Встречи с музыкой. Сергей Слонимский

1. Два призвания

У Сергея Слонимского два призвания: теоретика и композитора. С одной стороны, он пишет умозрительную музыку, с другой – вдохновенные произведения.

Слонимский – композитор-теоретик, композитор-исследователь народной музыки.

2. Народная песня

Творчество Слонимского – это богатая кладовая русского мелоса.

В творчестве Слонимский выступает талантливым интерпретатором русской народной песни.

3. Природа

Слонимский – певец русского севера в музыке, как Николай Рубцов – в поэзии: они с умилением созерцают красоту природы, старинные церквушки, заливные луга, величественно стоящие леса.
Слонимский погружается в созерцание северной природы. Он, как мудрый старожил, любовно смотрит на каждую травинку, на каждую веточку, вслушивается в птичьи голоса.

4. Россия

Вместе с симфониями Слонимского мы погружаемся в глубокие, порой тяжёлые думы о судьбах нашего Отечества: балашовской древней Руси и солженицынской гибнущей России.

5. Стилистический язык

Сколь многолик стилистический язык Слонимского, столь же невнятна его музыка. Единственно, что определённо в ней, так это ирония по любому поводу!

Слонимский из озорства пишет примитивную «чебурашкинскую» балетную музыку: это страусовая поступь, чертёнок на ниточке и прочее.

6. Музыкальное родство

Слонимский –русский Вилла-Лобос, Вилла-Лобос – бразильский Слонимский: в основе их музыки лежит народная песня. Общность Слонимского и Вилла-Лобоса состоит в том, что русский и бразильский композиторы опираются на народные песни. Несходство их музыки такое же, как разница между озёрным мелководьем и океанскими глубинами!

Шостакович открывает для себя Малера, Слонимский – Брукнера. Шостакович – учитель Слонимского, Малер считает себя учеником Брукнера. Возникает своеобразный учительско-ученический квартет. Этот квартет символизирует также связь времён между Австрией в конце ХIХ и Россией в конце ХХ веков. Великие империи находятся накануне распада. Отсюда – трагический характер музыки этих корифеев симфонии!


Рецензии