Встречи с музыкой. Камиль Сен-Санс

1. Гедонист

О Камиле Сен-Сансе нужно говорить как о музыкальном гедонисте XIX века.

Сен-санс – корифей безмятежности в музыке.

Сен-Санс – адепт классической простоты и ясности.

Музыка Сен-санса «рисует» идиллические картины: слышится крик петуха, пчелиный рой летит на луг, кукушка считает года, по озеру плывёт белый лебедь, летний день погружается в дрёму, ночью бушует гроза, наступает рассвет, из местной церкви доносятся звуки органа и пение верующих. Бывает и так, что Сен-Санс – это лодка в штормовом море, в другой раз – ласковые волны, целующие песчаный берег.

Светлая музыка Камиля Сен-Санса несет радость и здоровье людям. Показательно, что и сам композитор живёт 86 лет!

2. Черты стиля

Сен-Санс – автор красивых и одухотворённых мелодий.

Светлые и лёгкие мелодии Сен-Санса пленительны, как небесные цветы!

Какую бы музыку не писал Сен-Санс, в ней таится дух древней египетской магии.

Сен-Санс – творец лёгкой, радостной, лучезарной музыки. Однако в трагедийных эпизодах он проникает в непостижимые библейские глубины.

Огромное впечатление производит взволнованно-экспрессивная элегическая музыка Сен-Санса.

Не красят музыку Камиля Сен-Санса напыщенный оптимизм, экспрессивный напор энергии, манерная виртуозность.

Сен-Санс – один из первых музыкальных пародистов, иронизирующий над миром животных.

Музыкальный примитивизм начинается от Сен-Санса и Сати, который перерождается в XX веке в минимализм.

3. Творчество

Талант Сен-Санса - многогранен, его музыка отличается редким богатством и разнообразием.

Фортепианная музыка Сен-Санса – это каскад фонтанов, чьи серебряные струи взлетают в небо.

Фортепианные пассажи Сен-Санса – это весенние ручейки, сбегающие в цветущую долину.

Чтобы лучше представить себе характер музыки Сен-Санса, послушайте его симфоническую поэму «Юность Геракла» и оперу «Самсон и Далила».

Сен-Санс привносит в лирико-трагедийную оперу «Самсон и Далила» колорит древности и фатализма.

В образе ветхозаветной Далилы Сен-Санс отображает вселенскую скорбь любящей женщины.

«Самсон и Далила», позволяет считать, что Сен-Санс обладает талантом драматического оперного композитора. Он мог бы стать французским Верди, если бы, подобно автору «Отелло», написал бы 26 опер.

В сюите «Карнавал животных» Сен-Санса находится место для вульгарной опереточной мелодии. Создатель гениального «Лебедя» вступает в грязь!

Музыка Сен-Санса успокаивает душу светлыми, возвышенными эмоциями. Даже «Пляска смерти» у него благозвучна.

Музыка Сен-Санса в зрелые годы приобретает черты декоративности. Чувствуется дыхание модернизма.

4. Ассоциации

Камиль Сен-Санс – это Геракл и одновременно Самсон: в его музыке сосуществуют античная красота и древнееврейская трагедийность.

Светлый, радостный и тёмный, «масонский» Вольфганг Моцарт в будущей жизни перевоплощается в Камиля Сен-Санса: переселение душ в сфере искусства вполне реально.

Сен-Санса – изначально светоносна!

Знаменитый Россини оказывает поддержку 20-летнему Сен-Сансу. Поэтому есть основания связывать светлые, безоблачные произведения французского композитора с солнечной музыкой итальянского гения.

Светлыми, возвышенными мелодиями Сен-Санс сравним с Мендельсоном-Бартольди. Но между ними есть разница: Сенсанс – земной, Мендельсон-Бартольди – небесный.

Камиль Сен-Санс – антипод Вагнера: мрачным средневековым легендам немецкого гения он противопоставляет французскую лёгкость, изящество и красоту, небесную одухотворённость музыкальных образов-символов.

Сен-Санс и Мийо – композиторы-счастливцы: они долго живут и столь же долго пишут жизнерадостную музыку!


Рецензии