Трость

Хижина Салмана стояла  у самого  берега,  и он страшно завидовал тем, кто жил  в городе, далеко от моря. Еще в детстве его напугала бабушка. Она говорила, что в море живут змеи. И что они выползают по ночам и жалят непослушных детей. Салман ей верил и старался не подходить к воде. Но однажды, выходя из дома, он  бросил случайный взгляд на воду и увидел, как на волнах качается очень красивая трость. Сначала он подумал, что это змея, потом  присмотрелся. Нет. Это была все таки трость! Вот так удача!
Салман  был  красивым юношей и даже франтом. У него был и нарядный костюм и шляпа-котелок.  Но ему никак не удавалось скопить денег, чтобы купить себе  тросточку. А все кавалеры ходили с тросточками и очень нравились барышням. И поигрывали ими, стоя у кофеен,  и оставляли их в прихожих, когда наносили визиты.
Салман забыл свой страх перед водой. Разулся, закатал штанины, зашел по колено в воду  и протянул руку к трости. Она оказалась холодной и скользкой. Но это была не змея, а самая настоящая тросточка.
Салман выбрался на берег, забежал в дом, обтер трость полотенцем и стал с интересом  разглядывать рисунок. Он и впрямь напоминал раскраску змеиной кожи. Даже на ручке были нарисованы маленькие блестящие глазки. А кровавый тоненький язычок легко угадывался в небольшой щелочке на месте змеиного рта.
Весь день Салман ходил по городу со своей замечательной тросточкой и принимал поздравления по случаю счастливой находки. Вечером он поставил трость в угол и прежде чем погасить свет, долго ей любовался. А ночью ему приснилась змея. Она выползла из трости и превратилась в смуглую черноглазую красавицу. Ее расшитая орнаментами рубашка  полностью  скрывала ноги, а руки унизанные перстнями она тянула к Салману и просила его дать ей еды. Во сне оказалось, что никакой еды в доме нет, есть лишь молоко и немного хлеба. Салман все это отдал незнакомке. Она поблагодарила его, поела и стала расспрашивать Салмана о его жизни.
Что интересного мог рассказать о себе простой конторский служащий? Что весь день он составляет прошения для посетителей, которые обращаются с разными просьбами к королю. Но король не интересуется этими просьбами, он живет в своем дворце и очень занят своей королевской жизнью. А просьбы принимают от посетителей чиновники,  и передают их другим служащим, которые ставят на бумагах печати и передают их третьим служащим, которые все эти бумаги складывают в одну большую  книгу. Так изо дня в день, из года в год все одно и то же. Кого то обидели, кто то разорился,  кого-то искусала собака, кому-то не дают спать соседи, у кого-то болеет ребенок. И всем нужна помощь, и деньги всем нужны. И ничего нового. И поэтому никто и  никогда не читает эту книгу. Там этих книг уже десятки и сотни, для них приходится строить все новые и новые склады.  И Салман знает, что его труд бесполезен. Что все это обман. Но боится потерять работу. Тогда ему нечего будет есть…
   Красавица его внимательно выслушала. Потом она исчезла. Салман повернулся на другой бок и заснул. Проснулся он совершенно разбитым и с какой-то непонятной тяжестью на душе. Но днем в контору опять приходили просители, и он опять записывал их просьбы и устал, и забыл на работе трость. Пришлось за ней возвращаться. Потом он шел домой вдоль берега. Повинуясь неожиданному порыву,  он схватил трость и забросил ее далеко в море. Не прошло и минуты, как волна ему ее вернула,  вынесла к самым ногам. Салман засмеялся и стал играть с морем как с собакой. Он бросал ему трость. А  море  ловило и возвращало.
Дома Салман наспех перекусил молоком и хлебом, оставив немного на завтрак, и лег спать. И снова, едва он заснул, ему приснилась та же красавица в пестром халате, похожем на змеиную кожу. Она так смотрела на него, что ему захотелось еще о чем ни будь рассказать ей.  И тогда он стал вспоминать своих просителей. Сначала он вспомнил, как приходил старик и просил денег, чтобы открыть приют для таких же одиноких и беспомощных людей как он сам. Потом приходил рыбак и просил заставить лавочников покупать его улов за более высокую цену, иначе ему было никак не прокормить жену и детей. Приходил музыкант и просил разрешения не выгонять его с площади, где он играл на скрипке и люди могли его слышать. Там теперь постоянно проходят военные парады а музыкантов и художников попросили не мешать.  Один вояка даже пытался сапогом раздавить скрипку.
   И снова девушка его выслушала и снова исчезла.
Следующий день был выходным. Салман весь день пробегал по городу, навещая приятелей и знакомых. Домой пришел поздно и уснул, вполне довольный  своей жизнью. 
Но во сне он ее увидел снова. Она как будто еще сильнее исхудала и глаза ее стали как будто чернее,  и даже еще ярче. И снова Салману захотелось ей рассказывать о своей работе.  На этот раз он вспомнил,  как однажды  к нему приходила молодая девушка, которая отказала в любви богатому лавочнику. Ее прогнали из лавки, из домика для прислуги, в котором она жила. Да еще богач распустил слухи, что она воровка, украла у хозяина драгоценную трость для своего дружка. А дружка никакого не было, и родителей не было, и даже идти ей было некуда. Она ждала, что ей помогут. Что люди узнают, что она честная девушка, и она найдет себе хорошую работу. Но этого не случилось. Однажды Салман услышал, что девушка утопилась. Салман  даже  погоревал о ней. Но что он мог бы сделать? Разве всем поможешь?
И в эту секунду он заметил, что в его доме стало светло как днем. И что та самая несчастная  девушка, о которой он сейчас рассказывал, сидит прямо перед ним. Он узнал ее.
 – Ты и в правду считаешь, что ничего бы не смог сделать, чтобы помочь мне или хотя бы кому-нибудь из тех, кто приходил к тебе? – неожиданно спросила она странным шипящим голосом, почти шёпотом. Потом она упала на пол, начала извиваться и шипеть,    стремительно превращаясь в змею. Потрясенный юноша смотрел на нее во все глаза, и не смел даже пошевелиться,  когда она превратилась  в гадкое пресмыкающееся  и сделала бросок, пытаясь  его ужалить. Салман вспомнил, что в углу хижины стоит его замечательная тяжелая трость. Он бросился к ней. Но ее там не оказалось! И тут Салман понял, что совсем не случайно он три дня назад нашел себе в море подарок. Змея снова сделала выпад, стараясь его ужалить. Салман едва успел схватить ее за голову.
 – Что? Что я мог сделать? – закричал он.
 – Даю тебе три дня, и если ты ничего не сделаешь,  а продолжишь все также обманывать несчастных людей, я ужалю, тебя и ты умрешь! И не пытайся меня убить снова. Один раз ты уже убил меня своим равнодушием.
Утром Салман проснулся в холодном поту. Кое-как принял душ и надел свой рабочий костюм. Оставалось только взять трость.  Салман обшарил весь угол, посмотрел в шкафу за одеждой, поползал по полу. Но, как и в том дурном сне, трости опять не оказалось.
Значит,  это был не сон.  Салман стал думать, как же ему быть. И так и так погибать! Утром он подговорил своих друзей – конторщиков  и тогда они зашли в хранилище и вынесли огромные  книги на площадь. Салман и его товарищи стали вырывать из них листы и  раздавать прошения тем, кто их писал, их детям их внукам… Быстро расходились листы книги. Но многие было уже некому возвращать. Потому что те, по чьей просьбе их писали, давно умерли. Умерли в слезах, не веря в справедливость, в людскую доброту, в то, что им можно помочь. Или хотя бы попытаться. И тогда люди взяли эти страницы, отнесли их к королевскому замку и сложили целый костер.  Вот уже занялось пламя и перекинулось на дворец,  вот уже бежит король , вслед за ним улепетывают его слуги и армия.
Салман даже не понял, не заметил, как люди подхватили его десятками рук и усадили на трон. «Мы хотим, чтобы ты стал нашим королем!», - вопила толпа тысячей голосов и Салман согласился.  Первым делом он потребовал, чтобы каждая жалоба, каждая просьба о помощи становилась ему известна. Чтобы каждое прошение ложилось ему на стол. Несколько лет изо дня в день он помогал бедным, защищал слабых, строил дороги и мосты, побеждал врагов и возвышал друзей. Но однажды он услышал, как за окном его дворца разговаривают стражники. Они говорили, что король ведет себя как дурак, а не  как настоящий король. Не умеет  мантию правильно носить, не ездит в каретах, не требует почестей.  Да, он, может, кому то и помог в чем то, но ведь от этого стало только хуже. Теперь, кто первый наябедничал, пожаловался, тот и прав!
Как же разобиделся Салман на неблагодарных подданных! И тогда он нанял целую армию чиновников, потом еще две армии помощников чиновников. И снова заработала контора, почти такая же как та в которой раньше трудился Салман.  Но теперь жалобы не подшивали в папки и не раскладывали толстенные тома. У каждого чиновника была простая бумагорезательная машина. Она могла проглотить любой крик о помощи, рахмолотить на полосочки любые слезы. Все реже король Салман Первый читал бумаги, которые передавали просители. Он полюбил подолгу нежиться в постели. Его кареты стали напоминать дворцы на колесах.  Салман стал коллекционировать картины, придворные часто ему читали смешные истории, постепенно его  стали раздражать крики за окнами и настойчивые посетители. Он стал подолгу путешествовать и научился презирать тех, кто не разделял его новых увлечений, изо дня в день зарабатывая себе на хлеб.
   Он совсем забыл странную историю, случившуюся в его молодости и приведшую его на трон.  В его королевском гардеробе стояли десятки тростей. Однажды он приказал старому слуге подобрать  трость к  новому роскошному наряду.  Но слуга приносил все не то, что нужно, извинялся, уходил и снова возвращался и снова не с той тростью, которая могла бы украсить франтовской наряд короля. Тогда король не выдержал, приказал отрубить  слуге голову  и сам прошел выбирать трость в гардеробную комнату.
   Слуги прождали его не один час, прежде чем решились зайти за ним. А когда зашли, то увидели, что король  лежит на полу  и не дышит. Рядом с его шеей, на которой без труда можно было различить две дырочки от змеиного укуса, нашли трость, похожую на змею.
    


Рецензии