Моя первая работа

В мае 1981 года открылась гостиница «Пулковская» на площади Победы в Ленинграде. Тогда мне было 17 лет. 18 мне исполнилось в сентябре, а на работу туда я поступила сразу после окончания ТУ № 131, которое тогда располагалось  в Сестрорецке, курортном пригороде Ленинграда,  в необычном по своей конструкции красном кирпичном здании. 131 училище готовило официантов и барменов для работы с иностранцами. Как я туда попала это отдельная история. Скажу одно, пришла я в это училище с небольшим запозданием в октябре и проучилась в нём  10 месяцев и месяц практики.
Придя в то училище, меня поразило, что учащиеся были далеко не моего возраста, а в основном зрелые дяди и тёти. Преподавательница по английскому языку, очень эффектная и приятная женщина, говорила нам: « нормальному  английскому вы вряд ли научитесь, а вот деньги делать - это да». Мне было не понять тогда её слов, это стало понятно  немного спустя, что она имела в виду. Она учила нас элементарной разговорной речи, как принять заказ, что предложить гостям, названиям  блюд и продуктов. Английскому языку уделялось самое большое количество часов.  Ещё у нас был предмет, называемый «Обслуживание». Этот предмет включал в себя обучение сервировке столов на различные случаи. Вёл его очень импозантный преподаватель, похожий на тёртого швейцара из престижной гостиницы. Фамилия его была Клюев. Преподаватель столь нужного предмета  был одет в коричневый костюм в  тонюсеньеую полоску, носил  удлинённые волосы с проседью, которые были зачёсаны назад  и набриолинены. Он был надушен и очень живо и весело  вёл свой предмет, чем завоевал к себе огромную симпатию учащихся и интерес к своему  предмету. Клюев  учил нас складывать накрахмаленные салфетки в виде « Космоса» или « Монашки»,  раскладывать приборы и расставлять фужеры и рюмки. Вообще сервировать стол по  всем правилам этикета была основная цель этого предмета, как оказалось довольно не простого из-за разнообразия  ситуаций и множества тонкостей.

В группе учились в основном мужчины. Они  все планировали  работать в гостиницах « Интуриста». У всех были основные специальности, но работать в обслуге для иностранцев в те годы было выгодно. Зарплаты официантов были высокими. Среди учащихся моей группы были разные люди, но во всей своей массе, это были люди, ищущие больший заработок и выгоду. В моём возрасте у меня не было даже представления о какой-то выгоде, я пришла в училище из-за английского языка.
Запомнились некоторые учащиеся того выпуска. Среди них был Саша Беликов, который дружил с двумя девушками. Он был очень аккуратный молодой человек, в коричневой приталенной дублёнке с лацканами и красивым шарфом.  Одна из его подруг была Ира Брайцева, очень красивая, задорная девушка, носящая джинсы .Другая постарше, очень модная, хорошо одетая  девушка с выкрашенными фиолетовой  «иридой»  волосами под тёмную седину. Они всегда держались втроём.  Их трио было очень удивительным. Что их связывала –не понятно, Саша был утончённый  и манерный, словно их третья подружка.
Моей подругой стала Валя Чернова. Это была  простая  двадцати трёхлетняя девушка, проживающей  в Колпино. Валя была очень весёлая, часто хохочущая, любящая шутить. Она носила  зимой  сиреневое  пальто с рыжей лисой и синюю  вязаную  шапку.  Вале очень трудно давался английский язык и она никак не могла запомнить что Потейтэу –это была картошка, а Томатэу- помидор.  Другой нашей  подругой стала взрослая тридцатилетняя Алла Абдулина. Эта молодая женщина, была похоже татарочкой, очень серьёзной и рассудительной. Мы в шутливой форме называли друг друга Валико, Сулико и Ленчо.
Я ездила на учёбу из Пушкина, Валя из - Колпино. Это было достаточно далеко, и мы  втроём решили снять жильё рядом с училищем. В  училищной столовой работала женщина Таисия. Она сидела на кассе, и Валя спросила, как можно в Сестрорецке  снять жильё. Не долго раздумывая,  Таська, как её потом мы называли за глаза, предложила нам комнату у неё в доме.  В ноябре снегу уже было по колено, и мы втроём  пошли посмотреть комнату. Привела нас Таисия в свой деревянный дом с трубой и печкой. Показала комнату с тремя кроватями. Комната была достаточно тёплая и уютная, и мы сразу согласились. В комнатке стоял столик и стулья со спинками, вырезанные  из пней. Родители мои мне разрешили на время учёбы снимать жильё  с  взрослыми девушками.
У Таисии был сын. Звали его Серёга. Это был спившийся, нигде неработающий  молодой человек.  Таисия, как оказалось, тоже была пьющей, но её почти не было видно, спала она на чердаке. Сергей был симпатичным высоким чёрненьким молодым человеком, с обросшими густыми волосами и небритым. Он выглядел старше своего возраста. Тогда ему было двадцать семь лет. Его мать говорила, что он несколько раз лечился в ЛТП.
Конечно,  не могло быть иначе, Сергей и Валя начали симпатизировать друг другу. Она хотела сделать из него человека, а Таисия только и мечтала пристроить своего Серёгу.
Приходили с училища мы уже затемно, шли по заснеженным тропам к  своему снятому жилью.
Валя начала готовить, так как была поваром, а  мы с Аллой помогали ей, чистили картошку или резали салаты. Обедали мы в гостиной комнате, в которой жил Сергей. Валя накрывала стол, и мы вчетвером трапезничали.
У Сергея были друзья. Это были достаточно обеспеченные молодые люди, хорошо одетые фарцовщики, которые делали наезды на своих дорогостоящих автомобилях.  Кто они были и чем занимались, я не знала, но что они останавливали автобусы с туристами и « раздевали»  финнов, скупая у них шмотки, это я слышала. Среди них был очень влиятельный авторитет, которого называли Мафией. Он был уже в возрасте, в затемнённых очках, лысоватый. Приходил он со своей супругой  Кариной.  То ли его привозили, то ли жили они где-то там,  но его с почётом принимали и накрывали стол. Сергей отошёл от «дел», потому что пил.  Все эти люди могли появиться ночью, когда мы уже спали. Машины с горящими фарами останавливались за калиткой, слышались голоса, скрип снега, стук в окно, - « значит сходка»-шептала Валя и мы подглядывали в окно. Нас эти люди не касались, единственный раз, как-то  вечером они пригласили нас к столу, когда мы уже вернулись с учёбы. На столе был алкоголь и привезённые  всякие яства.  Я могла разглядеть этих сытых и нагловатых людей, живущих по тем временам вольготно и самодостаточно. Посидев немного, я юркнула в комнату, чтобы не привлекать к себе внимание. Такие наезды были не часты и мы спокойно смогли закончить училище, распрощавшись с нашими хозяевами. Сергей упрашивал Валю остаться с ним и не уезжать, но она конечно не осталась.
Продолжение следует.


Рецензии