Кто враг?

Кто враг?
https://ficbook.net/readfic/5029555

Направленность: Джен
Автор: Льлес (https://ficbook.net/authors/388611)
Фэндом: 28 панфиловцев
Рейтинг: G
Жанры: Флафф, Даркфик

Размер: Мини, 7 страниц
Кол-во частей: 1
Статус: закончен

Описание:
Разговор одного из выживших с внуком лет через 30 после Победы
— Дед, а ты чего такой хмурый?
Радоваться надо!

— Чему радоваться?

— Ну как чему. Урожай нынче богатый!

— И что?

— Ну как что…
Всех накормить сможем…

— И внуков своих накормишь?

— А причём тут мои внуки?
До внуков ещё дожить надо.

— А думать о них, по-твоему, тоже рано?
Раз их пока нет, то и тревожиться не о чем?

— Дед, да ты чего в самом деле?
Всё нормально с внуками будет.

— А чем ты кормить будешь?

— Ну чем… Как обычно.

— Да? А кто тебе даст еду?

— Дед, я что-то не понимаю твоих вопросов.

— Оно и видно, что не понимаешь…

— Ну так объясни…
А то вопросы какие-то странные.
Еду земля даёт. Кто же этого не знает.

— Вот именно. Земля.
Отсюда и думай.

— А что тут думать.

— Ну да, ну да. Что думать. И главное — есть ли чем.

— Дед, не сердись. Скажи по-человечески.

— А ты что — не знаешь что ли, что за сверхурожаи сегодня придётся платить неурожаями завтра или послезавтра?

— Ну… это в теории.

— В теории? Ты хочешь сказать, что ТОЛЬКО в теории? Да?

— Ну не то чтобы… Но… дед, погоди.
Ты что же — предлагаешь снизить урожаи что ли?
Но это же… это как-то против людей…

— Да? Против людей, значит?
Это ты говоришь мне? МНЕ?

Мне, которому звание героя дали?
Да что там звание героя.

Который не за страх и не за звание стоял за вас…
Да что тебе говорить. Ты всё равно не поймёшь.

— Дед, но всё равно… то, что ты говоришь… как-то это…

— Как? Чего мнёшься? Говори уже, раз начал.

— Да ладно.

— Чего ладно-то?
Может, ты хочешь сказать, что это опасно, да?

Для тебя опасно? Для меня старого опасно?
Боишься, что меня лишат звания героя и наградят званием врага народа?

— Да ничего я не боюсь.

— Боишься, боишься. Даром что мой внук.
И как у меня мог получиться такой внук, а?

— Дед, не надо. Не накручивай себя.

— А чего не накручивай. Давай, иди.
Настучи на родного деда.

Может, тебе зачтётся как смягчающее обстоятельство.
А мне просто простят, решив, что от старости крыша поехала.

— Ну всё, всё. Дедуль, не говори так.
Давай спокойно и по порядку.

— Я уже всё сказал. Умному хватило бы, чтобы понять.
А если ты ещё не понял, то и неделя объяснений не поможет.

— Я понял, что ты переживаешь за плодородие земли.

— Да неужели? Всё же понял? В самом деле?
И как только сподобился?

— Давай дальше. Ты опасаешься, что плодородию повредят сверхурожаи.

— А ты значит не опасаешься?
Смелый, значит?

— Дед… но если урожаи упадут, то мы просто снизим нагрузку на землю.
Дадим отдохнуть, удобрим как следует.
И всё будет нормально.

— Я же говорил, что ты не поймёшь.
Это всё временные меры.
Временные, понимаешь?

А скот наш. Ты же знаешь, во что земля превращается после выпаса скота.

— В удобренную землю.

— Ты совсем дурак или притворяешься?
Или решил добить меня?

— Ну ладно, прости, пошутил неудачно.
Я знаю, что выпас скота меняет структуру почвы.

— То-то и оно.
Причём в неблагоприятную сторону!

— Дед, но что же ты предлагаешь?
Не кормить людей невозможно.

— Я знаю. Но можно просто не быть такими жадными.
Не жрать столько. Соизмерять как-то свои аппетиты с возможностями земли-кормилицы.

— Скажешь тоже. Мы и так не обжираемся.

— Это да. Но я про другое.

— Про что?

— Сам думай. Не буду я тебе объяснять.
Если умный — сам дойдёшь.
А если дурак, то объяснения не помогут.

— Что-то ты сегодня секретничаешь.

— А нету тут никакого секрета…

— Тогда расскажи.

— Эх, да разве всё расскажешь…
Но пару слов можно и сказать.
Вот смотри — куда зерно идёт?
Мы же не всё его сминаем.

А потом — знаешь ли ты, что если кормить людей не животным белком, а растительным, то можно в десять раз облегчить тяготы земли?!

— Это не доказано.

— А ты возьми и сам проверь. Посчитай.
Ты же грамотный шибко.

Вот и считай, сколько людей можно накормить, если использовать землю не для производства кормов для скотины, а для выращивания еды для самих людей.

— Но не доказано, что человек может жить без животного белка.

— И это доказано. Я что — не доказательство тебе?

— Ну это только мне.

— Да хоть бы и только тебе. Мне пока и достаточно было бы.
А другие тоже могут найти доказательства. Если захотят.

— Дед, но это же революция. В жизни. В образе жизни, питания, хозяйствования.

— И что? Что в этом плохого?

— Люди… не готовы… Да, не готовы.

— Ну-ну. Вот испортят своей жадностью все почвы — шустро приуготовятся.
Когда жрать станет просто нечего.

… Хотя скорее всего опять ничего не поймут, откуда пришли беда и голод.
И вместо исправления ошибок ещё хуже сделают.

— Дед, ты пессимистом что ли решил стать?

— Станешь тут пессимистом.
Когда родной внук не понимает ничего.

— Не такой уж я и непонятливый.

— И не оправдывайся.
Что я, не понимаю, что ли, что ты думаешь, будто у деда просто нервы сдавать начали. Мол, фронтовик, тяготы и всё такое…

— Да не думаю я так. Что ты сам придумываешь обиды.

— Да какие обиды-то.
Я же за вас переживаю.
Я же… я же ради вашей жизни мёрз в окопах.

Не спамши, не емши… а против нас… железо… взрывы… а у нас… почти ничего… гранаты да бутылки… да пара ПТР…

А мы стояли… да… а какие люди погибли… какие люди!
Эх, Митька, не знал ты таких людей.

— Как же не знал, если я тебя знаю…

— Да это не то. То я. А там… товарищи мои… вот это люди…
И только ради вас. Только ради вас, слышишь?
А вы… а мы…

— Дед, может, в другой раз договорим?

— Другой? А ты уверен, что этот другой будет?

-…

— Короче… больно мне знать, что те, ради кого мы…
Что вы не захотите устроить жизнь хорошо, надёжно… надолго.

И знаешь, что самое трудное? Знаешь?
Тогда в боях мне было больного не только за товарищей, но и за землю…
Я чувствовал, как ей плохо от взрывов, от всего, что происходило.

Но тогда всё было понятно — тогда её обижал пришлый враг.
Он для того и приходил… Да…

Но вы… вы-то вроде как свои.
Вы же не враги своей земле и самим себе. Вроде как.
Что же вы тогда творите-то с землёй.

— Дед, ты не преувеличиваешь?

— Я? Преувеличиваю?
Ты газеты-то читаешь или нет?

Ты не знаешь, что делают с землёй?
И не только с землёй. Но и с реками, озёрами.
Их же… их же отравили.
Что с Волгой сделали — стыдно сказать!

А чудо-озеро…
Ты читал, что на Байкале построят комбинаты?
Думаешь, что хорошо от них будет чудо-озеру?

— Дед, это временно. Мы всё исправим.

— А успеете ли?

— Постараемся.

— Ой сомневаюсь я. Уже сомневаюсь.
Где ты найдёшь этих исправителей-то?

Учатся как попало. Я же наблюдаю за вами.
Иной раз спросишь ребятишек про учёбу.

Уроки все сделаны. А знания — уж прости мой французский — хреновенькие.
И откуда при таких знаниях возьмутся изобретатели для исправления отравленного? А?

— Найдём. Научим.

— Ага, научите…
Расслабились вы… Не умеете определять насущные задачи и решать их… Да и не хотите…

Лишь бы сегодня пожрать.
А о завтрашнем дне не думаете.

— Дед, всё хорошо будет.

— Да не ври уже. Деду-то.
Вот и получается, что от чужого врага землю спасли. Защитили…

А потом врагами ей стали мы сами.
Растащили, разорили, истощили землю.
Да ещё и с радостью, с восторгом, с песнями, под музыку.

— Почему ты говоришь «мы»?
Ты же не враг ей.

— Раз не могу её защитить от вас — значит, и я тоже ей враг…
Даже родного внука не могу убедить…

— Дед… дедуленька… родной внук тебя понял.
Слышишь?

— Правда что ли?

— Правда.

— Хотел бы я тебе верить.

— Верь мне, деда.

— И что делать будешь тогда?

— Сначала думать. Учиться мне надо.

— Да учёный уже.

— Ещё надо подучиться. Буду думать, как твой наказ исполнить.

— Не наказ это, Митяй. Считай, что завещание.

— Не спеши с завещаниями. Давай считать просто заветом.

— Ну давай, если не врёшь.
Но ты, Митяй, главное попомни.

— Что?

— Каждый день думать о том, что скажешь свои будущим внукам, когда они будут плакать от голода и просить хлеба.

Чтобы не пришлось говорить им, что это ты виноват в том, что для них нет хлеба, потому что землю разорили ещё до их рождения, ради жадности их дедов…

https://ficbook.net/readfic/5029555


Рецензии