Об общении

Я уже довольно стар. Но я ведь жив! А значит и мозги пока работают.
Более того, у меня довольно часто появляется желание поделиться своими мыслями с другими. Интересно ли им это, или нет, не знаю.
Да и мыслей не так уж много сохранилось.
В последние дни я все чаще стал задумываться о таком явлении, как  «Общение».
Вероятно, это вполне оправданно, что мысли об этом приходят именно в старости.
Пока человек сравнительно молод, время, свободное от работы,  полностью отнимает  дом, жена, дети, родители, миллион хозяйственных забот и т.д.
Общение, создающееся в нормальной семье,  не создает остро ощутимой потребности в дополнительном общении. Сходил раза два за полгода в гости, и столько же раз принял гостей у себя - и все! Больше не надо. 
Проходит время. Дети взрослеют, и, как правило, разлетаются из отчего дома. 
Время продолжает двигаться и приходит момент, когда ты вынужден оставить работу.
Возможность общения остается только с женой, и с домашними животными, если Вы их держите. 
Общение с «ящиком», в особенности долгое, приводит к маразму.
А если один из супругов еще преждевременно ушел, то для оставшегося, если хотя бы деньги на хлеб у него есть, одной из наиболее острых проблем становится вопрос общения.
Дело в том, что старикам общаться со своими ровесниками, если они еще живы, достаточно серьезное испытание. Весь круг их интересов сводится к болячкам и нетрадиционным способам их лечения. Бронхит, простатит, аденома, гемморой... И десятки других заболеваний.
И каждый рассказывает об этом с чувством, толком, расстановкой и обязательно очень подробно. Конечно полностью избежать этого нельзя.
Но если, как говорят мудрецы, Вы к этой встрече подготовили общеинтересную тему, то Ваши психологические издержки сокращаются, как минимум, наполовину.
Аналогичным образом иногда возникает разговор о политике.
Если обсуждение происходит у меня дома, тем более ведут его женщины, то я сравнительно быстро прекращаю эту вакханалию, подобно А.П.Чехову.
Как-то случайные гостьи, желая показать ему свой ум, заговорили о политике. Чехов увидел, что они в этом мало что смыслят, и неожиданно ворвался в разговор вопросом: «Простите, а Вы любите мармелад?»
Гостьи сначала опешили, а потом с таким жаром и вкусом стали рассказывать ему о деле, которым хорошо владели. Эта фраза, для тех, кто ее знает, стала символом, что обсуждаемая тема не годится для разговора. Надо переходить на другую.
Мужчинам  задавать такой вопрос вроде неудобно! Зато там можно прямолинейно   перейти на другую тему. Но это очень редко требуется,  ибо они, в основном, соблюдают правила игры.
Я очень люблю общаться с молодежью. Но сейчас и это не совсем просто. Все настолько увлечены и захвачены политикой, что ни о чем другом и разговора нет. При этом, каждый считает, что прав именно он. Если оставить такой  разговор без присмотра, то может возникнуть не только ссора.
Поэтому уже много лет я у себя в доме ввел мораторий на обсуждение политической тематики. Не на 100%, но работает.
Поэтому, те, кто часто бывают у меня, знают допустимую дозу. Так и «терпим» друг друга.
Мне лично больше всего нравится общение с единомышленниками. Ровный,  спокойный  разговор, где никто ни на кого не давит. 
Однако мой младший сын, профессор, утверждает, что ему неинтересно общаться с единомышленниками. Он знает то, что и я. Мыслит теми же категориями, и мне неинтересно с ним общаться.
Ему больше импонирует идеологический противник, с которым можно спорить до хрипоты. Зато, какое удовлетворение в случае выигрыша!
На фоне всех этих рассуждений естественно возникает вопрос, а с кем же общаться. Для меня ответ был ясен, как только я написал заглавие. Свою позицию по этому вопросу я уже высказал. А для всех остальных, я бы без сомнения ответил: с теми с кем Вам приятно.
Надо сказать, что общение, по-видимому, не всеобщая потребность. Большинство русских святых были большими молчальниками. Они десятками лет сидели а одиночной маленькой келье, и писали труды, которые впоследствии уже церковью были  признаны писаниями  святых.
Но ведь общение подразумевает не только тусовку, в каком-то одном помещении. Люди же должны о чем-то беседовать, иначе в чем же их общение? Для этого совсем
не подходит ни одна форма общения, из названных выше.
Я ознакомился с трудами многих философов При всей разнице, или даже противоречиях их взглядов, если речь заходит о тематике бесед при встречах, здесь почти полное единство.
Не надо говорить о политике, о религии, а некоторые даже считают, что и про любовь. Они намного раньше нас поняли, что здесь, сколько лиц, столько взглядов, и чтобы не допускать перерастания встреч в ссоры, рекомендовали исключить эти вопросы из тематики обсуждения при дружеских встречах.
Я попробовал посмотреть, что думают по этому вопросу мудрецы. У одного из них я нашел наиболее близкое мне по смыслу определение.
«Общение, это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Обычно  общение. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
 Вместе с тем  общение. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми»
Поскольку мне в силу уже названных причин, ни одна форма общения не подходит, а потребность в ней я все же чувствую, то мне необходимо что-то, что подходит для меня.
На данном этапе, наиболее подходящим для меня, оказалась проба «проникнуть в литературу»
Я хорошо понимаю, что можно написать так плохо, что все, в лучшем случае будут посмеиваться. Но меня это не очень волнует по двум причинам. Книги я выпускаю крайне ограниченными тиражами  - экз. 25-30.
Значит иметь суждение о моих книгах может крайне ограниченное количество людей.
Во-вторых, пишу я не очень быстро. В среднем на книгу уходит около полугода.  Это довольно много времени, когда я целиком занят и у меня остается крайне мало времени для всяких глупых мыслей.
А если гости придут  (это немного сложновато, потому что около 6 лет мы живем в деревне), есть тема для разговора. О книгах. Поскольку сейчас книги почти никто не читает, то и мои гости чаще всего еще не успели прочесть подаренную мною книгу. Так что обоснованного мнения высказать не могут.
Некоторым я сам читаю небольшие миниатюры. Некоторым рассказываю. Выслушиваю их мнение, если оно появилось Но никогда не вступаю в полемику, для  меня это очень трудно. Поэтому внимательно выслушиваю, или читаю, если отзыв написан. Но никогда в полемику не вступаю, выставляя щит с надписью:
«Я уважаю любое мнение, вне зависимости от того, совпадает оно или нет с моим собственным.»
После этого оппонент, как правило теряет интерес к дальнейшему спору со мной, а я избегаю излишнего повышения давления, или иных отрицательных проявлений.
Из моих записей может сложиться впечатление, что нормальное общение вообще невозможно.
Это конечено не так. У меня есть друг, с которым нас связывает более, чем
пятидесятилетняя дружба. К сожалению, у нас на многие вопросы различные взгляды. И ничего.
Мы научились терпимо относиться к ним, не оспаривая их. Есть очень много других вопросов, обсуждение которых никому из нас не приносит дискомфорта.
Вообще, если слово «общение» произносить и понимать, как «культуру общения», то большинство сложностей этого процесса будет снято изначально.
В свое время я жил и работал в Москве. У меня тогда была одна внучка 5лет. У нее был не совсем легкий характер, и на нее постоянно жаловались родителям.
Нам удалось придумать игру, где каждый из нас играл за определенного персонажа. Сценария же не было, и каждому по мере игры приходилось придумывать ситуации  и речь за своих героев.
 Должен сказать, что это было не совсем легко. Нельзя было повторяться, выдумывать нереальные ситуации, и вести игру надо было так, чтобы последующие действия вытекали из предыдущих. Должен сказать, что иногда игра затягивалась на несколько часов. И никому из нас не надоедала. Я даже рискну сказать, что это было одно из лучших общений в моей жизни. Продолжалось   это театроведение  лет 5, не меньше.
Да и вообще, мне думается, что если  каждый человек думал бы о том, что общение нельзя доводить до конфликта, насколько комфортнее была бы текущая жизнь.
Многие видят решение  вопроса в общении с церковью. Не берусь судить, но вероятно это на самом деле так. А всем остальным надо что-то искать для себя, если он располагает свободным  временем. Большую роль в этих делах имеет вопрос, а нуждается ли этот человек в общении? Может он сам себе достаточен?
Во всяком случае, с моей точки зрения, если в человеке даже нет выраженной потребности в общении, надо как-то привить себе эту черту. Это не является чрезмерной нагрузкой. Один-два раза пообщался с определенной групой  людей, а через время уже захочется встретиться с ними.
Во всяком случае, нельзя и не надо жить, как бирюк. Общение достаточно мощное оружие делать человека добрее, умнее, отзывчивее, то есть более человечным.
А по большому счету делать человека человечнее и является одной из главных целей общества.
Одно непременное условие. Любая форма общения требует, как минимум, этичной формы контактов.


Рецензии
Общение мощное оружие

Григорий Аванесов   13.06.2023 18:11     Заявить о нарушении
Полностью согласен. Но все таки желательно соблюдать правила общения.
С уважением

Михаил Шаргородский   13.06.2023 22:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.