Z-мир. 20. Система 1 из 2

Система (для нас, в нашем сознании, как ее понимаем мы) есть логическая конструкция вещи (то есть МОДЕЛЬ предмета или явления В СЕБЕ), рассматриваемая как множество ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ элементов и обладающая качеством, отсутствующим у самих элементов. Набор главных сущностных характеристик системы составляют ее КОНСТИТУЦИЮ.

Если человек не производит нового знания, ему нет нужды вникать в суть явления система. Но если человек намерен создавать нечто принципиально новое, то успех такого намерения в высшей степени зависит от понимания этого явления, ибо, создавая новое, человек, прежде всего, создает новую систему. (Кстати, перед нами тоже стоит задача: создать новую, самую эффективную, СИСТЕМУ мышления!)

Отметим одно важное обстоятельство: система (к которым относится и любое определение любого термина, в частности, истины вообще) есть явление субъективное – для одного и того же прообраза (вещи в себе) различные субъекты строят различные системы. Почти одинаково люди воспринимают лишь элементарные свойства и отношения – цвет, вкус, запах, количество и т.п.

Самое большое расхождение в содержании, вкладываемом разными людьми в какое-то понятие, наблюдается в отношении терминов, обозначающих абстрактные модели сложных явлений (вещей в себе) – таких, например, как социально-экономический строй, доброта, система, человек, родина… Отсюда следует важный вывод: у каждого человека своя истина, объективной истины не существует (или существует условно). Однако задача людей – стремиться к тому, чтобы их субъективные истины совпадали, особенно в отношении базовых явлений: это залог взаимопонимания, следовательно, и полноценного сотрудничества.

В обществе разумных людей нет никакого смысла в спорах и необходимости убеждения. Например, я излагаю читателю свою точку зрения, не требуя, чтобы он относился к ней как к истине в последней инстанции; но мне, конечно же, будет приятно, если мы найдем взаимопонимание. Но читатель, разумеется, вправе остаться и при своем мнении, и всякое давление с моей стороны было бы бессмысленным и не совсем этичным. В принципе, это я должен задаться вопросами: ясно ли и правильно ли я изложил свою мысль? нужна ли моя истина собеседнику? Ведь убежденность в истинности утверждения приходит не под внешним давлением, а по внутреннему решению своего центра сомнения и в согласии со своим критерием истины.

Согласно полносистемному подходу (что в мире ВСЁ взимосвязано), за пределами сознания существует лишь одна вещь: все сущее в мире в целом, объективная сверхсистема. Природа не делит самою себя на вещи; это наше сознание разбивает целое – объективную сверхсистему – на части. Но разбивает не кое-как. Так, например, нет такой вещи, которая состояла бы из полсобаки и ползвезды (разве что в нашей преднамеренной фантазии).

Оказывается, все сущее в мире – и в первую очередь его базовая материальная составляющая – обладает свойством неравномерности. Например, если бы цвет горы и цвет неба были бы равномерно одинаковыми, наш глаз (следовательно и наше сознание) не смог бы выделить (на основании только контурного различия) вещь «гора». В действительности же на границе между горой и небом и освещенность, и цвет резко меняются; вот это контрастное изменение (неравномерность) и дает повод нашему сознанию для разделения единой вещи гора-небо на две отдельные вещи.

Однако такое разделение единого целого на вещи не только субъективно (другой субъект разделит единое целое на составные части уже по-своему), но и всегда сопряжено с натяжкой, с условностью, с неточностью и почти всегда с большой ошибкой. И вот о последнем обстоятельстве мыслителю-системнику следует всегда помнить.

Возьмем для примера вещь дерево. Природа сама по себе не выделяет дерево; в природе живое дерево неразрывно связано со всей природой – с ближней природой больше, с дальней – меньше. "Вырезая" из всей природы дерево, мы наделяем его жесткими пространственными границами и своими элементами, абстрагируясь от разорванных внешних связей. Но БЕЗ этих связей дерево становится куцым, нежизнеспособным. Если мы рассматриваем дерево как топливо или как строительный материал, то такая модель дерева, такая система не грозит нам никакими бедами в будущем. Но если эту куцую модель дерева начнет использовать в своих решениях эколог, то его выводы могут оказаться столь неверными, что при внедрении могут привести к гибели всего живого на Земле.

Вывод: выделяя какую-то часть сверхсистемы в вещь (в подсистему), следует иметь в виду, что в действительности за пределами вещи осталось еще много ЕЕ элементов, зачастую весьма значимых. Например: изучая какого-либо конкретного человека, нужно учитывать и ЕГО окружение. Окружение человека – это неотъемлемая часть человека!.. (Из этого, в частности, следует, что изобретатель с системным мышлением значительно могущественнее изобретателя с мышлением традиционным: первый, изобретая какое-то устройство, видит и этический, и социальный, и экономический аспекты своего труда и его результата; второй об этом просто не думает).

За редчайшим исключением каждая вещь в нашем сознании есть система каких-то свойств. Особый интерес представляют базовые вещи, не являющиеся системами (их можно принять за вырожденные системы). Так, в элементарной математике такими вещами являются точка, ноль, единица, отношение; в физике – материя, свойство, отношение. В сознании такими вещами являются ощущения и потребности: "хочу!"; в мышлении – вещь, система, элемент, отношение. И математику, и физику, и само мышление мы изучаем с помощью мышления; поэтому тот факт, что во всех трех областях встречается такая элементарная вещь, как отношение, говорит о том, что оно является сердцевиной мышления (и информации). Это отношение ко всему миру и порождает все прочие элементарные понятия. Таким образом, сознание есть мир отношений между сознанием и миром, между нашим Я и всем миром (включая в него и наше сознание, и наше Я; и опять экстраординарное множество!).

Природное, естественное сознание человека не наделено элементарными понятиями. Оперирование же только натуральными образами не позволяет увидеть истинную логику во взаимоотношениях между вещами. И неорганизованным сознанием нельзя навести порядок в неорганизованном сознании. Поэтому тому, кто хочет овладеть мощным мышлением, нужно как можно быстрее выйти на четкие элементарные понятия и начать "танцевать" от них.

По-видимому, существуют только две (причем, почти со взаимооднозначным соответствием) сверхсистемы: 1) все сущее в мире (вместе с сознанием) и 2) отражение всего сущего в мире в нашем сознании (первая сверхсистема несколько богаче).

Сжатая (наиболее обобщенная, концентрированная) иерархия всех систем (по их месту в процессе реализации обобщенной цели человека) выглядит так:

0) окружающая природа (она классифицирована весьма обстоятельно, что видно из каталога крупнейших библиотек и классификации изобретений, но я приблизил бы эту классификацию к нижеследующим семи пунктам);
1) сырье (и материальное, и информационное – т.е. исходная, в том числе фактологическая информация);
2) потребительские системы (и материальные, и информационные продукты потребления);
3) средства производства (и материальные, и информационные);
4) сознание (отражающее и материальную, и информационную сферы);
5) логика (и "в себе" – естественная логика, и логика как наука);
6) теория изобретательства, создание новой информации;
7) сверхлогика (логика системности).

Вполне возможно, что существуют надсистемы и к сверхлогике, но это тема для особо "тонкого" разговора.

/Окончание следует/


Рецензии
это тема для особо "тонкого" разговора... Поговорим.
С наступающим вас Виктор и Соня, не високосным, и слава Богу! Будем живы и здоровы.

Любовь Рунова   30.12.2016 03:11     Заявить о нарушении
Спасбо, Люба! Будем живы - не помрем!

Виктор Сорокин   30.12.2016 12:21   Заявить о нарушении