Альманах Проза 2016г. Книга 2

  Альманах Проза 2016 г. Книга вторая.1
      Литературный обзор.
На Прозе.ру встречаются разные высказывания о Российском союзе писателей. Одни к нему относятся иронично, другие саркастически называют данное явление лохотроном. Третьи … отзываются довольно лояльно. Многие члены РСП гордятся своей принадлежностью к нему.

Мне кажется, вступление в сей союз можно назвать игрой. Нет, я, конечно, извиняюсь перед теми, кто, входя в состав РСП, как-то где-то зарабатывает на ниве литературы, а также перед теми, кто этого не имеет, но имеет иное мнение.

Надо сказать, игра занимает важное место в жизни человека. Вот что о ней можно прочитать в философской энциклопедии:
«Игра – форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёртывается либо в виде состязания, либо в виде представления (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний».2

В виде состязания авторы самовыявляются в конкурсах на сайте, в виде представления – в альманахах РСП.
Мне захотелось сделать краткий обзор этого номера сборника, куда попал мой рассказик. В предыдущем обзоре альманаха - книге 5 за 2014 год я рассмотрел произведения только авторов, объединённых одной темой. Сейчас же вздумал упомянуть все произведения этого номера.

Александр Николаевич Донской представил три миниатюры:
«Мурчание». Произведение подкупает своим глубоким лиризмом. Внук вспоминает деда, учившего его рисовать: «Дедушка был волшебником». Нарисованная им кошка довольно мурлыкала. Вырос мальчик и стал рисовать мультфильмы. И всякий раз думает: получится ли чудо?
«Волшебная лампа». Герой произведения – Дима читает ночью, лёжа в кровати. Появляется тень в виде Джинна. Или Джинн в виде тени. Происходит диалог с ним. После его исчезновения – мечтания…
«Улыбка Несмеяны». Больная девочка поправляется. Маленькие радости, искренняя забота отца. «Любовь сильнее любого волшебства».

Валерий Мякушко. «Взорванное время». Страницы повести. Драматическое повествование о начале Великой Отечественной войны. Интересно. Только неудачным кажется, что отрывок заканчивается диалогом, в конце которого на вопрос о том, где наши войска, следует ответ – под Смоленском и Полтавой, а дальше – реакция на это: «Ого, куда драпанули!» А вначале бойцов убеждали, что перед ними всего лишь пограничный конфликт. Когда уже понятно стало, что началась война, они храбро защищаются, даже переходят в контрнаступление на своём участке, испытывая гордость от этого. А затем – прорыв врага, отступление, разгром. Кратковременный  плен, из которого немцы их отпускают – пока не до них. Горькие страницы…

Тамара Воронина «Мемуары для папы. Посвящается папе, Архипову Н.И.» А здесь говорится о Победе. Автор пишет, что её отец «хорошо помнит день, когда закончилась война». В лирическом ключе подан портрет отца – уникального человека, музыканта, его гостеприимство и  увлечения.

Тема признательности родителям продолжается следующим автором.
Регина Сервус. «Мама. Посвящается моей маме». Описывается тревога матери о сыне. Её интуитивное беспокойство. Казалось бы, реалистический рассказ, где упоминается загадочная запретная зона. В финале оказывается, что это фантастическое произведение о дельфинах.
«Когда слова не нужны…». А не нужны они бывают при свидании влюблённых (только как редкое дополнение) – в первой миниатюре, во второй – они оказываются лишними при обиде. Которая превращается в озлобление, ссору и расставание.

Ева Смородина. «Дарю тебе слово!» Мистическая притча.
Три дружка встретили необычного мужчину во всём синем. Тот предлагает загадать слово, от которого «будет зависеть удача в ближайшие десять лет». Мальчишки выросли, у каждого свои пути-дороги. Евгений стреляет в Сергея – победителя спора. Любопытный рассказ. Выстрел, по-моему, не очень мотивирован.

Зулкар Хасанов.  «Рассказ Васи о службе и океане».
Новобранцы проезжают в поезде мимо Байкала. Картины, которые они наблюдают за окном, захватывают их воображение. «Необыкновенное» зрелище: «прозрачное дно Байкала было устлано красивыми камушками». «Вода чистая как слеза». Едут дальше, встречается «Величавый Амур, затем Хабаровск».  Парни видят «Море спокойное, величавое». Край света. А вокруг сопки да туманы. Хорошее описание, самому когда-то пришлось в качестве солдата проделать подобный путь. Только прозрачна вообще-то вода, а не дно. Приехали парни в часть, начались занятия в школе молодого бойца. Замполит приглашает прочитать им лекцию не то бывалого моряка, не то океанолога. Тот с восхищением рассказывает об Океане – колыбели жизни и т.п. По-моему, длинновато, лекцию можно и сократить. Хотя она и загипнотизировала молодых матросов.

После гимна океану следует мой иронически-саркастический рассказ «Уникум Буздырин». Дальше идёт зарисовка о болгарской героине.

Наталья Матвеева Сиалава«Княгиня Райна». Райна участвовала в подготовке восстания против османского ига. Её бросают в тюрьму, истязают. Усилиями дипломатов, многих известных людей она была освобождена. Потом она оказывается в России, активно участвует в деятельности благотворительного женского комитета.
Автор вспоминает о другой героине – Юлии Вревской. «История их подвига и сейчас объединяет наши народы» - утверждает Н. Матвеева. К сожалению, память об освобождении русской армией Болгарии отшибло у руководства сей страны.
«Сестра милосердия». Могила Юлии Вревской в городе Бяла произвела на Наталью «главное впечатление». Она приносит поклон ей от «русских женщин, от русских воинов, от болгар за подвиг»… Спасибо автору за эти зарисовки. Посещал я когда-то Болгарию, однако в тот город нас не возили.

Анатолий Жилкин. «Генка». Рассказ о лесорубе, которого пришибло спиленной сосной. Выжил. А жена стала пьянствовать и развратничать. История о его тёте Тамаре, которая самоотверженно выходила племянника. Запоминается речь героев: их сочный сибирский говор. Удивительно, что Гена простил жену, сохранил к ней любовь. И тётя верит, что он спасёт жену. Судя по названию, главный герой – Геннадий. Однако больше изображён Васятка. Затем функции главного героя переходят к тёте Тамаре. Слишком мало сам Гена показан.

Элеонора Мандалян. «Вначале было слово…» Впечатляющая картина спящего Пана, который пробуждается и разрушает, затем вновь впадает в покой, «пытаясь осмыслить самого себя».

Елена Руш. «Ты самая лучшая». История любви и измены. Автор-рассказчица даёт мудрый совет женщине, от которой муж ушёл, а потом обратно стал проситься. Напрашивается сравнение с рассказом А. Жилкина. Близкая тема: прощение как прозрение и грядущее счастье. (В отличие от рассорившихся героев миниатюры Регины Сервус).

Ксения Время. «Лиза». Каково это – тянуть жизненную лямку, когда жизнь  - трагедия, как у Лизы, пережившей гибель любимого человека? Почему героиня рассказа (автор-рассказчик) пишет: «Мне плохо и хорошо». Почему «хорошо»? Потому что для Лизы она – единственная «ниточка с этой жизнью».
«Время идёт». Рефлексия человека не то ждущего своей смерти, не то разлюбившего…

Онучина Людмила. «Честь имею». Захватывающая история о человеке, разлучённом в трёхлетнем возрасте с родными, ставшими эмигрантами. Встреча с братом на короткое время – и опять разлука: «плоды смертельной схватки двух –измов».

Юрий Евсигнеев. «Посидели». Рассказ начинается заманчиво: трое друзей отмечают день рождения одного из них и рассказывают о ярких и коротких встречах с женщинами. Затем два приятеля засыпают. Хозяин же размышляет о происхождении и значении разных фамилий, в том числе у знаменитостей. Само по себе любопытно, но… как это связать с началом и концовкой? Короче – «раздумья потекли сами собой»…

Ольга-Влада Скобелкина представила три произведения.                «Волшебный пломбир». Забавное воспоминание о случае из детства. К нему привела заворожённость красотой. О пользе держать язык за зубами, когда нужно.
«Вот так наказание!»  История о том, как отец нашёл оригинальный способ воспитать в сыне Паше аккуратность.                «Благодарность за спасение». И опять о Пашке. Принёс третьеклассник домой воронёнка с подбитым крылом. Когда отец сказал, что поправившегося гостя нужно отнести обратно, сын неистово зарыдал. Ирония автора вызывает улыбку, особенно употребление гиперболы: «Слёзы текли рекой, и, казалось, потоп неизбежен». Пашкина доброта привела к тому, что домашний уют пострадал. В конце концов Паша принял решение стать орнитологом.  О том, как папа находит ещё один самобытный способ воспитания – а именно трудового читаем в рассказе «Наш папа – фокусник».

Наталия Скачкова. «Серебряная ложка». О медсестре, трудившейся во время войны в госпитале. Многое ей пришлось испытать и повидать: тяжелейший труд, раненые, умершие, кровь…  Вот ей дают однодневный отпуск в освобождённый Ленинград. Но там её ждёт страшная весть: все родные погибли. Стоило ли упоминать о немецком юном санитаре – вот вопрос. К чему? Какой смысл? Разве что показать, что наши люди не озлобились на весь немецкий народ.

Виталий Мур. «Богач на час». Таксист Петрович размечтался, когда, открыв оставленный «деловыми ребятами» дипломат, увидел, что тот доверху набит долларами. Но гораздо важнее то, что он в финале открыл для себя истину: «Всё-таки наши мечты должны соответствовать нашим возможностям!»

Наталья Захарова. «Роза и шипы». Поэма в прозе о превратностях любви. Грустный упрёк любимому, разрушившему любовь.                «Всё своё ношу с собой». Произведение привлекает метафорами и аллегориями. Театр внутри человека. Изображение психологического состояния пишущего человека.

Александр Анайкин. «Приговор». Занятный диалог взрослого и шестилетней девочки. Соседка Дианка озадачена: впервые встретила человека, «который красоту предпочёл прямой материальной выгоде».  Автор опубликовал ещё одно произведение  - «Вот так приходит к нам апрель». Своеобычное стихотворение о весне.

Нина Матвеева-Пучкова. «Как будто время ни при чём». О том, что душа с годами не стареет. Впечатления детства и юности могут сохранить свою значимость в пожилом возрасте. Ничто не проходит бесследно. Безответная любовь школьной поры может возродиться как феникс из пепла и осенить своими крылами двух людей, проживших большую жизнь. Великолепно выстроенный рассказ, производит сильное впечатление.

Татьяна Попова. «Фигня». Громилы приехали к хозяйке богатого дома, муж которой сбежал от долгов. То, что для одних – верность и порядочность, для других – глупость, вызывающая недоумение.                «От сотворения мира». Изображён момент свидания влюблённых подростка и девочки в необычном месте в грозу. Своеобразно подано.

О Болгарии и болгарах пишет ещё один автор – Мик Александров.                «Болгарские приколы». С автором и его соратниками происходят интересные случаи, как он выражается – «от которых мы отвыкли в нашей повседневной жизни дома». Приведены четыре истории гостеприимного отношения хозяев. Неясно, что это – бескорыстие простых болгар или традиция доброго отношения к русским?                Мик Александров показывает, что, как и в каждой стране, в Болгарии имеются свои прохвосты. Об этом - в рассказе «Болгарские приколы. Мошенник».  Изображение трёх встреч с одним мошенником очень позабавило.

Борис Воронин предложил нашему вниманию тоже два произведения. Первое из них – оригинальная миниатюра «Родник». Красивое описание ключа, места, откуда он вытекает. Родник как судья дел человека.                «Жемчужина». Воспоминания об удивительном отдыхе в Крыму. Приключение в мощную грозу и вознаграждение от судьбы за перенесённое лишение.

Александр Киселёв. «На платформе».  Зарисовка о поведении галки. Наблюдательность автора привлекает.  «Дожди, дожди, дожди». Зарисовка о поездках на дачу. Дождливое лето хоть и вызывает порой грусть, зато во время перерывов что может быть лучше, чем поход по грибы?!

Алексей Решенков. «Конфуз». Рассказ из жизни XIX века. Весьма любопытно. Так и хочется, чтобы герой и героиня встретились. И это происходит. Но дальше всё покрыто туманом. В целом рассказ похож на отрывок из чего-то более пространного. Маленькое замечание: нанятая героем дворовая девка обобщённо называет всех мужчин мужиками, а женщин – бабами. Сие характерно для современного просторечия, но, наверное, не для девятнадцатого века.

Агита Малинченко. «Город, площадь, война». Рассказ пронизан антивоенным пафосом. Герой – юный пацифист. Командир собравшихся воевать мужчин задаёт ему  презрительный вопрос: боится ли тот смерти? Юноша отвечает: «Не своей, чужой».

Влад Вас. «Пушистые кото-сказки. Часть 1». Забавная сказка про котомафию во главе с господином Вениамином-Пушистиком. Вроде бы конфликт котомафии с крысомафией. Или всё это приснилось коту Вениамину.

Ольга Суслова. «Встреча с медведем». О том как дед Иван рыбачил зимой. Хорошо описаны зимний день, удачная рыбалка. И «спринт» деда.                «Кот Васька». Утренние приключения кота, описанные наблюдательным автором.

Евгений Петров. «Снежинка». Сказка о любознательной снежинке. Грустный конец, как у всякой жизни.

Надежда Суркова. «Третий лишний». Весьма драматичный сюжет. Да, любовь на трёх не делится… Неудачная идея приходит героине в голову: назначить свидание у подруги. А рассказ удачен.

Александр Грарк. «Старик! Я видел солнце!» Советский футболист и гражданка Бразилии полюбили друг друга. История, которая поразила автора «своей незаурядностью и в то же время предсказуемостью».

Татьяна Баранова-Пастернак. «Кто стоял у истоков открытия газа на Камчатке». Да, такое событие достойно запечатления. Статья о почётном гражданине Камчатки. Таких людей нужно помнить.

Светлана Добычина. «Оберег». Об одиночестве, об ангеле, охраняющем человека. Загадочное произведение...

Ольга Маслюкова. «Точка опоры». Отрывок из романа – детективного «с элементами психологической драмы». Пожалуй, самый длинный текст альманаха. Двое бездомных в ноябре. Один из них ничего не помнит о своей прошлой жизни. Интрига затягивает. Хороший слог.

Иван Краснов. «Вождение машин в горно-лесистой местности». Один из рассказов о службе на территории бывшей ГДР. 500-километровый марш в составе автоколонны. Любопытные приключения.

Тамара Осипова. «Святой источник». О святых местах, источниках, храмах. «Люди приходят сюда, чтобы окунуться в ауру Добра»…

Евгений Хацкельсон. «Урок мужества». Рассказ о встрече лицеистов с участником обороны Ленинграда, офицером медицинской службы. Ветеран вызвал сильный интерес у представителей поколения его правнуков, чему он очень рад.

Эдуард Химин. «Чистое поле». Автор отправляется в поле. Чтобы заниматься метафизическими рассуждениями о пространстве и значении слов. Более того, слово разлагается им на буквы (почему не на звуки?), каждая из которых заключает в себе большой смысл.

Виктор Бейко поместил в альманахе три произведения.                Рассказ «Любовь и лето». Любовь совершает чудеса: возвращает безнадёжно, казалось бы, раненого, к жизни. Увы, финал трагичен.                «Поговори со мною, мама». Капитан ВДВ в последнем для себя бою мысленно рассказывает о себе матери, оставившем его когда-то в детдоме. Впечатляет. Очень. «Звезда пленительного счастья». Автор-рассказчик пишет о том, как к нему случайно попадает письмо из XIX века. Письмо невинно осуждённого к своей любимой. Печальный рассказ.

Галина Букаева. «Маленькая принцесса». Забавный рассказ о детях. Машенька счастлива от подарка Деда Мороза. Однако Машенька-принцесса становится зачинщицей драки в детском саду. Доводит до слёз мальчиков. У принцессы завышенные требования…

Семён Плоткин. «Ипохондрия, или как опасно жить без риска и остаться здоровым».
Наверное, всё-таки последний текст самый длинный из всех, помещённых в книге. Герой рассказа господин Пезо в панике от появившегося у него красного пятна. Подробно описаны злоключения этого самодовольного вначале буржуа в поликлинике и больнице. Впрочем, всё оканчивается благополучно. Мастерски выписан характер главного героя, второстепенные персонажи также представлены довольно ярко. Ироничный стиль повествования.

Ну, кажется, всех упомянул. Уф! Желаю всем пишущим людям успехов.

                Источники:
1. Проза 2016. Книга вторая / Российский союз писателей. – М.: Литературный клуб, 2016. – 260 с.
2. Современная западная философия. Словарь. Москва. Изд – во полит. литературы, 1991


Рецензии
Если бы я не был на этом портале СРП, я бы многое порассказал об истории возникновения этого "союза". Но, вроде, неприлично. Почитайте Станислава Куняева: "Поэзия, судьба, Россия", хотя бы том 2. Оттуда всё и поймёте. Сейчас "Интернациональный союз писателей" чуть ли не силком заманивает к себе: чего стоит их реклама -"вступайте в союз писателей". Это же маразм. Или долгосрочная провокация.

Юрий Марахтанов   15.06.2017 16:27     Заявить о нарушении
Интернациональный союз писателей слишком дорогой:-)) Благодарю за совет. Вообще-то данный альманах не "союзный", а "конкурсный". Наверное, приглашение в союзы писателей всё же не провокация, всего лишь бизнес:-(

Фёдор Киприянович Чернов   15.06.2017 22:54   Заявить о нарушении
Вы вообще, о чём?

Юрий Марахтанов   15.06.2017 22:56   Заявить о нарушении
О Вашем мнении насчёт союзов писателей.

Фёдор Киприянович Чернов   15.06.2017 23:06   Заявить о нарушении
если я - член Союза писателей России - меня расстрелять что ли? Горький этот союз организовал. Что тут плохого?

Юрий Марахтанов   15.06.2017 23:13   Заявить о нарушении
Юрий, Горький организовал Союз писателей и верно после очень сожалел об этом. Для чего нужен был Союз и какие цели он преследовал? Сталин создал все союзы для того чтобы пропагандировать идеи партии. В союзах приветствовались только те кто восхвалял правящую партию. Кормушка для избранных!!! Сейчас пытаются создать новый Союз по типу старого для укрепления новой власти.. И создадут и будут в нём новые певцы славящие новых правителей и обеляющие их... Уважаю немногих, таких как В.С.Высоцкий... Презираю таких, как Евтушенко.

Василий Бабушкин-Сибиряк   19.06.2017 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.