Сенные девки

Довелось мне по случаю исправлять историческое недоразумение. В отличие от распространённых заблуждений и словарных толкований  сенные девки не имеют никакого отношения ни к сену, ни к сеням. Называть их надобно с ударением на первом слоге. Сенные девки не были служанками господ. Они не жили в сенях. Их так называли от слова «сень» – покров, покровительство. Их брали в семью в порядке опеки и защиты от житейских обстоятельств. Они обычно были подружками господских дочерей и помощницами хозяек. Вот в подтверждение цитата из классики:  «Дочь Висковатого, шестнадцатилетняя Наталья, сидела в своем тереме, окруженная сенными девушками. Здесь всегда царило молодое веселье, лились песни, звучал задорный смех».

Вот ещё одно верное свидетельство: «Сенные девушки большую часть дня занимались подсобным трудом. Часто сидели в девичьей, пряли, вышивали, вязали чулки, плели кружева. Ухаживали за хозяйкой, развлекали  хозяйских дочек».
Сенные девушки были хорошими помощницами на званных вечерах. Им поручалось убрать-подать за столом и развлечь гостей вне застолья. Их наличие в семье улучшало репутацию хозяев, свидетельствовало о благополучии и достатке. Обычно, их успешно выдавали замуж, расширяя круг полезных связей.

От слова «сень» вышло «осенить» – накрыть озарением или иной благодатью. Вот и меня осенило вдохновение и родилось пополнение в коллекцию тульских частушек:

В Туле девки сенные – небыкновенные.
Не от сена и сеней, под сень-опекой ценные.
Принаряжены, чисто мытые,
Разнотравием духовитые.


Рецензии
Вячеслав Владимирович, разрешите не согласиться с Вами в данном конкретном толковании.
Никакая "сень" не означает тут опёки, это Вы притянули за уши.
В документах архивов (дворянских опек, уездных судов) нет понятия о такой "сени". Действительно, а почему тогда нет понятия "сенные мальчики"?
Есть дворовые люди обоих полов.

Прислуга женская (а именно крепостные девушки несемейные) жила в утепленных сенях, отдельных изоб ей не строили. "Сенным девкам" было запрещено ступать в горницу без прямого разрешения хозяев. Вот и все, никакого сена тут действительно нет, а есть русские сени.
Безродные и бездомные могли становиться сенными девушками, но никто их не опекал, а напротив, из классической лимтературы известно об их обязанности порой согревать постель старому барину и о других "милостях". Да, барин мог считать это и опекой...

Если Вы продолжаете настаиваать на особой "сени", то приведите литературные или иные примеры, где это нельзя истолковать иначе. Ваши примеры не намекают на какую-либо опеку.

С уважением.

Любовь Ржаная   11.08.2018 10:59     Заявить о нарушении