Встречи с музыкой. Игорь Стравинский
У Игоря Стравинского бесчисленное множество ликов. Стравинский - это языческая Русь, весёлые скоморохи, писклявые дудочники, герой русской сказки, куклы ярмарочного театра, клоун в цирке, праздник лесных зверей, балетный Петрушка. Стравинский – это Золотой петушок Римского-Корсакова, пробуждающий по утру людей бодрым «кирики-кирикуку»!
2. Талант
Всевышний наделяет Стравинского талантом музыкального ремесленника.
Стравинский пишет добротно «сделанную» музыку.
Как музыкант, Стравинский «выжимает» из себя все соки, как интеллектуал добивается блестящих результатов в музыкальных произведениях.
Особенность таланта Стравинского заключается в том, что он выступает архитектором, инженером и строителем собственного храма музыки: каждую деталь композиции он рассчитывает с математической точностью.
Стравинский остро реагирует на посредственную музыку. Он непременно хочет быть оригинальным.
Стравинский – заядлый экспериментатор в области музыкального языка!
Желая быть экстравагантным, Стравинский скрещивает плагиат с экспериментом. В результате мы имеем «композитора тысячи стилей».
Развитый вкус Стравинского нетерпим к банальности в искусстве. Вот почему композитор ищет своеобразие и неповторимость в музыке.
Стравинский – один из величайших музыкальных мистификаторов XX столетия. Он тайком вынашивает замысел, чтобы удивить публику оригинальной музыкой.
Стравинскому ничего другого не остаётся, как с блеском демонстрировать свой заурядный композиторский талант.
Цирковые трюки акробата восхищают публику, чего не скажешь о композиторе-эквилибристе Стравинском, подверженном ярким творческим взлётам и досадным падениям.
Только тогда звучит живая музыка в произведениях Стравинского, когда он использует мелодии великих композиторов. Его же собственная музыка – искусственная, мертворождённая.
Стравинский делает всё мыслимое и немыслимое чтобы взойти на вершину музыкального Олимпа.
3. Стиль
Стравинский – двигатель прогресса в музыке.
Содержание музыки Стравинского во многом определяется миром народного, античного и европейского театров.
Стравинский – композитор-модельер собственной музыки.
Стравинский композитор – портной, умеющий шить костюмы любого фасона.
Стравинский – коллекционер музыкальных стилей.
Стравинский – парадоксалист, одним стилем опровергающий другой.
В музыкальной душе Стравинского заложен динамит, который взрываясь, выбрасывает на поверхность необычные произведения.
В создаваемой музыке композитора Стравинского интересует в первую очередь собственная персона и только затем – сама музыка.
Стравинский дикими, варварскими ритмами искажает русский фольклор в знаменитом балете «Весна священная». Претенциозный автор рвёт народную музыку на клочья!
Народные игры и хороводы Стравинский превращает в разбушевавшуюся языческую стихию. Здесь он неподражаем.
В балетах Стравинского неистовствует первобытное язычество, чем он приводит в шок рафинированную европейскую публику.
Неоклассическая музыка Стравинского является выражением психологии западного мещанина, живущего между двумя мировыми войнами. Нет, он не бедствует, не подвергается репрессиям, не гибнет на фронте, напротив, щеголяет в модном костюме с тросточкой в руке.
4. Истоки
Благодаря занятиям композицией с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, у Стравинского вырабатывается тонкое ощущение оркестра.
В искусстве вышивания оркестровых красок Стравинский подлинный мастер, поистине народный умелец!
Симфонизм Стравинского особый: миниатюрный, игрушечный, кукольный, сказочный – это музыка для детей, для коротышек. Стравинский мыслит образами сатирических сказок учителя Римского-Корсакова.
Стравинский развлекает публику музыкальными забавами и потехами, будто шут гороховый! Сочиняя музыку в разных стилях, он выглядит как ярмарочный лицедей. Всё это школа Римского-Корсакова!
Русский языческий экспрессионизм Стравинского возникает на почве музыкальных сказок Римского-Корсакова и Лядова – композиторов, обладающих колористически богатым оркестром.
5. Параллели
Стравинский – многослоен: энергию и силу берёт от Мусоргского, волю и экспрессию – от Скрябина, – Рассудок и логику от Чайковского, русский колорит – от Римского-Корсакова.
В музыке существует родственная близость: Стравинский – духовный сын Римского-Корсакова, тогда как Свиридов – Мусоргского.
Музыка Стравинского градом оркестровых красок обрушивается на головы европейских меломанов в период, когда Сергей Дягилев ставит на парижской сцене три балета русского композитора. Ими восхищается даже такой изысканный французский импрессионист, как Дебюсси.
Сатирическая «История солдата» Стравинского имеет литературный аналог – «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. И опера, и роман– продукты Первой мировой войны.
Стравинский и Владимир Набоков на Западе, Шостакович и Иосиф Бродский в России достигают небывалых вершин образно-ассоциативного мышления. Они виртуозно владеют техникой переработки различных стилей в нечто своё, только им присущее. Этим объясняется, что их произведения часто имеют двойное дно: под верхним пластом лежит нижний.
В шутовской музыке преуспевают Стравинский, Хиндемит, Шостакович (заметим: двое из них – композиторы польского происхождения!)
Свидетельство о публикации №216122900456