Хорошо, но очень уж длинно и нескромно. Много претензий. Антон Чехов – о Достоевском. // Читаю Гончарова и удивляюсь. Удивляюсь себе: за что я до сих пор считал Гончарова первоклассным писателем? Его «Обломов» совсем неважная штука. Сам Илья Ильич утрированная фигура, не так уж крупён, чтобы из-за него стоило писать целую книгу. А главная беда – во всём романе холод, холод, холод. Вычёркиваю Гончарова из списка моих полубогов. Антон Чехов. // Содержание пьес Шекспира есть самое низменное, пошлое миросозерцание. Нет естественности положений, нет языка действующих лиц, главное, нет чувства меры, без которого произведение не может быть художественным. Лев Толстой. // Шекспир – талантливый варвар, пьяный дикарь. Франсуа Вольтер. (XVIII век груб на выражения). // То, что эти замечания и критика малоубедительны и несправедливы – факт неоспоримый. Но неоспоримо и другое: эти нападки были внутренне необходимы им, чтобы разрушить в своём сознании извечное преклонение («нерассуждающий гипноз») перед именами. // Писатель, не знающий наследия мировой литературы, не может быть настоящим мастером своего дела. Это элементарно. Однако нельзя и утонуть в этом наследии. Наиболее распространённой бедой нашей литературы является чересчур сильное преклонение перед художниками прошлого, которые действительно были очень большими мастерами. Однако если это преклонение отражается на голосе писателя, то оно переходит уже в эпигонство, и такое вот эпигонство, не обязательно в мастерстве слова, но и в мироощущении, воспитании чувств, нередко придаёт староватый оттенок современным произведениям. Надо бороться с гипнозом гигантов; учась у них, пребывать самим собой. Иван Ефремов. // Не только мудрость веков, но и их безумие вспыхивает в нас. Быть наследником – это опасно. Фридрих Ницше. // …от Льва Толстого легко не отмахнёшься. До конца дней своих его ощущаешь возле себя, над собою. Александр Серафимович. // Молодым писателям следует читать стариков придирчиво. Достоинства – как и всё в мире нашем – подлежат исследованию наравне с недостатками. Живёт немало достоинств, слишком изношенных и подлежащих искоренению. Максим Горький. // Любовь Пушкина к искусству сказывалась и в том, что в противоположность большинству новаторов он с большим почтением относился к своим предшественникам, нисколько при этом не скрывая от себя их недостатков. Викентий Вересаев.
Пушкин о своих предшественниках - Карамзине и Державине - когда молодой критик Одоевский их задел, отозвался такими словами:
«Здесь есть много умного, справедливого, но автор не знает приличий: можно ли о Державине и Карамзине сказать, что «имена их возбуждают приятные воспоминания», что «с прискорбием видим ученические ошибки в Державине? Державин всё - Державин. Имя его нам уже дорого... И вообще – не должно говорить о Державине таким тоном, каким говорят об NN или об SS..."
То есть, у него на все такие случаи было жесткое мнение: "Свой-своему!". И всегда помнил о заслугах почтенных литераторов, несмотря на их слабые произведения.
Я же считаю, что надо брать от них все самое лучшее, минуя неудачное, от которых никто не застрахован.
Вас поздравляю с Наступающим новым годом, дорогой Анатолий, и желаю здоровья, творческих успехов и личного счастья.
С уважением,
Спасибо, дорогая Асна! Пожелания взаимны.
Молодые не понимают, что и в искусстве есть иерархия, не менее строгая, чем в армии: свои заслуженные генералы, свои лейтенанты и масса рядовых литераторов.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.