Сказка о согласии

    Многочисленным холиварам(1) в этих ваших интернетах и в реальности посвящается.
(Эпиграф)


    Председатель энергично потряс попавшимся под руку буддийским колокольчиком:
    - Господа! Прошу тишины!

    Участники мало-помалу смолкли.

    - Поскольку собрание созвано по инициативе широких кругов рукопашной общественности, думаю, что все в курсе дела. Однако для порядка сообщаю: мы сегодня собрались, чтобы дать свою непредвзятую профессиональную оценку школе Долбень-рю(2) и ее сенсеям(3). Всем были разосланы видеоматериалы для ознакомления, все видели э-э-э... встречу обсуждаемых с представителями других стилей и могли составить свое мнение.

    В зале поднялся гвалт:
    - Они предали истинный дух настоящего будо(4)!
    - Они просто мошенники!
    - Они лохи позорные!

    Снова зазвенел колокольчик.
    - У нас есть черновой список вопросов по теме, которые надо обсудить. Конечно, он неполон и поэтому я предлагаю выдвигать дополнительные конструктивные тезисы, а эмоциональные выкрики оставить для своих додзё(5).

    Из первого ряда раздался густой бас одного из старейших каратек(6):
    - Уважаемый председатель что-то имеет против канонического киай(7), концентрирующего, как всем известно, в едином порыве силу и эмоции?

    Аудитория неодобрительно загудела.

    - Нет, конечно,- спешно пошел на попятную председатель,- я хотел только сказать, что протокол собрания, основанный лишь на эмоциях, будет выглядеть недостаточно убедительно в глазах широкой общественности, ради благополучия которой в конечном счете мы и рабо...- но тут его перебил известный тренер элитных телохранителей:
    - Мы все здесь работаем в первую очередь над собой и ради достижения своего сатори(8)! Общественность или идет с нами, или идет на...

    Окончание фразы заглушил мелкий, но шустрый кикбоксер(9) с другой стороны зала:
    - Так это ты на достижение своего сатори собираешь с общественности по штуке(10) денег за занятие с рыла?

    В зале поднялся шум. Бойцы оживленно обсуждали чужие расценки, старательно избегая упоминания о своих. Наконец один немолодой дзюдоист нехотя признал:
    - А чо, Долбень-то по-божески берет. Да еще, как я слышал, захваты разучивает - полезное дело...

    Секретарь собрания под шумок вычеркнул из списка претензий финансовый вопрос, как чересчур спорный.
    - Кстати, о захватах, господа, предлагаю высказываться по главному - по технике школы! - повысил голос председатель.

    Собрание заинтересовалось. Из кучки каратек донеслось:
    - Основа техники - это ката(11). О какой технике может идти речь без ката?!

    Громадный широкоплечий самбист встал и повернулся в их сторону:
    - Вы хотите сказать, что без ката нельзя научиться защищаться? Тогда покажите мне ката, в которой разучивается работающая защита от прохода в ноги!

    Мордобойцы помельче попрятали взгляды: если этакий медведь ухватит за ногу, то останется только молиться, чтобы не оторвал.
    Секретарь сокрушенно покачал головой и вычеркнул отсутствие ката из своего списка.

    - Самый лучший технический тест - разбивание! - гордо поднялся квадратный мужик, покрытый синяками, шишками и шрамами,- есть ли у них видеоматериалы с разбиванием предметов? Я как чемпион по тамешивари(12) готов дать оценку...
    - Уважаемый, что вы собрались оценивать?- спросил представитель секции уголовного мордобоя,- вы когда-нибудь пробовали нанести удар в горло доске или выбить глаз кирпичу?
    - Все равно, - упорствовал чемпион, - чем лучше техника, тем сильнее удар! Я вот могу одним ударом расколоть стопку из четырех кирпичей!
    - А вторую подряд? - вкрадчиво спросил оппонент
    - Ну...- смутился чемпион,- наверное, месяца через два, когда надкостница заживет...

    По залу прокатился сдержанный смешок. Опытные бойцы понимали, что против человека это неприемлемо и в общем-то не нужно.

    - Так, друзья, к делу,- с преувеличенным энтузиазмом позвенел колокольчиком председатель,- предлагаю выработать критерии качества техники и закрыть этот вопрос или перейти к следующему.

    Сенсеи помалкивали, хитро улыбаясь. Каждый из них был уверен в том, что именно его техника самая правильная.

    - Предложений нет? Тогда и этот пункт, увы, мимо. Теперь о методике. Кто может что-то сказать?

    С места порывисто вскочил тренер по уйцзицюань(13):
    - Во всех роликах, что я видел, они работают медленно. Это профанация! Удар должен быть быстрым!

    Зал загудел. С этим тезисом все были согласны, но тут раздался насмешливый голос:
    - Коленька, давно ли ты стал резким, как понос? Вспомни, сколько раз я показывал тебе каждый удар ме-е-едленно, пока ты его не усваивал достаточно, чтобы выполнить хотя бы без увечий для себя?

    Пунцовый Коленька сел на место под добродушный смех зала. У всех нашлось, что вспомнить по этому поводу, и председатель только досадливо морщился, поглядывая на часы. Наконец он решился и попробовал навести порядок:
    - Господа, у кого есть замечания по методике? А то мы совершенно бессмысленно теряем время!

    Покрытый морщинами загорелый дочерна даосский йог, про возраст которого самые заслуженные сенсеи не могли сказать ничего определенного, медленно изрек:
    - Уважаемый председатель хочет догнать свое сатори или просто забыл пословицу про спешку?

    Зал засмеялся, забурлил, найдя новую тему. Председатель посидел, обхватив голову руками, а потом повернулся к секретарю и сказал вполголоса:
    - Вычеркивай на хрен методику. По этому вопросу они все равно в жизни не договорятся. Что там осталось?
    - Спарринги(14).

    Председатель возвысил голос:
    - Кто готов высказаться по поводу спаррингов в Долбень-рю?
    - Да нету их там! - выкрикнул чернявый муай-таец(15),- у них, типа, вся техника такая опасная, боятся друг друга повредить...
    - И у нас спаррингов нету, - благожелательно пробасил, не переставая жамкать кистевой эспандер(16), невесть как затесавшийся на собрание пауэрлифтер(17) полутора центнеров(18) весом, - Заходи к нам в качалку(19) - чайку попьем, потрещим, с опасной техникой поработаем. Тебе как - 250 на грудь, в смысле, от груди, не повредит?
    - И к нам заходи,- с ласковой улыбкой добавил легендарный айкидок(20) из братской страны, получивший свой черный пояс из рук чуть ли не самого Уэсибы(21), задолго до рождения любителя спаррингов.

    Муай-таец побледнел и исчез с глаз, как заправский ниндзя(22).

    - А ещё они практикуют, прошу прощения, бесконтактное(23) воздействие! - широко развел руками, словно приглашая всех посмеяться вместе, тренер по шото-там карате(24).
    - А разве на ваших соревнованиях не так? - ехидно осведомился тренер по стритфайту(25), привычно проводя пудовым кулаком под сломанным носом,- балет беспонтовый(26)! По голове нельзя, по спине нельзя, удары обозначаются криком, добивание - по воздуху... Сплошной бесконтакт да бабские пинки ниже пояса!
    - Насчет ниже пояса коллега неправ! - выпалил в ответ представитель прибалтийского стиля друскининкай,- я готов выбить сигарету у него изо рта любым ударом ноги на выбор!
    - Кстати, о сигаретах!- вымученно оживился председатель,- вы заметили в записи, что Долбень-сенсей не выпускает бычок изо рта? Прямо во время занятия! Это откровенно противоречит идее здорового образа жизни и самосовершенствования!

    Зал в целом был согласен, и председатель обрадовался было, что удалось довести до голосования хоть один вопрос, но после подсчета голосов выяснилось, что кворума нет.
    Председатель принялся пересчитывать участников по головам, но тут отворилась дверь, и в зал просочилась многочисленная группа участников, смущенно благоухающая табачным дымом. Секретарь, не дожидаясь одобрения свыше, вычеркнул последний пункт претензий, облегченно вздохнул и засмеялся.

    К несчастью, именно в этот момент его микрофон оказался включен.

    Сотня пар глаз уставилась на него в немом удивлении. Секретарь смутился было, а потом заговорил:
    - Как это ни грустно, но приходится признать, что ни по одной претензии к консенсусу мы так и не пришли. Получается, что Долбень-сенсей ничем не хуже нас всех. То есть либо он вполне приличный тренер, либо все мы тут такие же долбни...



---------
    1 - Холивар (англ. holy war - священная война), беспонтовое, но увлекательное занятие, призванное убедить оппонента в правоте своей Идеи и неправоте его Идеи путем (чаще всего) перехода на личности. Ранее Х. могли заканчиваться кровопролитием, с развитием интернета ограничиваются излитием виртуальных фекалий.
    2 - Долбень-рю - собирательное название разнообразных сектоподобных объединений, созданных для Несения В Массы странных идей (см. "Белое Братство", "Аум Синрикё", ...). В данном случае речь идет о школе рукопашного боя. Кстати, все совпадения и сходства случайны и остаются на совести читателя.
    3 - Сенсей - (яп. "учитель"), принятое местами вежливое обращение к преподавателям, высококлассным врачам и тренерам по будо (см. ниже).
    4 - Будо - (яп. "путь боевого искусства"), возможны другие более-менее непохожие на оригинал переводы. Гайдзинами(27) обычно используется в значении "боевое искусство".
    5 - Додзё - (яп. "дом пути"), то есть, попросту, для гайдзинов - спортзал.
    6 - Каратека - (яп. "боец с пустой рукой"), последователь объединения, практикующего достижение сатори (см. ниже) путем нанесения ближнему ударов руками и ногами. Схожих объединений много, различаются они в основном идеологическими, методическими и организационными нюансами - например, если отец-основатель(28) не мог поднять ногу выше колена, то удары ногами в корпус и голову объявлялись некошерными(29).
    7 - Киай - (яп., дословно - "гармонизация жизненной энергии"), обычно выглядит как крик "кия!" разной степени интенсивности и истеричности.
    8 - Сатори - (яп. "просветление"), состояние, близкое или приравненное к нирване(30).
    9 - Кикбоксер - см. "каратека".
    10 - Штука - условная единица количества, применимая к чему угодно.
    11 - Ката - (яп.), формальное упражнение, многократное повторение которого может помочь (или не помочь) в достижении сатори.
    12 - Тамешивари - (яп.) - разбивание твердых предметов. Иногда головой.
    13 - Уйцзицюань - условное название объединения последователей усредненного китайского будо. Насчёт совпадений см. выше.
    14 - Спарринг - более или менее свободное (в смысле, от правил) сравнение дистанций, пройденных участниками по пути достижения сатори.
    15 - Муай-таец - см. "каратека".
    16 - Эспандер - прибор для ускорения достижения сатори. Работа с ним может рассматриваться как разновидность ката.
    17 - Пауэрлифтер - последователь объединения, практикующего достижение сатори путем поднятия тяжестей. Не путать с лифтерами и грузчиками!
    18 - Центнер - достойный вес для достойного мужчины в самом расцвете сил. Также во множественном числе используется почему-то для зерновых (см. "центнеры с гектара").
    19 - Качалка - додзё для пауэрлифтеров.
    20 - Айкидок - см. киай, яп. "гармонизатор жизненной энергии". Последователь айкидо, объединения, практикующего достижение сатори путем совершения противоестественных вращений в суставах оппонента.
    21 - Уэсиба (яп.)- отец-основатель айкидо.
    22 - Ниндзя (яп.) - последователь объединения, практикующего достижение сатори путем скрытного совершения действий, описанных в пп. 6 и 20. По убеждению последователей остальных объединений, ниндзя не существуют.
    23 - Бесконтактное воздействие, бесконтакт - высшая ступень освоения программы множества объединений, непосредственно предшествующая достижению сатори. Деструктивное воздействие на оппонента без непосредственного соприкосновения. Например, если на вас наорал начальник или плюнул сосед в транспорте - это типичный бесконтакт, так же как травматика и огнестрел.
    24 - Шото-там карате (яп.) - официально исторически первое и, с точки зрения его последователей, единственно кошерное объединение каратек.
    25 - Стритфайт (англ. street fight - уличная драка), объединение, практикующее вместо достижения сатори достижение победы над некошерными оппонентами.
    26 - Беспонтовый - бесполезный, бессмысленный, некошерный.
    27 - Гайдзин (яп. чужак), здесь: некошерный последователь, которого проще и выгоднее учить махать ногами, чем объяснять смысл киай и сатори.
    28 - Отец-основатель - сенсей, прошедший один из путей (будо), поймавший свое сатори и пытающийся (пытавшийся) накормить им толпы страждущих последователей. Часто мифический персонаж.
    29 - Кошерный - а почему ви спгашиваете?
    30 - Нирвана (инд.), состояние, характерное для Будды и обычно недоступное не только гайдзинам, но и кошерным последователям.


19 мая, 2011

(*) оригинал, в приличном форматировании и с работающими гипертекстовыми ссылками - http://tikser.livejournal.com/158240.html


Рецензии