! После этих добровольческих "подвигов" у меня навсегда отбились желания в армии высовываться. Я бы даже сказал: вызываться добровольцем на вражескую амбразуру.
Но сильна была Советская власть, ох сильна! Как бы я не выворачивался, всё же слепила она из меня, первоклассного механика - водителя! Влюблённого в свою воинскую профессию, а особенно в механиков -водителей! А то что было дело на сборах военной кафедры, то по старой привычке выпендривался перед друзьями. Хотя военным я никогда не стал бы, но с годами пренебрежение к жёсткой армейской жизни, также улетучилось. Навсегда остались добрые, тёплые воспоминания, где армия приучила меня к дисциплине, к чистоте и порядку, к ответственности перед товарищами, к гордости за Большую Родину. И, даже сказал бы простую вещь, убирать утром постель за собой.
 Тех человеческих качеств, о которых я до армии понятия не имел. 

 И до сих пор в моём личном архиве сохранилось удостоверение механика-водителя танка, заполненное восхитительным почерком "ненавистного хохла" Мачачи из города Чернигова, Украинской ССР!
                * * *
Всё, что сказано выше, является прелюдией к эпиграфу Пушкина о Ермолове. Уж сколько написано, сказано про чеченцев негативного. Я преследую одну цель, чтобы у коллег создалось приятное впечатление: "Да они же (чеченцы) свои в доску, такие же как все, только немного горячие. Но у кого у нас нет личных заморочек!"

А теперь сделаем вывод: о чём думал министр обороны России Грачёв, когда подарил Чечне танковый полк? Тот самый танковый полк в Шалях, который он оставил, когда выводили войска из Чечни в 1992 году. Во всех соцстранах, даже во Вьетнаме и на Кубе ещё стояли наши войска, а из Чечни, которая является неотъемлемой частью России, поспешили унести ноги, да так оперативно, что «забыли» горы арсенала.
И зачем в Чечне 70 тысяч стволов стрелкового оружия, оставленного на складах военного гарнизона Чечни.

Наверное, оставили чеченцам на закуску…а кто считал – сколько боеприпасов осталось к этому оружию? Для каких таких стратегических целей? Разве кто-нибудь посягал на суверенитет Чечни, кроме самой России?
«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся, как чеченцы, на земле не существует, и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение… Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости». (Из рапорта А. Ермолова императору Александру I, 12 февраля 1819 г.)
Подобными цитатами из высказываний исторических личностей в адрес чеченцев пестрит интернет. Говорят: Ермолова и Сталина на чеченцев надо.
И вот через 170 лет русские генералы вооружают независимый и мятежный чеченский народ – не уничтоженный, а расплодившийся до одного миллиона.
Внимание, вопрос:

– Почему установили памятник генералу Ермолову в наши дни – на Федеральной трассе близ города Минеральные воды, если слова Ермолова ничего не значат для современных русских генералов?
– Генералу Ермолову установили памятник, как покорителю Кавказа – не сдаётся мой оппонент, как писал Некрасов:

Мужик, что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются.

– Но позвольте, согласно толковому словарю Даля «покорять – это порабощать вещественно и нравственно». Кого он покорил, если Кавказская война после его ухода продолжалась ещё 50 лет?
Так что Ермолову звание «покоритель Кавказа» никак не подходит – ни «вещественно», ни «нравственно».
Возможно, ставропольским «слугам народа» из местной думы импонируют слова Ермолова: «...путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».
Во всяком случае, других его заслуг перед Кавказом не видно, если не считать того, что его высказывания до сих пор помогают сеять вражду между нашими народами.

   «…Имя Ермолова разделяет людей, провоцирует злобу и склоки. Творчество Пушкина и Лермонтова объединяет людей разных убеждений и национальностей, дарит радость и раздумья. В этом и состоит подлинное величие… Сегодня у нас сведений намного больше и негоже повторять, как попугаи, наивные пушкинские слова о «смирении» Кавказа в связи с приходом Ермолова...» (Андрей Иванович Ляпчев, «Пушкин, Лермонтов и генерал Ермолов»)

Может быть Ермолов заслуживает памятного бюста в городе «Грозный» как основатель крепости, на месте которой позже вырос наш город – столица Чеченской республики, но это вряд ли произойдёт, потому что его завет – «полное уничтожение» чеченцев – так и не был претворён в жизнь, а точнее, в смерть.
Если памятник установлен с целью «насолить» одним только чеченцам – обидеть, оскорбить – то это дурость, ибо у этого кровожадного генерала были другие «заслуги». Ставропольским депутатам следовало бы знать изучить биографию Ермолова и учесть его преступления против народов Кавказа, прежде чем устанавливать ему памятник. Не мне же, чеченцу, цитировать им Шекспира: «Грехи других судить вы все усердно рвётесь, начните со своих и до чужих не доберётесь».
Читаем дальше:

«Как некоторые современники генерала, так и наши современники, считали его меры излишне жестокими. Своим критикам генерал ответил в своих мемуарах, что нельзя «жестокость здешних нравов укротить мягкосердечием...
Меч и огонь, хитрость и дипломатия – все методы использовал он для достижения цели.
Усмирил Имеретию, Гурию, Мингрелию. Присоединил к России Абхазию, Карабахское и Ширванское ханства.
Не прощая набеги и грабежи, окружил горные районы кольцом укреплений. Планомерно завоевывая Чечню и Дагестан, разрушал аулы, но при этом и основывал новые поселения и крепости – Бурная, Грозная, Внезапная, Нальчик.
Некоторые превратились со временем в руины, а другие в современные, цветущие города».

Современники генерала Ермолова отмечали его заносчивый, неуживчивый характер. Александр I отправил его подальше от центра, так как ему надоел этот Герой Отечественной войны 1812 года своими придворными интригами. Но на Кавказе он занимался тем, что «раздувал чуть затаившийся пожар» войны, да ещё и подкидывал сухой хворост, чтобы огонь разгорался ещё сильнее. После его «хитрой дипломатии» горцы навсегда потеряли доверие к русским генералам. Как собакам давали клички «ярмол» даже я помню.

Русский поэт – лейб-гвардии гусарского полка поручик Лермонтов, который очутился на Кавказской войне после Ермолова – навсегда закрепил в сознании русских людей образ «Злого чечена». Именно с этого образа, созданного поэтом в ХIХ веке, начиналось моё знакомство с людьми в армии, в учёбе, на работе, во многих углах Союза. Каждый мой новый знакомый, как только узнавал, что я чеченец, пытался блеснуть эрудицией и задавал вопрос: «А, это, как сказал Лермонтов, тот самый злой чечен, который ползёт на берег...». И каждый при этом считал, что очень остроумно пошутил…
Как же тяжело было слышать эту ахинею сотни раз! Но каждый раз принимал шутку, улыбался. А душа так и кипит! Но не кидаться же с кинжалом на каждого?!

Чаще всего было так: человек не помнит ни одного стихотворения поэта, но уж это обязательно знает, как «Отче наш»:
Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал,
Но отец твой старый воин, закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен, баюшки-баю...
...Я седельце БОЕВОЕ шелком разошью... и т. д.
Дитя ещё в колыбели, а мать уже готовит его к войне. И ребёнок с пелёнок привыкал видеть в каждом чеченце врага – это называется предубеждение. Эта неприязнь витала в воздухе – как тут не поверить в злых духов?
Но мы умеем прощать. Об этом сказал Кавказский ашуг Расул Гамзатов:

И с поэтов заоблачной пробы,
Время многие спишет грехи,
Только надо для этого чтобы
Пережить их сумели стихи!
Автор оставляет слова Расула без комментариев. Они тут не нужны.

Но раз уж чеченцы такие стрррашные, что до сих пор «злой чечен» пугает русских детишек, то почему же «отец их старый воин, закалённый в бою» и, умудрённый опытом прошлых столетий, оставил в 1992 году этому «лохматому разбойнику» штатное вооружение современной общевойсковой дивизии? Где же тут логика?

   В своих рассказах о своём детстве и юношестве я пытался донести до читателей, что с нашим народом не надо говорить через прицел огнестрельного оружия. Простые человеческие слова чеченец был способен воспринимать всегда, и даже тогда, когда полз с кинжалом в зубах на левый берег Терека. По большому счёту, мы не так далеко ушли от той Кавказской войны, на которое царское правительство отправляло дуэлянтов и склочников. Дед мой родился где-то в первой половине ХIХ века, а умер также в первой половине уже ХХ века.
Одним словом, я - внук тех «дикарей» – именно так принято было называть моих предков в ХIХ веке. Россия, как и всякая Великая мировая держава, имела свои геополитические интересы в Чечне. И это я понимаю. Другое дело, как она добивалась этого.

Есть у меня некоторые личные размышления основанные на фактах, но очень слабые.
         
 В своей богатой событиями жизни  Россия сделала несколько попыток убрать с Кавказского театра войны чеченцев. Но когда в 1944 году России в лице Сталина это удалось сделать, один русский казак сказал: «Кавказ без чеченцев- это не Кавказ!» (Михаил Шолохов).

Говорят Советский премьер Косыгин, скорее хозяйственник, чем политик, на вопрос иностранного корреспондента ответил: «дать русским свободу? Так они перережут друг друга». Потому оружие оставили в 1991 году для иезуитских замыслов, чтобы шибко горячий народ перестрелял друг друга. Об этом открыто Россия говорила устами Жириновского, который считает себя более русским чем сами русские.
 
Но Ельцин дал Чечне полную свободу и оружие, дабы на примере уничтоженных в между усобице чеченцев, до других нац. меньшинств дошло, вот что делает с людьми абсолютная свобода. Сия цель «благородная», она одновременно убивает двух зайцев, во-первых: убирает, наконец с территории Кавказа неблагонадёжную нацию, во-вторых сохраняет целостность России вооружив всех против всех чеченцев.

"Тогда начинался длинный ряд кровомщений, канлы, ведущий к истреблению целых семей и аулов. Не лишнее сказать здесь, что обычай кровомщения, бывший причиной постоянных междоусобий на чеченской земле, был лучшим союзником русских, которые нередко прямо пользовались им, как средством бросит в страну семена розни и внутренней вражды".  (В. А. Потто, Кавказская война, т.2 1V- Чечня. 1867 г.) 

 Но ожидаемого результата Ельцин не получил. И потом он решил: оружие должно быть столько, сколько взяли суверенитет. Здесь на Кавказе по отношению к оружию совсем иной коленкор, кинжал из ножен вытаскивают в исключительных случаях. Видно, бывший коммунист не читал труд своего диссидента Солженицына, где сказано о чеченцах, об их  кровной мести и, как отзывается простой ножик, если воткнут его в древнюю старушку.

   Для нового покорения чеченцев руками самих чеченцев, летом 1994 года Ельцин, стал вооружать некого Умара Авторханова из Надтеречнего района Чечни. По сёлам Ичкерии ходили его вассалы, агитируя боевиков против Дудаева. 

 Мои друзья, любители левых стволов, поехали записываться  в «чеченскую освободительную армию». Но прихватив по одному стволу и даже мобильный БРДМ,  дезертировали прямо во время полевых командно- штабных учений. 

"Бойцы освободители", всю дорогу домой в каждой закусочной, порой забывая оплатить за шашлык,   хвалились о своём героизме, как они ослабили силу и мощь  оппозиции. Найти «диверсантов»  не стоило особого труда, по их «яркому» следу,  за ними приехали из штаба оппозиции.  Откопали в огороде, из под кукурузных жердей боевую развед. дозорную машину, и уехали. Только стрелкового оружия не нашли. 

И что за диво, таким верили ими даже, гордились! А меня, грамотея, отсылали в штаб Авторханова работать писарем, ибо на ратные дела я не гожусь.
«Слушайте, –выступал я на сельских сходках,- как нынче поумнели потомки грозного имама Шамиля- аварцы. О чём поёт горец Гамзатов:
-И я забыл наезды,
 На вековых врагов,
 И пою, считая звезды,
 Про   дела отцов! –
В 1944-году нас отправили в Сибирь, а  горских аварцев  насильно выслали в наши дома. Моему отцу пришлось выкупить свой дом в 1957 году у тех же аварцев. Многие семьи жили на  окраине села, их не пускали даже в собственный огород. Власть, как всегда, была не за нас. Некоторые сёла, дома  приходилось чеченцам брат штурмом. Мне было почти пять лет и всё это я помню. А  вы хотите повторения истории? 
  А что  случилось сегодня? - пытался я потушить огонь моих оппонентов,- а сегодня в России нет для вас достойных соперников, ибо нет казаков –это была опора веры и отечества. Остались одни муьжги? ( Муьжги – в чеченском понятии - крепостной). Какая перспектива быть убитым от рук муьжги и то безбожника. Россия сама на грани развала и пусть это будет не ценой нашей крови,  для этого есть другие силы».

О! сколько их было диспутов до хрипоты, но чугунолобые кочаны моих  оппонентов не смог бы пробит ни один бронебойный снаряд. И стал я для них оппозиционером, который любит русских и ненавидит чеченцев. «Раньше рухнут горы, чем оспоришь глупца» (Р.Г.)
Уговоры мои были бесполезны. Уже зимой, того же года, ворованное оружие из штаба оппозиции досталось боевикам и оно стреляло по русским солдатам.
 «Хо-хо-хо мы бизнесмены, а ты своего Лермонтова читай,»- говорили мне, когда призывал к совести.

 Но не стал бы я делать из моих ребят «отпетых мошенников», они простые сельские хлопцы от сохи и гаечного ключа. Но хотят жить красиво и под красиво жить разумеют не праздное мотовство направо, налево, а чтобы в доме была полная чаша, во дворе машина, сыто-одетые дети. Не умеют глушит энергию водкой.
Была бы альтернативная возможность, они трудились бы от зари до зари, но, как известно, мы уважаем «бунтарей», когда ту самую энергию уже некуда девать, рождаются и такие.

И вот наступил 26 ноябрь 1994 год, день генеральной репетиции, когда, наконец, оружие показало своё звериное лицо. В Грозном остались остова подбитых танков, трупы сгоревших пацанов несколько дней не убирали.
Считал ли я их своими врагами! По человечески нет! А вот кто их на войну отправлял действительно мои враги.

 Возможно, генерал ХХ- века Грачёв, не знал, что в Х1Х-веке русская армия победившего Наполеона, полвека не могла покорить чеченский народ, иначе он не стал бы брать Чечню одним полком десанта за два часа.

Давайте, к слову, вспомним безвременно усопшего Павла Грачёва и его знаменитую фразу, сказанную перед началом операции федеральных войск в Чечне, о том, что можно навести порядок в республике за семьдесят два часа силами одного парашютно-десантного полка
 Эта фраза была произнесена после провала попытки захвата Грозного чеченской оппозицией при поддержке российских танкистов о чём я говорил выше.
Позднее Грачёв цитату про один полк ВДВ прокомментировал так:
"- Павел Сергеевич, а как же ваше печально знаменитое обещание взять Грозный за два часа силами одного парашютно-десантного полка?
— А я и сейчас от него не отказываюсь. Только выслушайте полностью то моё высказывание. А то ведь выхватили из контекста большого выступления лишь одну фразу — и давай муссировать. Речь шла о том, что если воевать по всем правилам военной науки: с неограниченным применением авиации, артиллерии, ракетных войск, то остатки уцелевших бандформирований действительно можно было уничтожить за короткое время одним парашютно-десантным полком. И я действительно мог это сделать, но тогда у меня были связаны руки".
И как трактовать его слова сказанные бесстыдством иблиса: "Русские солдаты в Грозном умирали с улыбкой на устах!"

 Прошло 22 года с тех памятных высказываний Грачёва.
За это время Россия успешно закончила вторую чеченскую войну, также удачно участвует и в других военных баталиях. Интересно знать, как же эти генералы - счастливчики воюют , связывают ли их по рукам, как было с Грачёвым?
Так и быть поверим ,что бой в Грозном в Новогоднюю ночь 1995 года, "не был по правилам военной науки   неограниченным применением авиации, артиллерии, ракетных войск". Хотя за 50 км от города, земля прыгало от взрывов, от канонады. Зарево пожара освещало до утра ночное небо, будто солнце, вопреки природе, собиралось восходит с запада.

Так почему и кто дал команду танковым полкам войти в город Грозный 31 декабря 1994 года, которые были уничтожены в ту же ночь? Одни генералы говорят, что пытались Грачёву преподнести подарок на день его рождения 1 января.  Кто расплатится за провал той операции? Почему их не призывают к ответу, за гибель русских и чеченских парней?
   От "неограниченного применения авиации, артиллерии, ракетных войск", которые были использованы в Грозном, вопреки заверениям Грачёва, больше всего погибли русские пожилые люди, которые отказывались понимать, почему они должны покинут землю, где лежать их предки. А теперь списывают эти жертвы на зверства чеченцев.
Почему они спокойно уходят? На чью могилу воткнут осиновый кол. Есть такие и с нашей стороны, только никто не знает где их могилы.   

А при чём при всём, при этом, мой кинжал?
В старину Чечне кинжал носил мужчина с 15 до 63 лет. Но Советская власть сочла это холодным, коварным оружием. За хранение и ношение, которой давали срок, социальной защиты трудового народа от такого разбойника, больше чем за огнестрельное средство.   
Шейх Юсуп -Хаджи ходил с кинжалом всю жизнь, до 105 лет. На вопрос, зачем тебе, в столь преклонном возрасте, носит оружие, Хаджи ответил: "Чтобы защитить честь вдовы и имущество сирот!".
 В долголетней, опустошительной Кавказской войне, оставшихся без мужского плеча сирот и вдов было много. Защита оных от всяких проходимцев считалось долгом каждого человека. Кинжал считался символом достоинства и чести.
"Хороший кинжал тот, который лежит в ножнах", -говорили наши предки.

 Р. S. Дело не в памятнике Ермолова, хай стоит. Но сегодня, когда чеченцы готовы схватит за горло любого агрессора, который угрожает России, то подобные дела равносильны экстремистским выходкам.
Это не значит, что Путин покорил Чечню, он говорил на равных. Здесь я даже согласен применит элемент покорения, своей этикой. А не хамством, как это пытались делать генерал Ермолов, Ельцин переломить чужую волю через колено, да так и пупки подорвали.
Я учился с Кадыровым Ахмат -Хаджи в одной школе, знал с детства, только не присутствовал при их договоре с Путиным, но уверен слово "покорение" в том смысле, что подразумевают наши Кавказские депутаты, там отсутствовало.

Р. Р. S. А обгоревший труп МЕХАНИКА - ВОДИТЕЛЯ на улице Грозного, так и застыл полустоя, наполовину выскочив из люка...

хохол*-тут за это слово меня упрекнули о пренебрежительном отношении к     украинскому народу. На фото Лёха Панченко из Чернигова, большой мой армейский друг, представитель уважаемого мною народа. 


Рецензии
Гунки, я расскажу Вам одну историю. Эта история заставила меня по другому посмотреть на чеченцев. Я была на обследовании в Ростове-на-Дону, на Пушкинской. Была ещё теплая осень и ожидая очередность следующей диагностики, я вышла на улицу. Присела на скамейку, народа полно. Вся линейка Кавказа. И тут появляются журналисты с опросом. Опрашивают прохожих, подходят к сидящим на скамейках и задают один и тот же вопрос: "Что вы можете рассказать о воинской доблести в своей родословной?" Кто-то вспомнил о воевавших в Великую Отечественную. Кто-то пожал плечами. Кто-то отмахнулся. Среди опрашиваемых была та самая линейка Кавказа, начиная с русских. Опрос шёл вяло, пока не остановились над семьёй, как выяснилось, чеченцев. Сидела немолодая женщина, пожилой мужчина и юноша. Пожилой мужчина явно был болен и они так же, как и я ждали очередной приём. Поднялся юноша, прямая спина, достойный вид и спокойно стал перечислять пра-прадедов и дядей, которые воевали. Я слушала с восхищением. Не просто помнить. Чтить... Честно, такая гордость и в меня вселилась за этого парня. Вот где живёт история народа. Никакими учебниками не вытравить!
Спасибо Вам, Гунки, за Вашу историю.

Лора Шол   08.11.2018 22:20     Заявить о нарушении
Вы правы, Лора! Не знать, не чтить свою родословию у здесь считается позором, как бы советская власть с этим не боролась она так ничего и не смогла сделать.
С уважением,

Гунки Хукиев   10.11.2018 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.