Встречи с музыкой. Ян Сибелиус

1. Символ

Символом музыки Яна Сибелиуса является гордый белый лебедь, плывущий по озёрной глади.

2. Созерцание

Музыка Яна Сибелиуса приносит душевный покой.

Музыку Сибелиуса окутывает пелена задумчивости.

Музыка Сибелиуса подёрнута дымкой меланхолии.

Особенно чиста и нежна музыка Сибелиуса, когда душа композитора растворяется в первозданной северной природе.

В музыке Сибелиус печально созерцает жизнь человека и вечный кругооборот природы.

3. Природа

Ян Сибелиус испытывает немой восторг перед красотой северной природы.

Сибелиус очарован суровой финской природой.

Сибелиус простирает взор на всю ширь и мощь первозданной природы.

Живя среди природы, Сибелиус погружается в таинства земного и вселенского бытия.

Вдали стоит задумчивый лес, из-за туч появляется солнце, деревья, встрепенувшись, начинают кружиться в медленном танце – вот о чем повествует симфоническая поэма Сибелиуса «Грустный вальс».

Солнечный зимний пейзаж в музыке Сибелиуса пробуждает в душе бодрость.

4. Мифология

В симфониях и поэмах Ян Сибелиус выступает в роли сказителя финского народного эпоса.

Сибелиус повествует о событиях и подвигах героев финских саг.

Сибелиус раскрывает мудрость и красоту древних легенд.

Сибелиус воплощает в музыке героическую мощь и трагедийную глубину скандинавской мифологии.

5. Творчество

В творчестве Ян Сибелиус – суровый и мужественный викинг.

Сибелиус – представитель эпико-драматического симфонизма.

В музыке Сибелиуса переплетаются народный эпос с трагической судьбой человека.

Сибелиус – композитор сдержанных, но глубоких эмоций. Он чаще замкнут на самом себе, чем открыт публике.

 Сибелиусу характерно лирико-эпическое повествование и конфликтность событий: в «Любовной» сюите преобладает лирика, Концерте для скрипки с оркестром – драматизм.

Лирика Скрипичного концерта Сибелиуса глубокая и сдержанная, в его танцевальной части – музыка по-испански темпераментная и даже страстная.

Скрипичный концерт Сибелиуса выражает страдания человека, гибнущего под ударами неблагоприятных обстоятельств.

Разнообразие эмоций в музыке Сибелиуса говорит о том, что финский классик – могучая артистическая натура.

6. Заключение

Эмоциональный строй музыки Яна Сибелиуса не поднимается до общечеловеческого содержания, чего нет и у Глинки, но что есть у Чайковского. Такова судьба основоположников национальных композиторских школ. Исключение –Григ!

Нельзя отказать Сибелиусу в композиторском темпераменте. Уже в 27 лет он демонстрирует уверенное владение оркестровым письмом в симфонической поэме «Сага». Примерно в таком же возрасте Чайковский сочиняет Первую симфонию «Зимние грёзы». Через два года русский композитор создаёт гениальную Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», тогда как у Сибелиуса нет столь выдающегося произведения.

Сибелиус – скрипач-композитор, Хиндемит – альтист-композитор. Оба уверенно владеют оркестровой техникой письма и оба – масштабные и глубокомысленные художники.

Судьба обрывает творческие крылья Сибелиусу за 30 лет до его кончины. Это ложится трагическим отпечатком на личной и творческой жизнь автора знаменитого «Туонельского лебедя»!


Рецензии