Встречи с музыкой. Георг Филипп Телеман

1. Композитор-демократ

Георг Филипп Телеман пишет музыку для горожан, бюргеров, сановников вольного города Гамбурга.

Телеман – выдающийся музыкант-просветитель.

Телеман – демократ в музыке.

Телеман находится в толпе веселящихся людей, оставаясь наедине со своими мыслями.

Телеман – практик в музыке.

Телеман – с успехом работает в бытовых музыкальных жанрах: это гений, преднамеренно угождающий всем и вся!

Телеман – творец общедоступной музыки!

2. Танец и песня

Маршеобразные и танцевальные ритмы музыки Барокко опираются на традиции народного искусства эпохи Ренессанса. В этом отношении показательно творчество Георга Телемана.

Телеман активно использует в своей музыке ритмы и мелодии народных танцев.

Телемана увлекает песенно-танцевальная стихия народного искусства.

Телеман – автор городской песни, понятной и близкой людям.

Песни Телемана простые и невзыскательные. Они предназначены для широких слоёв населения.

Телеман – немецкий трубадур баховской эпохи. Его перу принадлежит 700 песен.

Мелодический талант Телемана позволяет говорить о нём, как о Шуберте XVIII века.

Между гамбургским музыкальным директором Телеманом и его преемником Карлом Эммануэлем Бахом существует связующее звено – немецкая песня.

Немецкая песня, как национальное явление, формируется в вокальной музыке Телемана и Карла Баха.

Классическая немецкая песня развивается благодаря Телеману, Карлу Баху, Цельтеру, Мендельсону-Бартольди и достигает высот Шумана.

Одна песня в народном духе Телемана достойна любой кантаты Баха или оратории Генделя.

3. Опера

В опере «Орфей» Георга Телемана музыка возвышенна и поэтична.

Оперные арии Телемана отличаются душевной деликатностью тонко чувствующего музыканта.

Оперная музыка Телемана отличается нежной, хрупкой лирикой. Герои его опер – античные боги, но они выражают эмоции простых людей.

Слушая оперы Телемана, порой кажется, что в эпоху Барокко заглядывают Россини и Шуберт.

4. Особенности стиля

Музыка Георга Телемана простая, непосредственная, сердечная. Она пригодна для домашнего музицирования.

В музыке Телемана ликующая радость сменяется лёгкой грустью, несущей тихий, светлый, ясный покой.

Музыка Телемана душевная, человечная: ироническая или озорная, сентиментальная или неистовая как разыгравшаяся буря!

Телеман в музыке ироничен и меланхоличен, напорист как шквал ветра, или нежен как невинная девушка.

Телеман – предтеча сентиментализма и романтизма. Сделайте переложение для вокала скрипичные или флейтовые партии его инструментальных ансамблей – и вы услышите мотивы немецкого зингшпиля. Поступите точно так же с песенно-танцевальными мелодиями Телемана – и вы получите интонации песен Шуберта. Если же отдельные эпизоды музыки Телемана сыграете на фортепиано – зазвучит Шуман. Своими мелодиями Телеман проникает в глубины человеческой души, согревает её теплотой и нежностью чувств.

 Очаровательны пастушеские идиллии Телемана. Они занимают важное место в его творчестве.

Телеман – мастер инструментальной миниатюры.

Пленерную музыку пишут Телеман, Гендель, Моцарт, Шуберт, Берлиоз. Все они выступают предшественниками импрессиониста Дебюсси.

Одним из первых музыкальных пародистов является Сен-Санс, создающий остроумный «Карнавал животных». Однако намного раньше французского композитора Телеман сочиняет «лягушечью» музыку.

У Телемана и Оливье Мессиана есть одно общее свойство: их музыка насыщенна «оркестровой театральностью», в которой инструменты «разыгрывают» между собой «драматические» или «оперные» сценки. Можно сказать без преувеличения, что музыка Телемана представляет собой инструментальный театр.

Музыка Телемана в высшей степени человечна.

5. Три гения

Георг Телеман служит при городском магистрате, Георг Гендель – королевский капельмейстер, Иоганн Себастьян Бах – кантор церкви. Музыка Телемана – городская, Генделя – светская, Баха – религиозная.

Три выдающихся немецких композитора имеют разные творческие облики: Телеман – демократический, Гендель – аристократический, Бах – религиозный.

Телеман пишет музыку для народа, Гендель – для аристократов, Бах – для верующих.

Музыка Телемана – городская, Генделя – театральная, Баха – церковная.

В музыке Телемана танцуют жители деревень и городов, в идиллиях Баха и Генделя – пастухи и пастушки: у Телемана – реальные люди, у его собратьев по ремеслу – мифологические.

В отличие от религиозного Баха и светского Генделя Телеман – подлинно народный композитор.

Такие демократически настроенные композиторы, как Телеман, а вслед за ним Гайдн, Бетховен, Россини зачастую удивляют, шокируют и даже эпатируют общество.

Мелодии Телемана индивидуальны и человечны. Они свободны от баховской религиозности и генделевской изысканности.

Телеман по-немецки музыкально-драматический, Гендель по-итальянски оперный. Они движутся разными путями.

Оперная музыка Телемана чистая и трогательная, Генделя – солнечная и яркая. Телеман мыслит как истинный немец, Гендель – как итальянец или англичанин: немецкая сущность Генделя отступает на задний план.

Телеман в опере песенный, Гендель – песенно-ариозный. Телеман – немецкий композитор, Гендель – немецко-итальянский.

Телеман в душе чувствует музыку будущих веков, хотя носит одеяния XVIII столетия!

Музыка Телемана – в основе своей немецкая, творения Баха принадлежат всему человечеству.

Композиторская натура Телемана необыкновенно широка: это музыкант трёх периодов – барокко, классицизма и романтизма, Бах – воистину необъятен, чьё творчество значительно для всех народов и всех эпох! При этом не надо забывать, что Бах обращается к Богу, а Телеман – к Человеку!


Рецензии