Встречи с музыкой. Игорь Стравинский

1. Множество ликов

У Игоря Стравинского бесчисленное множество ликов. Стравинский - это языческая Русь, весёлые скоморохи, писклявые дудочники, герой русской сказки, куклы ярмарочного театра, клоун в цирке, праздник лесных зверей, балетный Петрушка. Стравинский – это Золотой петушок Римского-Корсакова, пробуждающий по утру людей бодрым «кирики-кирикуку»!
 
2. Талант

Всевышний наделяет Стравинского талантом музыкального ремесленника.

Стравинский пишет добротно «сделанную» музыку.

Как музыкант, Стравинский «выжимает» из себя все соки, как интеллектуал добивается блестящих результатов в музыкальных произведениях.

Особенность таланта Стравинского заключается в том, что он выступает архитектором, инженером и строителем собственного храма музыки: каждую деталь композиции он рассчитывает с математической точностью.

Стравинский остро реагирует на посредственную музыку. Он непременно хочет быть оригинальным.

Стравинский – заядлый экспериментатор в области музыкального языка!

Желая быть экстравагантным, Стравинский скрещивает плагиат с экспериментом. В результате мы имеем «композитора тысячи стилей».
 
Развитый вкус Стравинского нетерпим к банальности в искусстве. Вот почему композитор ищет своеобразие и неповторимость в музыке.

Стравинский – один из величайших музыкальных мистификаторов XX столетия. Он тайком вынашивает замысел, чтобы удивить публику оригинальной музыкой.

Стравинскому ничего другого не остаётся, как с блеском демонстрировать свой заурядный композиторский талант.

Цирковые трюки акробата восхищают публику, чего не скажешь о композиторе-эквилибристе Стравинском, подверженном ярким творческим взлётам и досадным падениям.

Только тогда звучит живая музыка в произведениях Стравинского, когда он использует мелодии великих композиторов. Его же собственная музыка – искусственная, мертворождённая.

Стравинский делает всё мыслимое и немыслимое чтобы взойти на вершину музыкального Олимпа.

3. Стиль

Стравинский – двигатель прогресса в музыке.

Содержание музыки Стравинского во многом определяется миром народного, античного и европейского театров.

Стравинский – композитор-модельер собственной музыки.

Стравинский композитор – портной, умеющий шить костюмы любого фасона.

Стравинский – коллекционер музыкальных стилей.

Стравинский – парадоксалист, одним стилем опровергающий другой.

В музыкальной душе Стравинского заложен динамит, который взрываясь, выбрасывает на поверхность необычные произведения.

В создаваемой музыке композитора Стравинского интересует в первую очередь собственная персона и только затем – сама музыка.

Стравинский дикими, варварскими ритмами искажает русский фольклор в знаменитом балете «Весна священная». Претенциозный автор рвёт народную музыку на клочья!

Народные игры и хороводы Стравинский превращает в разбушевавшуюся языческую стихию. Здесь он неподражаем.

В балетах Стравинского неистовствует первобытное язычество, чем он приводит в шок рафинированную европейскую публику.

Неоклассическая музыка Стравинского является выражением психологии западного мещанина, живущего между двумя мировыми войнами. Нет, он не бедствует, не подвергается репрессиям, не гибнет на фронте, напротив, щеголяет в модном костюме с тросточкой в руке.

4. Истоки

Благодаря занятиям композицией с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, у Стравинского вырабатывается тонкое ощущение оркестра.

В искусстве вышивания оркестровых красок Стравинский подлинный мастер, поистине народный умелец!

Симфонизм Стравинского особый: миниатюрный, игрушечный, кукольный, сказочный – это музыка для детей, для коротышек. Стравинский мыслит образами сатирических сказок учителя Римского-Корсакова.

Стравинский развлекает публику музыкальными забавами и потехами, будто шут гороховый! Сочиняя музыку в разных стилях, он выглядит как ярмарочный лицедей. Всё это школа Римского-Корсакова!

Русский языческий экспрессионизм Стравинского возникает на почве музыкальных сказок Римского-Корсакова и Лядова – композиторов, обладающих колористически богатым оркестром.

5. Параллели

Стравинский – многослоен: энергию и силу берёт от Мусоргского, волю и экспрессию – от Скрябина, – Рассудок и логику от Чайковского, русский колорит – от Римского-Корсакова.

В музыке существует родственная близость: Стравинский – духовный сын Римского-Корсакова, тогда как Свиридов – Мусоргского.

Музыка Стравинского градом оркестровых красок обрушивается на головы европейских меломанов в период, когда Сергей Дягилев ставит на парижской сцене три балета русского композитора. Ими восхищается даже такой изысканный французский импрессионист, как Дебюсси.

Сатирическая «История солдата» Стравинского имеет литературный аналог – «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. И опера, и роман– продукты Первой мировой войны.

Стравинский и Владимир Набоков на Западе, Шостакович и Иосиф Бродский в России достигают небывалых вершин образно-ассоциативного мышления. Они виртуозно владеют техникой переработки различных стилей в нечто своё, только им присущее. Этим объясняется, что их произведения часто имеют двойное дно: под верхним пластом лежит нижний.

В шутовской музыке преуспевают Стравинский, Хиндемит, Шостакович (заметим: двое из них – композиторы польского происхождения!)


Рецензии