Встречи с музыкой. Георг Филипп Телеман
Георг Филипп Телеман пишет музыку для горожан, бюргеров, сановников вольного города Гамбурга.
Телеман – выдающийся музыкант-просветитель.
Телеман – демократ в музыке.
Телеман находится в толпе веселящихся людей, оставаясь наедине со своими мыслями.
Телеман – практик в музыке.
Телеман – с успехом работает в бытовых музыкальных жанрах: это гений, преднамеренно угождающий всем и вся!
Телеман – творец общедоступной музыки!
2. Танец и песня
Маршеобразные и танцевальные ритмы музыки Барокко опираются на традиции народного искусства эпохи Ренессанса. В этом отношении показательно творчество Георга Телемана.
Телеман активно использует в своей музыке ритмы и мелодии народных танцев.
Телемана увлекает песенно-танцевальная стихия народного искусства.
Телеман – автор городской песни, понятной и близкой людям.
Песни Телемана простые и невзыскательные. Они предназначены для широких слоёв населения.
Телеман – немецкий трубадур баховской эпохи. Его перу принадлежит 700 песен.
Мелодический талант Телемана позволяет говорить о нём, как о Шуберте XVIII века.
Между гамбургским музыкальным директором Телеманом и его преемником Карлом Эммануэлем Бахом существует связующее звено – немецкая песня.
Немецкая песня, как национальное явление, формируется в вокальной музыке Телемана и Карла Баха.
Классическая немецкая песня развивается благодаря Телеману, Карлу Баху, Цельтеру, Мендельсону-Бартольди и достигает высот Шумана.
Одна песня в народном духе Телемана достойна любой кантаты Баха или оратории Генделя.
3. Опера
В опере «Орфей» Георга Телемана музыка возвышенна и поэтична.
Оперные арии Телемана отличаются душевной деликатностью тонко чувствующего музыканта.
Оперная музыка Телемана отличается нежной, хрупкой лирикой. Герои его опер – античные боги, но они выражают эмоции простых людей.
Слушая оперы Телемана, порой кажется, что в эпоху Барокко заглядывают Россини и Шуберт.
4. Особенности стиля
Музыка Георга Телемана простая, непосредственная, сердечная. Она пригодна для домашнего музицирования.
В музыке Телемана ликующая радость сменяется лёгкой грустью, несущей тихий, светлый, ясный покой.
Музыка Телемана душевная, человечная: ироническая или озорная, сентиментальная или неистовая как разыгравшаяся буря!
Телеман в музыке ироничен и меланхоличен, напорист как шквал ветра, или нежен как невинная девушка.
Телеман – предтеча сентиментализма и романтизма. Сделайте переложение для вокала скрипичные или флейтовые партии его инструментальных ансамблей – и вы услышите мотивы немецкого зингшпиля. Поступите точно так же с песенно-танцевальными мелодиями Телемана – и вы получите интонации песен Шуберта. Если же отдельные эпизоды музыки Телемана сыграете на фортепиано – зазвучит Шуман. Своими мелодиями Телеман проникает в глубины человеческой души, согревает её теплотой и нежностью чувств.
Очаровательны пастушеские идиллии Телемана. Они занимают важное место в его творчестве.
Телеман – мастер инструментальной миниатюры.
Пленерную музыку пишут Телеман, Гендель, Моцарт, Шуберт, Берлиоз. Все они выступают предшественниками импрессиониста Дебюсси.
Одним из первых музыкальных пародистов является Сен-Санс, создающий остроумный «Карнавал животных». Однако намного раньше французского композитора Телеман сочиняет «лягушечью» музыку.
У Телемана и Оливье Мессиана есть одно общее свойство: их музыка насыщенна «оркестровой театральностью», в которой инструменты «разыгрывают» между собой «драматические» или «оперные» сценки. Можно сказать без преувеличения, что музыка Телемана представляет собой инструментальный театр.
Музыка Телемана в высшей степени человечна.
5. Три гения
Георг Телеман служит при городском магистрате, Георг Гендель – королевский капельмейстер, Иоганн Себастьян Бах – кантор церкви. Музыка Телемана – городская, Генделя – светская, Баха – религиозная.
Три выдающихся немецких композитора имеют разные творческие облики: Телеман – демократический, Гендель – аристократический, Бах – религиозный.
Телеман пишет музыку для народа, Гендель – для аристократов, Бах – для верующих.
Музыка Телемана – городская, Генделя – театральная, Баха – церковная.
В музыке Телемана танцуют жители деревень и городов, в идиллиях Баха и Генделя – пастухи и пастушки: у Телемана – реальные люди, у его собратьев по ремеслу – мифологические.
В отличие от религиозного Баха и светского Генделя Телеман – подлинно народный композитор.
Такие демократически настроенные композиторы, как Телеман, а вслед за ним Гайдн, Бетховен, Россини зачастую удивляют, шокируют и даже эпатируют общество.
Мелодии Телемана индивидуальны и человечны. Они свободны от баховской религиозности и генделевской изысканности.
Телеман по-немецки музыкально-драматический, Гендель по-итальянски оперный. Они движутся разными путями.
Оперная музыка Телемана чистая и трогательная, Генделя – солнечная и яркая. Телеман мыслит как истинный немец, Гендель – как итальянец или англичанин: немецкая сущность Генделя отступает на задний план.
Телеман в опере песенный, Гендель – песенно-ариозный. Телеман – немецкий композитор, Гендель – немецко-итальянский.
Телеман в душе чувствует музыку будущих веков, хотя носит одеяния XVIII столетия!
Музыка Телемана – в основе своей немецкая, творения Баха принадлежат всему человечеству.
Композиторская натура Телемана необыкновенно широка: это музыкант трёх периодов – барокко, классицизма и романтизма, Бах – воистину необъятен, чьё творчество значительно для всех народов и всех эпох! При этом не надо забывать, что Бах обращается к Богу, а Телеман – к Человеку!
Свидетельство о публикации №216123001074