Свиток и сапог. Глава 88

1. В прошлой главе на материале 102 го псалма мы начали анализ синергетического отношения (18 го шага основного алгоритма идентичности) и его разнообразных тематизаций. Как я отметил, углубленное понимание этого шага и двух предшествующих ему шагов: идеализационного GK (16) и созерцательного/синтонического KI (17)позволяет по-новому осмыслить историческое развитие новоевропейского культурного и социального проекта и его соотношение с проектом Иисуса, из которого возникло раннее христианство.

2. В прошлой главе я высказал идею о том, что проект Иисуса заключал в себе глубокую критику контракции синергетического отношения (отображенного в матрице диаметром ON)то есть сведения его к той его части, которая входит в состав среднего матричного квадрата  ABCD, то-есть к отношению господства-подчинения, отображаемого в матрице центральной вертикальной субъект-обьектной инструментальной связкой FH, где верхнее центральное контекстное поле субъекта власти F соединяется с нижним центральным контекстным полем Н объектов/ценностей.

3. И поскольку, как мы увидим, именно такое сведение энергетического максимума OF и энергетического минимума NH к полюсам вышеупомянутой инструментальной связки наряду с абсолютизацией самого инструментального отношения в эпоху Нового времени постепенно стало центральной линией развития европейской мысли, науки, политики и (в конечном счете) даже культуры, исходная критика инструментальной контракции Иисусом оказывается важной отправной точкой для понимания этого исторического процесса. Вот об этой критике инструментальной контракции синергетического восемнадцатого шага основного алгоритма идентичности и пойдет речь в этой и двух следующих главах.

4. Для начала я напомню моим читателям описание трех заключительных шагов алгоритма (16-18) идеализационного 16 авсd(а внутри матрицы идентичности GK, КF, KB  и КА), созерцательного/синтонического КI (17)и реализационного/синергетического IO/ОN в тексте восемнадцатого псалма: "Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!" (Пс 18:15)

5. Как я указывал в прошлой главе синодальный перевод этого пятнадцатого стиха сокращает исходный еврейский текст и тем самым изменяет его трехчленный ритм (соответствующий трем шагам алгоритма  идентичности) на двучленный. Более точный перевод мог бы выглядеть примерно так: "Да будут слова уст моих соответствовать Твоей воле(ihyu l'ratson imrej pi)(16 шаг)и помышление сердца моего да будет пред Тобою Господи(v'higajon libi lefanekha YHWH)(17 шаг),Оплот мой и Избавитель мой! (tsuri v'goali)(18 шаг).

6. Нам также понадобится описание синергетического отношения (еще не подвергнутого инструментальной контракции)в 13-18 стихах 102 го псалма, матричным анализом которого  мы занимались в прошлой главе. Вот оно:

13. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.
15. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.
16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

7.Теперь посмотрим в контексте смысла этих отрывков и их матричной интерпретации на следующий евангельский текст.

19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23. если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
(Мф. 6:19-34)

8. С этим можно сопоставить другой евангельский текст на сходную тему;

38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. (Лк. 10:38-42)

9. В приведенных выше стихах 102 псалма Бог не бездушный деспот (контекстное поле субъекта власти F), которому все равно, что будет с миром и с людьми, он понимает хрупкость и временность человеческой жизни и заботится о внутреннем (правда) и внешнем состоянии человечества, которое Он хочет с помощью заповедей соотнести с верхним месономным энергетическим регионом АIB блага/Царства Божьего, тематизирующим энергетический максимум OF/IF синергетического отношения ON, который совпадает с верхней частью заключительного синергетического шага (18) основного алгоритма идентичности. А как насчет нижней части этого шага, то есть региона энергетического минимума ниже контекстного поля объектов/ценностей Н?

10. Приведенные выше евангельские тексты представляют собой критику инструментальной контракции нижней части синергетического отношения, то есть прежде всего региона энергетического минимума NKH. Внутри этой критики Иисус настойчиво и успешно тематизирует нижнее центральное месономное контекстное поле смысловых ориентаций К, соотнесенное (внутри 17 го созерцательного шага KI алгоритма идентичности) с верхним месономным контекстным полем блага I. Этот 17 созерцательный шаг KI представляет Мария, находящаяся в контекстном поле смысловых ориентаций К и выбирающая "благую часть", т. е. верхнее месономное контекстное поле блага I. Иными словами чтобы слышать и понимать слова Иисуса Мария выбирает позицию в нижней части синергетического диаметра ON, то есть в регионе энергетического минимума НКО, серединой которого является месономное контекстное поле смысловых ориентаций, ее позиция в нижней части синергетического спектра символически передается словами Евангелия о том, что она "села у ног Иисуса".

11. А ее сестра Марфа находится выше сестры на той же нижней части линии синергетического диаметра, в той точке которая совпадает с нижним концом инструментальной связки HF в контекстном поле слуг/объектов/ценностей Н. Она обеспокоена тем, чтобы дать своим гостям угощение (в матрице эта забота отображается снабжающей/супплементальной угловой диагональю НЕ, где Е это среднее левое контекстное поле "чужих").В связи с этим она упрекает Иисуса в том, что его не заботит тот факт, что слушание его речей отвлекает сестру от того, чтобы помогать Марфе, то есть участвовать в той же хреономной ВЕН (oт греческого слова chreia нужда, потребность) парадигме идентичности, которая в данном случае тематизирует снабжающую диагональ НЕ и определяет поведение самой Марфы.

12. В своем ответе на упрек Марфы Иисус использует парадигму прециономики СЕН (от латинского слова pretium цена), которая дает возможность альтернативной тематизации снабжающей угловой диагонали ЕН. Внутри прециономики снабжающая диагональ (совпадающая с седьмым оценочным шагом алгоритма идентичности) связана с обеспечивающим внутреннее единство личности эйдетическим циклом (о нем см. Глава 74)ориентирующим личность на соблюдение справедливости А.

13. Восьмой усваивающий шаг НС алгоритма идентичности, тематизирован как прециономикой, так и составляющей часть эйдетического цикла эйдономикой САН. Но внутреннее единство личности, подготавливает ее к полноценному участию в синергетическом отношении и следовательно гораздо важнее забот о характере присутствия человека в мире D (прекрасная еда, красивая одежда и т.д.). Так ли важно, сможет ли Марфа выставить на стол дополнительные блюда, внимание к которым может отвлечь гостей от того, чтобы вдумываться в смысл того, что говорит им Иисус?

14. Потенциал внутреннего развития, реализации которого стремится добиться Иисус, делает человеческую жизнь более ценной, чем трава или птицы. Это имеет в виду Иисус в своей речи в шестой главе Евангелия от Матфея (26 и 30 стихи), где он отходит от 102 псалма, в котором жизнь человека просто сравнивается с жизнью травы и еще раз использует парадигму прециономики.

15. Это новое чувство особой ценности и значимости отдельно взятой человеческой жизни, свойственное как христианству, так и раввинистическому иудаизму является результатом длительного процесса интериоризации и интенсификации религиозного сознания, начатого в эпоху пророков ассирийского, вавилонского и персидского периода, который я детально рассматривал в ряде предшествующих глав. Частью этого процесса является переосмысление Иисусом синергетического отношения, о котором идет речь в 17м и 18 шагах алгоритма идентичности.

16. В свою очередь эти усилия в направлении интериоризации религиозного сознания подготовили почву для выросшего на этом основании новоевропейского гуманизма с его утверждением безусловной ценности индивида. Оторвавшись от своих религиозных предпосылок и корней и противопоставив себя им этот гуманизм теперь засыхает, как полевые цветы в 102 псалме, или превращается в постгуманизм, например в рамках того крыла экологического движения, которое в контексте интеграции человека назад в природу выступает за радикальное сокращение "излишков" человеческого населения на Земле.


Рецензии