Деревенский алфавит. Буква Д - Дор

От Ачкасова к деревне Дор ведет новенькая дорога - та самая, которую Даниловское сельское поселение строило в 2013 году и расплачивалось до февраля 2015-го. Мы радовались - доберемся без проблем. Но не тут-то было! Как только въехали на эту дорогу - водительское сердце начало страдать за машину: полотно состоит из довольно крупных камней, которые располагаются как-то сами по себе, не укатаны, не связаны, бьют по днищу машины с жутким скрежетом. Пришлось ползти со скоростью 15 км в час. Позже деревенские рассказали, что по новой дороге к ним мало кто ездит - машины берегут. А главное - у деревни очень сложно развернуться - разворотного пятачка нет, дорога упирается в топкую непроезжую деревенскую улицу.

Одиннадцать Доров

Места вокруг красивейшие! Мерно течет, петляя, Ухра, дорога пытается вторить ее затейливым изгибам. Воздух хоть ложкой ешь - черемуха в цвету благоухает, разнотравье не тронуто, желтеет одуванчиками и сурепкой.
В деревне нас встречают две приятельницы, самые старшие жительницы - Татьяна Александровна Новикова и Римма Федоровна Виноградова. Начинаем неспешную беседу за чаем с потрясающе вкусными пирогами, Татьяна Александровна признается - специально для корреспондентов испекла. Спасибо, Татьяна Александровна!
Об истории самой деревеньки и ее названия мало что удается узнать - Дор и Дор. Говорят, кто-то находил в Интернете информацию - якобы Дор существует с 1736 года. Татьяна Александровна помнит, что раньше в деревне стоял большой барский дом. Потом его перевезли в Спас - сделали больницу, пристроив только кухню.
Значение слова «дор» по словарю Даля - роспашь, росчисть, расчистка, починок, чащоба, подсека, кулига, драки, пожога. Но мне больше понравилось толкование словечка, которое я встретила в рассказе Ю. И. Коваля «Чистый дор». Вот диалог деревенской бабули и писателя о том, что такое дор:
- А дор - это вот он весь, дор-то. Все, что вокруг деревни, - это все и есть дор.
 Я  глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем - лес.
- Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.
- Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это все дор, а уж там, где елочки, - это все бор.
 Так я и понял, что дор - это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали. Дергали, дергали - получился дор (Ю. Коваль).
Кстати, название это весьма распространенное. Только в Ярославской области деревень с названием Дор - 11. А в соседней Вологодской вообще 25!

Охотник с одной рукой и пчелы судьбы

Но вернемся к нашим собеседницам. Обе они живут в Доре много лет, но родом не отсюда.
Татьяна Новикова родилась в Герасимове, эта деревня в Шаготской стороне существует и ныне. В Дор она попала в детстве.
- Отец с войны пришел инвалидом - с одной рукой, - рассказывает Татьяна Александровна. - Всю жизнь был охотником, стрелял, прикладывая ружье к плечу. Пушнину сдавал в Данилове, за нее отоваривали хорошо, мы не голодали. Мама трудилась в колхозе.
Потом произошла обычная для того времени история - отца стали заставлять вступить в колхоз. Мол, с одной рукой можешь пасти скот. А для него это была тоска - «собака на цепи да пастух в поле - невольники». Не вступил. Тогда семье отрезали землю - лишили огорода. Из деревни пришлось уехать - в Дор. Потом семья еще помыкалась по разным деревням, а в 1961-м оказалась в Доре уже навсегда. Татьяна Александровна вышла замуж, молодая семья обзавелась своим хозяйством. После смерти отца она забрала маму к себе, старушка 13 лет сидела у нее на кровати, неходячая была - в голодные послевоенные годы раскрывала соломенную крышу, чтоб накормить этой соломой скот, да провалилась, зашибла ноги…
У самой Татьяны Александровны сын, который с семьей живет здесь же, в Доре, и три дочери - в Данилове. 
Римма Федоровна говорит, что она «вообще-то городская, ярославская». Свекровь ее жила в деревне Малахово, и она с мужем ездила помогать ей - косить, копать…
- Однажды к нам прилетела семья пчел, - вспоминает Римма Федоровна. - И так мужу захотелось этими пчелами заниматься!
И он начал заниматься, все больше привязываясь к деревне. В 1968-м семья купила в Павлицеве домик, перевезла его в Дор. Римма Федоровна работала на моторном заводе в Ярославле, в выходные торопилась в деревню.
- А как ездили! - восклицает женщина. - Это сейчас едем как господа, а тогда народу было много, автобусы маленькие, дорога от Ярославля как стиральная доска - два с половиной часа тряслись.
В 50 лет Римма Федоровна по горячей сетке вышла на пенсию, приехала в Дор, «да так и сижу здесь уже 28 лет». Кстати, до сей поры у женщины жили пчелки. Вот только нынешней зимой мор по ним прошел…

А был колхоз-миллионер

Наши собеседницы рассказали, что раньше был здесь колхоз-миллионер имени Ленина, председательствовал в нем Петр Иванович Бочков.
- Столько ферм работало, столько всего строилось! - вспоминает Татьяна Александровна. - Я всю жизнь дояркой в колхозе работала. Нашу ферму нарушили в 1994-м, угнали в Спас… С тех пор и не работаю.
Но обезлюдевать деревня начала еще прежде. Татьяна Новикова объясняет это так. Раньше у колхозников не было паспортов. Когда молодые ребята предвоенного поколения - 35-40-х годов рождения - стали уходить в армию, то многие из них домой потом так и не вернулись - пристраивались работать в чужих краях, получали там паспорта. А оставшиеся без парней девчонки начали выходить замуж за приезжих рабочих и тоже уезжали.
- Были тут когда-то геологи - недра изучали, нефть искали - на Кадниках есть заделанная плитой скважина, - рассказывает женщина. - Моя сестра с ними ушла с фермы. Так пока замуж не вышла, председатель сельсовета ни в какую не хотел выдавать ей справку на получение паспорта. Даже в суд на нее хотели подать - за то, что ушла с фермы.
В многолюдные времена вся земелька по реке была распределена между жителями деревни - речка давала возможность поливать огороды. Весной начнут копать - все по линии, попробуй залезть на чужой участок, ругани будет! Молодым семьям колхоз строил дом - неплохо! Но людей в деревне все равно становилось все меньше.

Одна коровенка на всех

- Чего деревня сейчас? Вот мы вдвоем чаю попьем или телевизор посмотрим - вся жизнь, все развлечения.
Ближайший от Дора магазин в Спасе. До него километр по полю и подвесной лаве через Ухру - ух и красиво там! А до лавы по топкой местности устроены мостки, которые идут примерно в метре от земли. Да, выглядит романтично, особенно среди цветущей черемухи, но как же здесь пробираются зимой, когда все заносит снегом?
Оказалось, зимой выручает деревенских Владимир Нестеров - ярославец, сейчас обосновавшийся в Доре. У него есть мотособака, зимой проезжает на ней - вот и дорожка. Егеря, что ездят в лес на снегоходах, тоже стараются по тропкам проехать, чтоб торные были.
Домов в деревне 21, но многие используются как дачи или вообще стоят пустые.
- До 2000 года здесь было 25 коров, 20 с лишним телят, более 50 овец, стадо сами пасли, обихаживали, - говорит Римма Федоровна. - А теперь одна коровенка осталась, так чтоб ее осеменить, обиходить, специалисты сюда приезжают.
Единственную коровку держат Александр и Марина Волковы, все деревенские и ходят к ним за молочком. Хозяйство у этой семьи крепкое, приятно посмотреть. Охраняет его огромный пес, а белый нахохлившийся индюк с голубой головой долго бежал за нами и бранил на своем индюшачьем языке - зачем потревожили его царственный покой? Вообще, как заметили, индюки в Доре в почете - они есть в нескольких дворах. А один дачник из Ярославля держит эдакий мини-зоопарк - как нам рассказали, у него есть гуси, индюки, утки, цесарки, козочки… Кое-кто держит поросенка.
- А Володя держит черных кабанчиков, - выдали нам.
Что за чудо? Надо посмотреть! Напросились поглазеть на живность Владимира Нестерова и не пожалели. О нем - отдельная глава.

10 жен да 30 детей

- Плохо живет деревня, - сказал нам вначале Владимир Нестеров. – Работы нету, деревня пустая. Это и основное-то. Хорошо у нас живут пенсионеры.
Хорошо - это лишь потому, что у них есть пенсия. Молодым надо работать, а где?
Сам Владимир Нестеров тоже пенсионер, хотя и молодой - пенсия у него по вредности производства. Приехал в Дор из Ярославля:
- Плюнул на все, решил - надо для себя пожить. Дело и пошло.
Завел кабанчиков - привез из Клочкова, там один хозяин разводил их. Сибирские, неприхотливые, едят все, правда, растут помедленнее обычных свинок. Сейчас у хозяина остался один такой экземпляр - Кузенька, жаль, никак животина не хотела красиво позировать для фото на память.
- Вначале выпускал его гулять, так он у меня убежал до фермы, - рассказывает Владимир Тимофеевич. - Я рассердился, думаю - надо прибирать его. Сел на пригорке, и пока горевал, кабанчик уж во двор пришел.
Есть у нашего собеседника и индюшки, и ульи с пчелами, и славная псина Герда. А в прошлом году даже фазанов растил! Заказал в Интернете, привез из Ярославля крошечных птенчиков, и выросли из них такие красавцы! Но по осени птиц перетаскал хорь…
Кроме мотособаки, про которую мы уже рассказывали (зимой Владимир на ней дорожки торит), есть у хозяина квадрицикл. Удобно - до Спаса за хлебцем сгонять, в лесочек за грибами или в Моховское болото по клюкву. Мы радуемся - вот он, позитив!
- А чего утрировать? - говорит Владимир Нестеров, которого хочется цитировать полностью. - По идее, мы сами себе жизнь строим. Ну бывает, выпиваю - раз в полгода, в год. Мне стабильно неделю надо - больше не могу. И пью-то не в удовольствие, тошнит уже на второй день. Зачем тогда пью? А не знаю, видать, организму надо, заложено у нас так. Но я же не просто так пью, а больше произойдет что-то неприятное, нюанс какой-то, вот на этой почве.
Потом Владимир начинает выходить из этого состояния - «в баню, в баню».  А постоянно пьющих очень осуждает - не дело это.
После развода мужчина больше не женился, очень любопытны его рассуждения по поводу семьи и брака:
- Не то чтобы новую семью завести не получалось, но у меня ведь дочь и сын - как быть с ними? Других детей бы завел - значит этих предал. Я не понимаю, как это… Вот посмотришь на мужиков - здесь наделал, убежал, там. И не помогают никак. Назаводят 10 жен да 30 детей и потом скрываются от них. Но так же нельзя!
Подумалось - наверное, это и есть настоящий русский мужик, с русскою тоской - «как же не скучно, особенно по вечерам, все в силах же», с русской рассудительностью и хозяйственной жилкой. На прощание Владимир сказал, что все-таки в деревне жить можно и нужно, и подарил нам мед в сотах - «пасечник не должен быть жадным, надо делиться». Спасибо, Владимир Тимофеевич!

Проблемы, проблемы

Помимо уже названных, проблемы Дора такие же, как и во многих наших деревнях - расчистка дорог зимой, особенно до Ачкасова. Туда пешком 4 километра ходят два доровских соцработника - Светлана Кутилова и Марина Волкова. Жалуются жители и на то, что в колодцах воды мало и не очень чистая. С одним из немногих в деревне развлечений - телевидением - тоже не все так, как хотелось бы.
- Когда губернатором еще Вахруков был, он обещал, что в сельской местности будет 8 телепрограмм, - говорит Римма Виноградова. - А их две. Чтобы было больше, купили мне безделушку, установили в телевизор. Каналов-то много, но я теперь не знаю, что творится в Ярославле, этой программы нет, показывают все Москву, а на что она нам?
Перед отъездом мы прошлись до лавы через Ухру. Увы, красивейшие места то тут, то там омрачают свалки... Мусорная проблема, как и везде, остра и трудно решаема.
И все же в эту деревню хочется возвращаться - к прохладной Ухре, к зеленому поющему птицами простору, к гостеприимным людям. Спасибо, Дор!
Марина БОРОДИНА


Рецензии