Прот. И. Восторгов. Семья. Праведность. 1917

Протоиерей Иоанн Восторгов

Слово в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1917 г.


СЕМЬЯ

Рождество Твое, Богородице Дево радость возвести всей вселенней...
Но прежде всего, конечно, это была радость для отца и матери, радость благочестивой семьи, испросившей себе молитвой ребенка.
Когда мы читаем Священные Книги ветхого завета, пред нами постоянно стоят образы подобных Иоакиму и Анне благочестивых семейств. Захария и Елисавета испрашивают себе молитвою сына Иоанна, будущего Крестителя. Елкана и Анна имеют сына Самуила, который и получил это имя, буквально означающее: «выпрошенный у Бога», потому что был плодом неутешной скорби бездетных родителей, молившихся Богу о даровании им ребенка. Того же желал Маной с женою, - родители Самсона. И сам праотец Израиля Авраам с женою Саррою прошли этот путь и скорби бездетной жизни в семье и радости рождения сына Исаака.
Почему древний мир так дорожил семьею? Здесь выступают религиозные особенности древнего Израиля, ожидавшего рождения во плоти Мессии-Христа из среды своего народа, согласно Божиим обетованиям.
Но были здесь и другие, общие для всего древнего мира причины. При отсутствии жизни государственной, широких интересов жизни общественной, при отсутствии научных и других сродных им интересов и утех жизни, - семья была естественным, единственным и самым дорогим кругом взаимных отношений. Здесь были сосредоточены все интересы жизни. Глава семьи был учителем веры, совершителем священных обрядов, приносил жертвы и хранил в семье священные предания веры. Семья была естественной школой верности, любви, самоотречения и самоотвержения во имя блага непосредственных ближних людей на земле. Семья была единственной средой, на которую можно было положиться среди окружающей родовой и племенной, чисто-животной злобы и борьбы, единственно надежною и верною поддержкой. Семья была основной ячейкой жизни, дорогой и незаменимой. Связи семейные, - родители и дети, предки и потомки - все это было смыслом жизни, и потому семья бездетная была как бы нарушением самого смысла человеческого существования. Оттого мы и видим эти напряженные молитвы бездетных родителей о даровании им потомства.
Бывают и теперь времена, - и такое время мы переживаем теперь, - когда рушатся или слабеют государственные и общественные связи среди людей, падает порядок жизни, и наступает тяжкая её разруха. Где тогда найти уют веры, уют сердцу? Куда уйти, куда спрятаться, где душою отдохнуть? Где найти верных и преданных людей, спаянных общей любовью?
Когда школы закрыты; улицы полны народом мятущимся и неспокойным; когда все вокруг нас отравлено ненавистью; когда борьба страстей политических, социальных счетов и экономических недоразумений захватывает всю жизнь и все отношения, - где же остается отрадный уголок, тихий и покойный, куда не проникает злоба и вражда, где школа, где питомник веры, взаимной любви и взаимной поддержки?
Конечно, в семье, где родители и дети, и в великой духовной семье, в Церкви, где Бог - отец и Церковь - Мать для верующих. Но непосредственно и ежедневно стоит к нам близко семья обыкновенная, в христианстве возвеличенная до положения и именования «домашней церкви». (I Кор. XVI, 19).
Итак, теперь, когда мы переживаем именно такое тревожное время, что мы пожелаем вам, людям мирским, в нынешний праздник? Перенеситесь духом и мыслью в радостный круг добрых и благочестивых Иоакима и Анны, их близких и родных, по преданию Церковному в праздник рождения Девы Марии молитвенно объединенных и возглавленных священниками, представителями Церкви ветхозаветной, - и храните, возгревайте, укрепляйте религиозно семейный ваш союз среди родителей и детей, братьев и сестер, родных и близких, - семейные ваши и чистые радости среди нынешних едва выносимых скорбей!.. Аминь.


II.


ПРАВЕДНОСТЬ

От святых и праведных богоотец Иоакима и Анны ныне рождается Дева Мария.
Что такое праведные, что такое праведность? Замечательно, что ветхий завет в области святости и духовно-нравственного совершенства все сводил к одному имени праведности. Он знал различие служений: патриархи, вожди, судьи, цари, пророки... Но он не знал различий отдельных нравственных богоугодных подвигов; церковь христианская, напротив, восхваляет отцов, учителей, святителей, мучеников, священномучеников, преподобномучеников, преподобных, бессребренников, юродивых, столпников и т.д. Она знает святых мужей, жен и детей, знает святых, спасавшихся в семьях, в обителях, в пустынях. Она знает и праведных. Этим именем она называет тех святых, которые жили и Богу угодили, живя в миру, спасаясь в семье, в общественном и государственном, вообще в мирском служении.
Что такое праведность? Соответствие поведения человека закону и заключенной в законе правде, - вот что прежде всего есть праведность. Ветхозаветный мир высоко ставил и ценил закон. «Благ мне закон Твой, Господи, - говорить царепророк, - он дороже злата и серебра, слаще меда и сота». Откуда этот закон, кому и для чего он дан? Моисей выводит из рабства народ свой родной. Он ведет его из Египта, из дома работы, т.е. рабства, он при помощи Божией чудодейственно переводит народ чрез Черное море. На другой стороне моря народ почувствовал себя безопасным от фараона, погибшего в волнах со всем воинством, и совершенно свободным. Но народ не имел ни религиозного устройства, ни гражданского, в нем господствовали пороки - чувственность, себялюбие, взаимная ненависть и зависть, трусость и наглость, наследие рабства. Что же дает Моисей прежде всего свободному народу? Еще не успел народ опомниться от радостной вести о свободе, как Моисей уже повел его трудным пустынным путем к каменному и угрюмому Синаю, и здесь, всего на пятидесятый день после выхода из Египта, дал народу закон. И закон этот был строгий, суровый, жесткий, как скалы и камни серого Синая; он предусматривал каждый шаг древнего израильтянина, он во всем связывал его... свободу. «Народ жестоковыйный», как называли его пророки, долго не мог привыкнуть к такому игу закона, он бунтовал, нарушал закон без конца, но Бог смирял его жезлом железным, тяжестью путешествия, суровыми лишениями пустыни, болезнями, нападениями врагов, даже смертью всех, вышедших из Египта, кроме Иисуса Навина и Халева. Закон суровый для чего же дан свободному народу? Для того, чтобы он не потерял, а сохранил и укрепил свою свободу. Так свобода, как видим, по устроению Божию вырастает в ограде закона, как слабое деревцо растет у крепкой подставки, как вьющееся растение поднимается по стволу столбика или дерева, - и, наоборот, гибнет, если стелется по земле, растоптанное прохожими...
Кто исполнял в точности данный Богом религиозный, обрядовый, гражданский закон, тот и назывался праведным в ветхом завете. Таковы и были праведные Иоаким и Анна.
В христианстве верующий называется духовным и свободным. Он уже освобожден от греха и от ига всех обрядовых законов; нравственное совершенство здесь так возвышенно, духовно, так глубоко и всесторонне, так свободно, что мы читаем у апостола слово, приводящее нас в недоумение: праведнику закон не лежит, т.е. для праведного совсем нет закона... (Тим. 1, 9). Почему?
Христианин истинный выше закона буквы, ибо выше всякого принуждения. Однако, это не значит, что для него совсем нет закона веры и нравственности. Закон есть, но исполнение его иное. В христианстве господство духа, и христианин, как духовный, поэтому подчиняется не внешнему только писанному закону, но тому духу, который в основе закона и - его если человек усвоить, то легко, даже неприметно сам собою выполняет и писанный закон веры и нравственности, подобно тому, как легко неприметно и совершенно грамотно пишет и говорит хорошо образованный человек... Для него трудно нарушить закон, для этого он должен сделать усилие, подобно тому, как грамотный человек только с усилием и намеренно может говорить или писать неграмотно... Христианин исполняет закон так, как совершает дыхание; закон - есть естественная, уже усвоенная им основа его духовной жизни. И потому он - свободный. Он выполняет закон не как раб, а как сын, не за страх, а за совесть, не по принуждению, а как раб Христов, от души (Кол. III, 23; Еф. VI, 6; I Петр. II, 16), т.е. охотно, любовно, разумно-сознательно, - свободно.
Итак, есть ли закон для христианина? Да, и христианин должен повторять слова псалмовпевца: «Благ мне закон Твой, Господи, дороже злата и сребра, слаще меда и сота; светильникам ногам моим закон Твой, и если бы не закон Твой был в поучение мне, то я заблудил бы от пути моего». (Пс. 118-й).
Но в таком случае, спросят, в чем же свобода наша, и есть ли она? Раз есть закон, то может ли быть свобода?
Свобода не в отсутствии закона, братие, а в свободном по побуждениям и целям исполнении закона, в разумно-свободном нравственном характере и в нравственных целях нашего поведения. У нас, мирских людей, живущих в семьях и в мирских занятиях, - тогда-то и будет христианская праведность и исполнение закона не за страх, а за совесть, когда мы, по наставлению апостольскому, будем не пред очима точию работающее - как рабы древнего закона и наемники, как человекоугодники, - а как свободные и любящие рабы Христовы, - от души. (Еф. VI, 16).
Так и теперь для мирских людей есть тот же, что и в ветхом завете, но только бесконечно высший и одухотворенный путь праведности, т.е. исполнения закона, - и в том гибель нашей теперешней жизни, что народ наш, назвав себя теперь свободным, не хочет идти путем древнего Израиля, который для укрепления и сохранения свободы прежде всего принял к исполнению закон. Если так продолжится жизнь нашего народа, то он погибнет, как древний Израиль в пустыне, и никогда не увидит земли обетованного счастья, желанной свадьбы, которая не дается тем, кто презирает Божественную волю. Ходить надо пред Богом, как древние ветхозаветные праведники, т.е. всегда поступать так, как будто Бог смотрит на нас, нужно познавать, изучать, помнить, исполнять Божий Закон. Но в Законе Господнем воля Его, и в законе Его поучится день и ночь, - говорится о муже праведном. Это - завет всех ветхозаветных праведников, завет праведных богоотец Иоакима и Анны, завет Пречистой Девы Марии, возросшей и воспитавшейся в духовном питании Закона Божия.
И народ наш говорит: «Праведниками мир стоит». И это воззрение он не выдумал, а взял его у святого пророка: «Семя свято, род праведных есть стояние мира», - стояние я залог благополучия жизни народов и царств человеческих. - Аминь.


Рецензии