28. Комсомольская юность

28. Комсомольская юность

     В седьмом классе девочкам уже исполнилось по четырнадцать лет, кроме Люси. И это был возраст, с которого молодого человека принимали в ряды комсомола (комсомол - сокращённо от "комсомольского союза молодёжи"). Полное наименование  - ВЛКСМ, или Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. Он был создан в 1918 году, 29 октября, сначала был РКСМ – российский коммунистический союз молодёжи. Потом он получил имя Владимира Ильича Ленина в 1924, когда вождь пролетариата умер, - РЛКСМ (Российский ленинский коммунистический союз молодёжи). В 1922 году был образован Советский Союз, и в 1926 году РЛКСМ был преобразован в ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи). Комсомольцы были помощниками Коммунистической партии и её резервом. И быть комсомольцем, по уставу, можно было с четырнадцати до двадцати восьми лет.

     Члены комсомола активно участвовали в жизни страны, во всех грандиозных делах – помогали преодолевать безграмотность, строили Байкало-Амурскую Магистраль (БАМ), осваивали целину, боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны. Организация была награждена не один раз высокими правительственными наградами: в 1928 году – Орденом Красного Знамени за заслуги в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. В 1931 – Орденом Трудового Красного Знамени за успехи в труде, в 1945, 1948, 1956 – Орденами Ленина за заслуги в годы Великой Отечественной войны, в связи с тридцатилетием ВЛКСМ, за освоение целинных и залежных земель. В 1968 – Орденом Октябрьской Революции в связи с пятидесятилетием ВЛКСМ.

     В 1991 году, с распадом Советской власти и развалом СССР, на двадцать втором чрезвычайном съезде было объявлено, что ВЛКСМ выполнил свою историческую роль, и поэтому организация распускается. Двадцать два делегата - "Коммунистическая инициатива" - осудили решение о самороспуске и в знак протеста покинули съезд во главе с Игорем Маляровым. Они создали оргкомитет по возрождению ВЛКСМ. В 1992 году провели двадцать третий восстановительный съезд комсомола. Присутствовали сто один делегат из шести союзных республик. Это был первый возрождённый ВЛКСМ на территории бывшего Советского Союза. В 2015 году был зарегистрирован ВЛКСМ – Всероссийский ленинский коммунистический союз молодёжи.

     Всей дальнейшей истории ВЛКСМ после 1956 года девочки не знали, но пять орденов выучили наизусть так же, как и его устав. Стать и быть комсомольцем для юноши и девушки была в те годы высокая честь. И все пионеры хотели вступить в ряды комсомола. Лиза очень волновалась, когда на собрании класса решали, достойна ли она быть комсомольцем или нет. Ленивым девочкам пришлось выслушать немало горьких слов от членов учкома, который она возглавляла в школе. И, конечно, они затаили на Лизу обиду, хотя она не была виновата в их лени. И при голосовании семь человек проголосовали против Лизы. Но большинство поддержали её, и документы отправили в Горком комсомола.

     Ещё больше Лиза волновалась, когда её и ещё несколько девочек из их школы пригласили на заседание горкома комсомола. Она уже заранее знала, что там спрашивают что-нибудь из устава или о политических событиях в стране и в мире. Наконец, Лизу пригласили в кабинет, попросили рассказать о себе. Потом кто-то спросил, сколько союзных республик входит в Советский Союз. Лиза ответила: «Пятнадцать» - «Хорошо, - поддержали её. - Назови их». Лиза назвала три прибалтийские республики (Эстонскую, Латвийскую и Литовскую), три закавказские (Армянскую, Азербайджанскую и Грузинскую), Казахстанскую, Туркменскую, Таджикскую, Узбекскую и Киргизскую, Молдавскую, Украинскую и Белорусскую – всё. Ей сказали: «Это четырнадцать, а какая пятнадцатая?» Лиза растерялась. Члены горкома улыбались. «А в какой ты живёшь республике?» - «В Российской» - «Вот её ты и не назвала».

     «Хорошо. А знаешь ли ты столицы республик?» - «Знаю, но ещё путаю столицы азиатских республик. Я их подучу». Своим откровением Лиза расположила к себе членов горкома. Секретарь горкома сказал: «Что, товарищи, поверим Лизе, что она твёрдо будет знать столицы всех республик, и вручим ей комсомольский билет». Все улыбались доброжелательно. Ей вручили комсомольский билет и поздравили, велели достойно носить имя комсомольца. На стене Лиза прочитала лозунг: «Если тебе комсомолец имя – имя крепи делами своими!»

     Радостная, Лиза выскочила из кабинета в коридор. Её обступили девочки: «Что спрашивали?» - «Союзные республики и их столицы» - «Ты ответила?» - «Сказала честно, что столицы азиатских твёрдо не знаю, велели выучить и знать твёрдо» - «Ругали?» - «Нет, не ругали». Девочка, с тоненькими косичками, произнесла: «Ой, девочки, говорят, спрашивают про восстание Спартака. А я в истории бум-бум» - «Девочки, - сказала уже со знанием дела Лиза. – Если не знаете, честно признайтесь, что не знаете. Ругать не будут. А честность оценят. Они же вручают билеты. Главное, что вы прошли у себя собрания в школе и комитете комсомола». Другая девочка-блондинка, с короткой стрижкой, ответила: "Ира, запомни, - восстание Спартака было в первом веке до нашей эры в Римской империи на территории Италии". Но Лиза не слышала этого, потому что уже ушла.


     Всем девочкам были вручены комсомольские билеты, и они несказанно этому радовались. Дома Анна Павловна испекла любимый Лизин пирог с яблоками в честь этого важного события. Пили чай и радовались. Лиза рассказала, как она забыла назвать свою республику и боялась напутать столицы азиатских республик. Алик сказал: «Такую неподготовленную и приняли. Надо было воздержаться» - «Не вредничай», - перебила его Лиза. «Небось, не знаешь, когда было восстание Спартака?» - «Не знаю» - «Вот я и говорю, что ты политически не подготовленный субъект. Поторопились оказать тебе доверие» - «Алик, а почему ты не комсомолец?» - «Я? Комсомолец» - «Как? А почему я не знаю?» - «Лиза, ты во многих вопросах совершенно не осведомлена. Вот я и говорю, что попала в комсомол ты по ошибке – случайно». На глазах Лизы появились слёзы. Анна Павловна строго сказала Алику: «Прекрати, Алик» - «А я и не знал, что у нас тут все такие нервные», - произнёс брат и ушёл.

     Чтобы успокоить дочку, Анна Павловна стала ей рассказывать, как она вместе с одноклассниками помогала стране бороться с безграмотностью. Они ходили по домам и учили взрослых людей читать и писать. Некоторые не верили в то, что могут этому научиться, бегали от них, скрывались у соседей. Но их настойчивость помогла им преодолеть страх и неуверенность. Когда научились читать, встречали их как самых дорогих людей. «Мама, неужели были взрослые люди, которые не умели читать?» Лиза едва верила этому. Потом Анна Павловна вспомнила, как они были "синеблузницами" и выступали с концертами на лесопильном заводе. Она показала фотографию, на которой была изображена она, совсем молодая, и другие девушки в одной форме – в одинаковых блузах. У Анны Павловны был красивый голос – колоратурное сопрано, ей прочили карьеру большой певицы. Но жизнь распорядилась по-другому. Стали певицами её внучки.

     Алик вернулся и сказал: "Лиза, вот тебе книга, в которой написаны столицы всех союзных республик" - "Спасибо. Я и без твоей помощи нашла бы" - "Ладно, не сердись. Я не хотел тебя обидеть. Извини" - "Не извиняю, потому что ты вредный" -
"Я не вредный, а справедливый" - "Обещай, что не будешь вредничать" - "Елизавета, почему ты не любишь правду?" - "Опять начал?" - "Давай лучше маму проверим, знает ли она столицы союзных республик" - "Мне эта идея не нравится. Давай я лучше тебя проверю, знаешь ли ты их" - "Ну хорошо, проверяй!"

    "Я называю республику, ты столицу" - "Да я понял" - "Грузинская?" - "Тбилиси" - "Таджикская?" - "Душанбе" - "Правильно, Туркменская?" - "Ашхабад" - "Верно. Как это ты их запомнил? Я их всё время путаю" - "Вот смотри, в словах "Туркменская" и "Душанбе" есть буква "у", значит, Душанбе не столица Туркмении, а столица Таджикистана. Поняла. Хорошо. Продолжим. Узбекская?" - "Ташкент" - "Здорово. А это как запомнить?" - "Так точно также. Смотри: В словах "Узбекская" и "Фрунзе" есть "у", значит, Фрунзе столица Киргизии, там нет "у" - "Как это ты придумал?" - "Это называется наблюдательностью, Лиза" - "Алик, я ещё путаю Ташкент и Ашхабад. Как запомнить их?" - "А это вообще очень просто" - "Как?" - "Туркменская и Ашхабад по первым буквам образуют слог "та", а Узбекская и Ташкент - слог "ут". Поняла?" - "Давай потренируемся" - "Ну уж нет, поучи сначала, а завтра я тебя проверю" - "Ладно, - согласилась Лиза. - И спасибо тебе большое. Ты мне очень помог". Алик ушёл, он куда-то торопился. "Так, - сказала Лиза, "та" - Таджикская - Ашхабад, "ут" - Узбекская - Ташкент, Киргизская - Душанбе, Туркменская - Фрунзе. Проверим. Господи, всё не так". Лиза запуталась окончательно. "Туркменская - Ашхабад - "туркаш", Таджикская - Душанбе - "тадждуш", Узбекская - Ташкент -"узбекташ", Киргизская - Фрунзе "киргизфру". Кое-как Лиза выучила столицы и на следующий день блестяще отвечала на вопросы брата. "Вот теперь ты настоящая молодец!" - похвалил он сестру.

     Но Алик задал Лизе новый очень трудный вопрос: "Назови, кто придумал комсомол?" - "Наверное, Ленин" - "Нет, Лазарь Абрамович Шацкин. Он был секретарём ЦК комсомола. Но 1937 году был расстрелян" - "Я этому не верю" - "Веришь - не веришь, от тебя мало, что зависит. В эти годы пострадали почти все первые руководители комсомола. А ему было всего тридцать пять лет" - "Такой молодой" - "Он был в оппозиции к Сталину, обвинял в своих статьях "молчаливое большинство", которое трусливо голосует за всё, что им говорят" - "Это что всё Сталин сделал?" - "Я думаю, что с его подачи. А исполнителей, готовых ради своей карьеры совершить любое преступление, было очень много". Лиза была очень неопытная. Она удивлялась, как много знает Алик. Борьба за место под солнцем, борьба за власть сопровождалась всегда невинными жертвами. По доносам карьеристов и завистников погибло много невинных людей.
 

     Подруги Лизы Неля и Леля тоже были комсомолками. Одна Люся не вступила в комсомол, ей только летом исполнялось четырнадцать лет. Она завидовала подругам, которые с гордостью носили комсомольские значки, на котором на фоне красного знамени был изображён профиль Владимира Ильича Ленина, вождя революции, и внизу написано «ВЛКСМ». «Ничего, не переживай, - успокаивала её Лиза, - пойдёшь в восьмой класс, и в новой школе станешь комсомолкой» - «А там меня никто не будет знать» - «Ну и что?! Расскажешь о своих спортивных наградах, и тебя сразу примут» - «А что надо биографию рассказывать?!» – «А что тебе рассказывать нечего?» - «Нечего», - ответила Люся. «Люся, - засмеялась Лиза. - Полчаса потребуется, чтобы только перечислить все твои спортивные награды» - «Ну если спортивные награды можно назвать…» - «Не можно, а нужно» - «Ладно. Успокоила».

     В этом же году Анна Павловна вступила в члены Коммунистической партии, стала коммунисткой. Она тоже, как Лиза, гордилась тем, что была удостоена этой высокой чести. В это время она работала в министерстве государственного контроля ревизором, ездила по республике, проверяла деятельность разных предприятий. Она говорила, что по поведению людей чувствовала, что что-то они скрывают, а доискаться до нарушений по документам было трудно – документы все были в порядке. Расхитителей государственной собственности тогда было много. И борьба с ними велась большая. Нарушения все фиксировались. По самым злостным возбуждались уголовные дела.

     Уже в девятом классе Лизу выбрали в комитет комсомола школы, и она вела работу с комсомольцами, организовывала разные интересные дела, проводила конкурсы художественной самодеятельности  - чтецов, певцов, танцоров, соревновались классы между собой. Лизе нравился секретарь комсомола школы Виктор. Юноша не отличался красотой: широкий приплюснутый нос и узкий разрез глаз. Волосы были чёрные, а глаза серые. Он умел нравиться девочкам своей энергичностью и вежливостью, исключительной положительностью.

     Девочки чуть-чуть вздыхали  по своему секретарю. А ему нравилась Роза, девочка из параллельного класса, девушка с длинными черными толстыми косами. В глазах её цвели васильки. Но Виктору она не отвечала взаимностью. Так часто бывает. У неё не ладилось с математикой, поэтому она получала много «двоек». А поскольку она была комсомолкой, Виктор её всё время вызывал на частную беседу по поводу неуспеваемости. Роза смотрела на него своими глазами-васильками, и сердце его млело от какой-то непонятной радости. Он терялся и не знал, что девушке сказать. Она видела его растерянность и говорила: «Ладно, Витя. Так, я пойду?» - «Подожди», - спохватывался он. «Ну что сидеть, говори тогда что-нибудь, прорабатывай». Наконец, он придумал предложить ей свои услуги: «Роза, давай я тебя подтяну по математике» - «Как?» - «После уроков я буду тебе помогать делать домашнее задание» - «Мама не разрешит мне оставаться в школе после уроков», - сказала Роза. «Хочешь, я поговорю с твоей мамой?» - «Это будет ещё хуже. Ладно, давай. Только с завтрашнего дня. А сегодня я сама поговорю с мамой».

     На следующий день Роза не осталась после уроков и не предупредила Виктора, что мама запретила ей с ним общаться. Юноша рассердился. Вот обманщица! И он отправился домой к Розе. Дверь открыла женщина среднего роста, очень похожая на Розу. «Я Виктор. Здравствуйте» - «Здравствуй, Виктор. Проходи» - «Я хотел бы поговорить с вами о Розе. Я секретарь комсомола школы и хотел бы помочь ей по математике» - «Она мне что-то говорила. Но я ей категорически запретила оставаться после уроков в школе» - «Почему?», - спросил юноша. «У меня на этот счёт есть свои причины и соображения» - «Я понимаю вашу осторожность и беспокойство, но я позабочусь о Розе, чтобы всё было в порядке» - «Если вы действительно хотите помочь ей, приходите к нам домой заниматься с нею. Будете у меня на глазах» - «Хорошо», - согласился он.

     После уроков Виктор подошёл к девушке и сказал, что придёт к ней домой в семнадцать часов, чтобы позаниматься. Роза кивнула головой. Но, когда он пришёл на занятие, её дома не оказалось. Мама отправила дочку к тётке отнести кусочек только что испечённого пирога. Юноша стал ждать, но Роза не шла. Тогда он извинился и покинул негостеприимный дом. Больше он не пытался ей помочь.

     А после школы он узнал, что Роза доверилась не очень порядочному парню, согрешила с ним и попала в интересное положение. Тот от неё отказался. В институте, где они учились, устроили разбирательство, осудили его за плохое поведение и выгнали из института. А Роза родила близнецов – двух мальчиков – и стала одна растить сыновей. Виктор искренне жалел девушку, но он был отвергнут этой семьёй, поэтому забыл о ней думать. Он понял одно, что излишний контроль над человеком и полное недоверие ему оборачивается внутренним протестом и приводит к нежелательным последствиям.

     В школе Виктор возглавлял туристические походы по местам боевой славы, организовывал во время походов концерты. Сам играл на гитаре и хорошо пел. На первом курсе университета влюбился в красавицу, учившуюся на историческом факультете, как и он, но курсом старше. Но и эта любовь не принесла ему радости. Красавица не отталкивала его, но и не приближала к себе, держала на расстоянии, на верёвочке, как запасной вариант. Вот тогда-то он и познал всю горечь безумной любви и начал выпивать. «Но кто из студентов не выпивал?!» - спросит любой бывалый студент, прошедший сквозь огонь, воду и медные трубы. Но у Виктора  выпивки привели к трагедии. Постепенно, не предвидя последствий от злоупотребления выпивкой, он стал меняться.

     Достигнув в своей карьере высокого положения, став главным редактором ведущей городской газеты, руководитель стал вдруг по неделям не являться на работу. И был понижен в должности. Жена била в колокола, звала на помощь друзей, но болезнь была слишком запущена. Она дала ему согласие уехать вместе с ним на Север, он выписался из квартиры, уехал в Мурманск, ждал, что она приедет к нему. Но жена не сдержала слово. И там Виктор сгинул. Через милицию она разыскивала его, но так его и не нашли. Потом стало известно, что у него была ещё одна страсть – игра в карты. Он проигрывал огромные суммы и не мог остановиться. Жена предположила, что за долги могли с ним жестоко рассчитаться.

     Единственный сын их вырос и стал потомственным офицером – в дедушек, потому что Виктор и его жена гордились тем, что родились и выросли в офицерских семьях.

     Лиза очень жалела его, потому что он был хорошим товарищем, добрым и отзывчивым. В вузе Виктор возглавлял работу трудовых отрядов и отряда по поиску погибших в войне солдат. За свою жизнь он успел как комсомолец сделать много хороших полезных дел.

     В комитет комсомола школы выбрали и Люсю. Она отвечала за спортивный сектор: организовывала разные спортивные соревнования: по лыжам, по шахматам, по лёгкой атлетике. Люся после работы в комитете комсомола стала более смелой. Общественная работа очень изменила её. Она тоже находилась под обаянием Виктора.  И вместе с Лизой они заинтересовано обсуждали все его успехи, восхищались им и тайно вздыхали. Люся часто выступала с гимнастическими номерами на школьных концертах. Мальчики старших классов в неё влюблялись, потому что она была очаровательной девушкой.

     Но влюбится она в молодого человека, инженера, который будет работать с её папой. Такой же тихий и застенчивый, какой она была раньше. Он её продолжение. Они были одинаковые, как одно дыхание. И, познакомившись, почти сразу поженятся. Люся только-только закончит школу. И любовь эта будет одна и на всю жизнь, как у её мамы. И родит она тоже троих детей. И, как мама, будет жить ради них, пожертвовав для семьи своей спортивной карьерой.

     Лиза станет преподавателем английского языка, выйдет замуж за профсоюзного деятеля, родит двоих детей – двух девочек, дети получат прекрасное воспитание и образование. Неля замуж не выйдет, будет жить с мамой и работать. Её мечта – быть знаменитой – исполнится. Она будет преподавать экономику в Доме политического просвещения, добьётся на поприще лекторской работы больших успехов. И её портрет будет постоянно висеть на Доске почёта.

     У всех героев разные судьбы, но все они были комсомольцами и, значит, хорошими людьми.               
               
    

    

      


Рецензии