Физика и жизнь

    Витька любил свою работу. Во-первых, ему было приятно воочию созерцать дело рук своих, во-вторых, он умел найти привлекательные стороны даже в обыденной рутине, а в-третьих работа давала ему редкую по нынешним временам возможность пообщаться с интересными и весьма неглупыми людьми.
    Витька интересовался новостями из разных сфер бытия и поэтому всегда находил актуальную тему для беседы с очередным клиентом. Впрочем, все клиенты у него были не очередные, а постоянные. Он работал сантехником в доме, который в обиходе назывался "профессорским".
    За без малого двадцать лет работы ему удалось наладить взаимовыгодный контакт почти со всеми жильцами. Витька деликатно и ненавязчиво задавал тему для разговора, близкую к профессиональной проблематике клиента. Изучив их привычки, кого-то слушал чуть не с открытым ртом, с кем-то вступал в горячую полемику, всегда к взаимному удовлетворению сторон. Томимые капризами сантехники корифеи науки как правило охотно поддерживали разговор с любознательным слесарем, умудряясь объяснять сложные вещи простыми словами. Вот и сейчас Витька завершил приготовления к работе, взял в руки разводной ключ и, чуть помедлив, спросил у импозантного даже в домашнем халате академика:
    - Скажите, Борис Яковлевич, почему такая шумиха вокруг Большого Адронного Коллайдера?
    Пожилой физик задумчиво пожевал губами и неторопливо ответил:
    - Видите ли, Виктор Михайлович, современная наука действует по принципу коммерческого предприятия. Чтобы выжить - нужны деньги, чтобы спонсоры дали денег - нужна реклама. БАК разрекламировали как двигатель науки, и в каком-то смысле это так и есть. Например, наши институты и предприятия получили от ЦЕРН и Ко заказы на сто миллионов долларов.
    - Это разве плохо?- Витька ловко открутил кран и слил остававшуюся в трубе воду в подставленное ведро.
    - Для кармана - неплохо, а для науки...
    - Но ведь коллайдер-то построен как раз для науки? Поиск бозона Хиггса, исследование свойств антиматерии и так далее?
    - В общем, да. Но его научное значение кажется мне преувеличенным.
    - Борис Яковлевич, как же так? Почему?
    - Коллайдер - это, в общем,тот же самый ТОКАМАК. Только труба побольше и дым погуще.
    - Но вы же и сами работали на ТОКАМАКах! Искали, исследовали - и вдруг такой пессимизм?
    - Ну да. За десятки лет - ни одного "решающего прорыва", а только "обнадёживающие результаты".
    - Но, может быть, просто энергия столкновения частиц была недостаточной?
    Академик вздохнул и потёр лоб.
    - Как бы объяснить понагляднее... Вот представьте, Виктор Михайлович, что для выяснения устройства этого унитаза вы со всей дури лупите по нему вот этой раковиной, а потом с серьёзным видом изучаете полученные осколки, если, конечно этими осколками вас не заденет. А самое главное - приобретаю эти предметы для экспериментов я, и я же оплачиваю ваши физические усилия, этот самый серьёзный вид и в случае чего - вашу медицинскую страховку.
    Витька не ожидал такого поворота. Картинка перед внутренним взором стояла как живая. Да, с устройством унитаза ерунда получается - этот выйдет из строя, а новый может оказаться другой конструкции. И насчёт осколков верно, надо ещё ухитриться не получить одним из них в глаз. Витька поёжился и, отгоняя наваждение, мощным движением затянул гайку на новом кране. Академик выдержал паузу, с усмешкой читая на лице собеседника его мысли, и продолжил:
    - Ну вот. А в данной модели ускорителя вы держите раковину, стоя в кузове несущегося грузовика, а навстречу несётся на таком же грузовике ваш коллега с унитазом наперевес. Изменится только скорость разлёта осколков и глубина их проникновения в ваши мягкие ткани.
    Витька задумчиво уложил инструменты в сумку и двинулся к выходу. В дверях обернулся и задал самый животрепещущий вопрос:
    - Борис Яковлевич, а кстати, насчёт этих вот... побочных эффектов. Ну, осколков. Вы не боитесь, что при столкновении частиц с высокой энергией образуется чёрная дыра?
    Физик широко улыбнулся и ответил:
    - А чёрная дыра уже есть. И она уже засосала десять миллиардов долларов, 10000 тонн жидкого азота, силы и время десятков тысяч людей и т.д и т.п.
    И называется она - Большой Адронный Коллайдер...


9 июля, 2008

Оригинал: http://tikser.livejournal.com/131483.html


Рецензии
Остро, разумно, своевременно. Вот бы нашим великомудрым об этом узнать.

Лидия Дузь   27.01.2018 05:22     Заявить о нарушении
Спасибо!
А зачем оно им? Научная карьера катится по наезженным рельсам, проверни сотое исследование, "подтверждающее" теорию научного руководителя - и можешь рассчитывать на новые плюшки с икрой, а он, в свою очередь - бронзовеет и становится незыблемым классиком, чей пьедестал щедро унавожен "работами" учеников и "единомышленников". Это приносит много еды и уважение коллег, какая там истина, какие исследования - это удел полусумасшедших энтузиастов, которых при случае можно пнуть за ненаучность и отсутствие печатных работ, которые сами же отфутболвают, дабы не раскачивать свою лодку...

Сергей Тихомиров 72   28.01.2018 01:43   Заявить о нарушении
Полностью согласна.

Лидия Дузь   28.01.2018 03:27   Заявить о нарушении